Сотовые ритейлеры не боятся высоких арендных ставок

Дата публикации: 28.12.2006
Раздел: Статьи

Рынок сотового ритейла растет и развивается не по дням, а по часам. Сейчас данный сегмент рынка близок не просто к пику своего развития, а, как говорят многие эксперты, к точке перенасыщения.

"Рынок сотового ритейла стал достаточно конкурентоспособным и насыщенным, – рассказывает Guide to Property Юлия Никуличева, заместитель директора, отдел стратегического консалтинга и оценки компании Jones Lang LaSalle. – Если люди покупают телефон, то, скорее всего это, просто "обновление" модели и марки, а не приобретение нового товара, как это было 2–3 года назад. На рынок вышли новые операторы, появились и новые продукты, например, продажа телефонов сейчас очень часто совмещается с предложением цифровой техники".

По словам пресс-секретаря сети "Цифроград" Ивана Белозёрова, рынок стабилизировался после периода бурного роста и сейчас практически не прогрессирует.

При этом развитие сотового ритейла происходило неоднородно. В Москве, Санкт-Петербурге и ряде крупных городов России появился и уже развивается рынок замещения. Как сообщила G2P директор департамента PR и внешних связей группы компаний Dixis Татьяна Москалева, вместе с этим происходит постепенное замедление рынка мобильных телефонов по объемам продаж и одновременному росту рынка в денежном выражении, а в последствии эта тенденция будет только усиливаться. "Однако большинство регионов страны в разной степени отстают от центральных городов в своем развитии, и, если демонстрируют вышеупомянутые тенденции, то в более замедленном темпе", – добавляет Татьяна Москалева.

Однако, как показывает практика, ритейлеры нисколько не страдают от замедления темпов развития, поскольку в денежном выражении они все же находятся в плюсе, выплывая за счет повышения рыночных цен. "Это обусловлено, как ростом благосостояния населения, так и развитием сектора потребительского кредитования (покупка в кредит дорогих телефонов), развитием линейки дорогих аппаратов, реплейсмента (увеличение объема покупок "на замену") в высшем сегменте, – говорит руководитель отдела рекламы компании "Альт Телеком" Анна Смольнякова. – Не стоит ожидать роста в количественном выражении, но можно говорить об увеличении средней цены продажи телефона".

Также, по словам Анны Смольняковой, уже сейчас многие сети в своем развитии активно используют стратегию диверсификации, развивая услуги, новые направления в обслуживании клиентов. Действительно, на сегодняшний день в салонах мобильной связи практически всегда можно найти "сопутствующие" услуги или товары, например, цифровую технику. Диверсификация минимизировать риски от снижения доходности одного или нескольких направлений. Сотовые операторы внедряют новые услуги и расширяют ассортиментную матрицу.

"В какой-то момент, когда в количественном выражении сеть вырастает до ожидаемых масштабов, ритейлер приходит к выводу, что в дальнейшем развиваться можно только по интенсивному пути, повышая рентабельность бизнеса и оптимизируя доходы, – отмечает Татьяна Москалева. – Собственно, крупные компании на рынке сотового ритейла уже сейчас приступают к работе над повышением рентабельности и оптимизации бизнеса – развивают новые бизнес направления, расширяют ассортимент, сотрудничают с производителями, открывая фирменный салоны и проводя совместные крупномасштабные акции. Эта тенденция характерна для рынка в стадии насыщения".

Так, компания "Евросеть" запустила специальный проект под названием "Техмаркет". Это типовой магазин, в большей степени ориентированный на продажу не столько мобильных телефонов, сколько разнообразной портативной цифровой техники: видеокамер, игровых приставок, цифровых диктофонов, GPS-приемников, портативных DVD-плееров.

Некоторые операторы, напротив, реорганизуют свою деятельность в обратном направлении. Например, "Эльдорадо" изначально позиционировался как магазин бытовой техники, однако, по словам руководителя отдела по связям с общественностью группы компаний "Связной" Елены Ноготковой, планирует завершить с 2–3% долей рынка мобильных телефонов, что лишь вполовину меньше доли некоторых "специализированных" операторов. По данным Елены Ноготковой, доля "Евросети" достигнет примерно 35–40%, "Связной" закончит этот год с 15–16% долей рынка и планирует достичь 18–20% доли в следующем году, "Цифроград" может достичь 9–10%, "Диксис" – около 7%, "Беталинк" – 5–6%, "Дивизион" – 3–4%.

Следующая тенденция, о которой упоминают все сотовые ритейлеры – это консолидация, достигшая к настоящему моменту практически своего пика. "Крупные федеральные ритейлеры в уходящем году вели политику активной региональной экспансии, вынуждая небольшие сети покидать рынок. Консолидация – вполне естественная тенденция, которой характеризуется любой рынок в стадии насыщения. Все это уже в ближайшее время приведет к тому, что на рынке останется лишь несколько крупных сетей, которые в итоге поделят его между собой", – считает Татьяна Москалева.

По данным Ивана Белозёрова, к концу 2006 года примерно 70% продаж приходится на 7 крупнейших розничных сетей, а к концу 2007 г. они будут контролировать более 80% рынка. Также Иван отмечает, что продолжится процесс ухода с рынка небольших региональных игроков, которые не могут конкурировать с федеральными сетями.

Елена Ноготкова считает, что консолидация рынка еще не завершена, но процесс близок к этому. "Также будет расти доля сетевых магазинов Consumer Electronics и операторских салонов", – говорит Елена.

Столичные рынки уже давно поделены между продавцами мобильных телефонов, и теперь взоры "акул" мобильного бизнеса обратились в регионы. При этом компании не забывают расти и "вширь". По словам аналитиков, работающих в данном сегменте рынка, в последнее время наблюдается стремление к увеличению арендуемых площадей. "Если раньше это были маленькие магазинчики, площадью 20 "квадратов", то сейчас стандартным размеров является площадь в 100–150 кв. м", – отмечает Юлия Никуличева.

Естественно, каждый из операторов стремится занять наиболее выгодную "позицию". "Если говорить о размещении в ТЦ, то сотовые ритейлеры стараются выбирать красивые и "людные места" в центре, например на пересечении потоков покупателей, – полагает Юлия Никуличева. – Арендодатели, как показывает практика, очень любят сотовых ритейлеров и зачастую "под одним боком" размещают несколько конкурирующих операторов".

Однако за все хорошее в жизни приходится платить, и ситуация сна рынке сотового ритейла – не исключение. "Если говорить про соотношение стоимости аренды квадратного метра в уличном павильоне и в торговом центре, то площади в ТЦ примерно на 90% дороже, – рассказывает Иван Белозёров. – Сейчас сложность положения сотовых ритейлеров в том, что прибыльность бизнеса значительно уменьшилась (из-за насыщения рынка, острой конкуренции и "обеления" экспортных схем), но арендные ставки остались по-прежнему высокими. Владельцы торговых помещений ориентируются на ситуацию трехлетней давности, когда любая точка по торговле телефонами приносила высокий доход. Соответственно и цены для сотовых ритейлеров устанавливаются выше среднего уровня. Такой расклад не отвечает сегодняшней ситуации на рынке".

"Арендные ставки для сотовых ритейлеров завышены, – соглашается Елена Ноготкова. – При этом помещения нам нужны с высоким людским трафиком, просторные, светлые, которые сейчас уже довольно трудно найти. Мы стараемся присутствовать во всех крупных открывающихся торговых центрах".

По словам Александры Кадченко, заместителя руководителя отдела исследований и аналитики компании Praedium, обычно ставки варьируются от 600 до 2 тыс. долларов за кв.м в год, в зависимости от расположения помещения, а площади под салоны связи находятся в диапазоне от 10 до 50 кв. м.

Татьяна Москалева считает, что в целом арендодатели относятся к сотовым ритейлерам более чем лояльно, но от репутации сети также зависит многое. "Арендные ставки варьируются в зависимости от месторасположения торговой точки в городе (эффективности торгового места), а также в зависимости от региона. Так, в Москве средняя арендная ставка составляет 5–8 тыс. долларов за помещение размерами 30–40 кв. м. В регионах в среднем этот показатель несколько ниже – 3–5 тыс. долларов за 30–50 кв. м", – рассказала G2P Татьяна Москалева.

"Ритейлеры продолжат освоение регионов, но сконцентрируются на небольших населенных пунктах с небольшой численностью населения, некоторые сети приступят к активному освоению стран СНГ. Основной и ведущей тенденцией наступающего года станет переход ритейлеров от экстенсивного развития к интенсивному", – резюмирует она.

Guide to Property

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article40703.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100