Порка Кока-Колы

Дата публикации: 20.10.2006
Раздел: Репортажи

Устроив Кока-Коле справедливую порку, рекламисты не боятся попасть под собственные розги.

Реализация Кока-Кольного девиза – достичь апогея массовости за небольшие деньги, вызвало настоящую культурную рвоту. И не потому, что масса сама себе надоела, а потому, что такие девизы исполняются самыми варварскими методами: то источник воды в Индии перекроют или скорешатся с приватизаторами водных ресурсов в Южной Мексике, то насильно затащат рабочих венесуэльской компании в правую партию или просто поубивают членов профсоюза в Колумбии. В Перу, два года назад рабочие фабрики Кока-Колы объявили забастовку в связи с сокращением рабочих мест, а в Англии в прошлом году изъяли из продажи бутилированную воду Dasani, которая оказалась не только искусственный "минералкой" из водопровода, но и содержала канцерогены.

Народ в долгу не остался. И если Штирлиц спокойно разъезжает на честной лошадке -  Фольксвагене (тем более что эта фирма вместе с Фордом, вошла в число тех, кто выделил на компенсацию ущерба жертвам нацизма 10 млрд. марок), то Кока- Коле припомнили все ее националистическое прошлое: и поддержку режима третьего рейха вообще, и Фанту – напиток наци, появившийся в 1941 году в связи с закрытием поставок сиропа из США, и использование принудительного труда заключенных.

Массы не особенно-то разбираются в рекламе – они едят то, что дают по телевизору. Но когда плюются, то непременно – в сторону Кока-Колы.  И из-за общей вредности продукта, отлично компенсируемого столь же коричневым, но полезным квасом, и из-за тандема с "Макдональдсом" (нашим "антихристом", тоже, надо сказать, неполезным), и из-за альтернативного  нашему советскому, героическому красному – гедонистического, как губы Монро, американского пунцового. Ну, и фонетика делает свое дело. Коричневая Кока-Кола … можно не продолжать. А прославленная марка в ус и не дует и продолжает, как выражается молодежь,  уверенно "тупить". Ее последний ребрендинг в этом смысле – верх кокакольности.

А теперь про турне.

"Внимание! – гласит пресс-релиз выставки в культурном центре Дом, которая продлится до 22 октября. -  Эта выставка проводится без малейшего согласия компании Coca Cola! Работы, представленные в экспозиции, не являются оригинальной рекламной продукцией компании, использовавшейся в нацистской Германии, хотя в основе некоторых работ – настоящие материалы Кока-кола, но сознательно изменённые и испорченные… Художники из многих стран мира приняли участие в уже прошедших выставках-акциях в Великобритании, Колумбии и Мексике. Изначально кураторы НАЦИ КОКА-КОЛЫ – Марк Томас и Трейси Моберли – хотели предложить артистической публике воссоздать Кока-кольные образы нацистского периода, но когда художники откликнулись оригинальными современными работами – это вошло в концепцию проекта". Камни, тухлые яйца и помидоры Кока-Кола получила уже от Венесуэлы, Эквадора,  Мексики, Колумбии. Сегодня – очередь России. Потом будет Куба и, возможно, другие страны. Не исключено, что к массовой порке приложит руку и Пепси, но соль  -  в другом. Выставленные плакаты величиной чуть больше А4 (смотрится, прямо скажем, бедненько) – не шедевры, а выплески массового негатива. Отбора здесь нет, и участвовать в порке может каждый. Отнюдь не только в плакате: "принимаются любые арт-формы от живописи и фото до папье-маше". Опоздать на экзекуцию невозможно –  работы в любом случае попадут на очередную выставку. Единственное ограничение – закон. Другая особенность – тонкая грань, отделяющая профашистский плакат от антифашистского.  Сегодня для нас чуть ли не каждый из них – китч и протест. Но стоит вглядеться в лица счастливых германцев середины 30-х и почувствовать себя фашистом, как все переворачивается.

По-Марксу, Кока-Кола переживает сейчас расцвет социализма – получает по труду. Так, как она сама  его организовывает и пиарит – просто и безыскусно. Тем же самым по тому же месту. Ведь Коку должен иметь каждый. Вот каждый и имеет ее.

Не лишенная гражданской справедливости, но наплевавшая на графическое совершенство акция отбрасывает Кока-Колу на пещерный уровень, заставляя переосмыслить забавный "археологический" ролик Пепси, где вынутую из раскопа красную бутылку не может узнать даже старенький профессор.

 Разлившись по всей земле коричневой лужей, Кока-Кола приобретает оттенки стран-потребителей. И пусть в Америке открещиваются от латинских грехов компании – кто поверит стране, лицо которой – уже не лицо Кеннеди. Это вам не чистый и отутюженный Красный Крест, а липкая коричневая свастика.

Русскому глазу порка особенно приятна, двойное "С" рифмуется со службой СС. А железный занавес хоть и рухнул, но все еще лежит под ногами и заставляет спотыкаться.

В экспозиции лидируют Гитлер и бутылка, свастика и логотип и дети с солдатами. Остальное – дамы, спортсмены, Санта-клаусы – "в нагрузку".

Вот какие бывают образы компании, между которыми иногда мелькает и Черчилль.







А вот целевая аудитория компании, цинично трансформируемая в вещи и объекты насилия.




Детишки, дамы и игрушки – вечные герои рекламы. И жертвы, разумеется. А все – Кока-Кола, больше некому!



Упаковка побывала во всех переделках, это точно





Игра с логотипами – самый дизайнерский кайф. Хлебом не корми, дай оттянуться…








Последний плакат выставки раза в полтора больше остальных и в столько же раз печальнее. Он – не только о Кока-Коле и не только о рекламе. А вообще -  про всех про нас-дураков. Которых Бог единожды создал, чтобы потом много раз об этом жалеть.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article37207.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100