Философия корпоративной культуры

Дата публикации: 15.05.2006
Раздел: Статьи

Помните, что такое культура? Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных и создаваемых человечеством на протяжении своей жизнедеятельности. Также на протяжении своей жизни люди создают свои маленькие мирки – организации и предприятия, на которых они трудятся. И если в них не будет своей, корпоративной культуры – окажется скучновато.

Корпоративная культура не только спасает от скуки. Она сплачивает коллектив, задает ритм единым порывам, а также экономит средства предприятия и даже увеличивает капитализацию - стоимость всего бизнеса! Что же такое собственно корпоративная культура? С чего начать ее строительство? Обратимся к основам философии.

Духовные ценности

Исходя из того, что идеи движут миром, будем считать первичными в корпоративной культуре именно духовные ценности. Ведь и строительство любой компании начинается не с офиса, а с мысли о ее создании, с задумки, - в общем, с идеи.

Как правило, развитие идеи заканчивается на воплощении непосредственно бизнес-процесса. Поэтому, будет полезно фиксировать те основные идеи, моменты, которые двигали компанию в начале ее пути. В дальнейшем это может стать Конституцией компании или Корпоративным кодексом, то есть основополагающим документом, прочитав который сотрудники с одной стороны, и клиенты – с другой, поймут, с кем они имеет дело. Так находятся единомышленники – самые верные и надежные партнеры. Когда люди в одной организации сплочены не только волею судьбы и деньгами, но еще и  единым информационным пространством, единой культурой, которую все понимают и следуют ей – легче преодолевать трудности, идти вперед и брать новые вершины.

Наряду с конституцией есть и такие духовные элементы корпоративной культуры, как фирменные поздравления, письменные обращения к сотрудникам компании – информационные и те же поздравительные письма. Классикой жанра уже можно назвать послания главы "Евросети", Евгения Чичваркина, армии своих многотысячных сотрудников. Кому-то эти тексты могут показаться слишком смелыми и даже жестокими, но такова аудитория, которая будет их будет читать.  

Очень современным элементом корпоративной культуры является фирменная музыка. Она может, как содержать слова, так и обходиться без них. Главное, чтобы музыка была эксклюзивной. Ее можно ставить на ожидание вызова в телефонную станцию, открывать и закрывать ею разные корпоративные праздники. В общем, музыка имеет хорошее свойство связывать сердца людей. "Музыка на-а-а-с связала!..." - помните?

Кино также является относительно современным элементом корпоративной культуры. Это может быть и юмористический фильм, и модный флеш-ролик, и даже домашнее видео. Фильм должен быть понятен всем, отражать основные идеи компании – в разной форме. Все дело не в формате, а в содержании и отношении к нему.

Идеи, как духовные элементы корпоративной культуры, если они подлинные и не надуманные, очень жизнеспособны во внешнем мире. Их носителями выступают как сотрудники компании, так и ее клиенты. И, конечно, всемирная глобальная сеть Интернет. 

Материальные ценности компании

Под материальными ценностями корпоративной культуры, прежде всего, подразумевается вся сувенирную продукцию. Это и ручки, и кружки, и брелоки, и шоколадки. Богатейший выбор носителей для вашей символики позволит вам найти оригинальный сувенир, который уже сам по себе может стать вашим фирменным знаком отличия.

Эффективным элементом материальной культуры является одежда. Вспомните оперативные службы - МЧС, скорая помощь и пожарные – у всех есть специальная одежда. Многие продавцы магазинов одеты в фирменную одежду не просто так. Все это материальная часть большой системы под названием "Корпоративная культура".

Различные дипломы, награды, рекомендательные письма, кубки и медали, завоеванные на различных конкурсах, обязательно становятся частью корпоративной культуры. Важно правильно подать это людям. Рекомендуется сделать специальный раздел на корпоративном сайте, создать в офисе Зал славы, и не забывать потом регулярно заниматься их наполнением.

Материальные корпоративные ценности являются, в основном, носителями, предназначенными для внутреннего употребления. Иногда они служат в рекламных целях, но не столь эффективно, как духовные ценности - идеи.

Кто строитель?

Первым человеком, который "закладывает камень" в строительство корпоративной культуры, является руководитель компании. Ему решать – что такое хорошо и что такое плохо. Но – это на начальном этапе. Потом работа должна быть делегирована профессионалам по развитию общественных связей, дизайнерам, маркетологам и другим специалистам по гуманитарным технологиям.

Специалисты в области PR и HR ежедневно и профессионально занимаются созданием духовных и материальных ценностей компании. Разграничения типа "кто за что отвечает" будут не совсем правильными, но основной упор, понятно, должен делаться на духовных ценностях. 

Как строить духовную культуру, чтобы она не вызывала отторжения? Ведь все новое – традиции, регламенты, одежда, - все это сначала очень настораживает, пугает или как минимум вызывает дискомфорт. Нужно стремиться к соблюдению принципа естественности, то есть действовать без экстремизма, эволюционно. На вопрос, заданный участникам на одной профессиональной конференции, что же такое корпоративная культура? – от почтенного дядюшки последовал ответ:

"Все, что плохо – то и есть корпоративная культура". И для своего возраста он был глубоко прав. Раньше была только одна корпоративная культура – государственная (конституция, гимн, традиции, лица и проч.). Относительное разнообразие наблюдалось только в студенческой среде во время оригинальных "посвящений", выпускных вечеров и т.д.  

Поэтому, если у вас до сих пор нет оформленной и систематизированной корпоративной культуры – стройте! Помните, что "культура" в переводе с греческого языка означает культивирование, воздействие. А построение чего-то своего, собственного, эксклюзивного - это не только увлекательно, но и выгодно. И еще интересный факт: в переводе с санскрита культура есть – стремление к свету. Или вы стремитесь к чему-то другому?)

Роман Масленников
ПРОСТОР

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article28671.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100