Реклама – универсальный инструмент для внутренней шлифовки

Дата публикации: 20.02.2006
Раздел: Выбирай радио!

Алексей Клементьев, продюссер РА ГраммофонМы продолжаем наше знакомство с людьми, создающими радиорекламу в рамках рубрики "Выбирай Радио!". Сегодня мы беседуем с Алексеем Леонидовичем Клементьевым – продюссером РА "Граммофон".

Прослушать ролик "PartyTime" (0,9 Мб)
Прослушать ролик "Ночной дозор" (1,0 Мб)
Прослушать ролик "Шу" (0,8 Мб)
Прослушать ролик "Баскин Робинс" (1,0 Мб)
Прослушать ролик "МастерДент" (1,0 Мб)
Прослушать ролик "Санорин" (0,9 Мб)
Прослушать ролик "Атриум" (0,9 Мб)
Прослушать ролик "Палермо" (1,7 Мб)
Прослушать ролик "E-class" (1,0 Мб)

- Алексей Леонидович, расскажите немного о себе, как вы пришли на радио?

- В 1993 году, только-только закончив школу-гимназию, я попал в чебоксарскую тусовку. Тогда она была единой и объединяла людей разных взглядов и интересов – начжуров, рокеров, металлистов, депешистов, просто идейных бездельников.

Все чем-то занимались – кто орал песни под гитару, кто кассетами и винилом торговал, кто пытался концерты устраивать, кто хеви-металл-русский-рок группы создавал, кто фарцевал, кто-то – описывал все это в местных газетах. Некоторые даже участвовали в джаз-фестивалях… всем было друг с другом интересно и все варились в этой каше – тогда она, достаточно условно, называлась рок-тусовкой (была даже такая рубрика в газете "Молодежный курьер").

Я на тот момент был уже меломаном с 3-х летним стажем и порядочной для того времени фонотекой. В основном, это были кассеты с десятыми копиями, но тогда меня это не сильно расстраивало (найти первую копию тогда просто не представлялось возможным). Зато это были кассеты БАСФ. Были у меня и свои раритеты, которыми я очень гордился - виниловый двойник группы Пинк Флойд, например. Храню до сих пор.

Поскольку с "музыкальной политкорректностью" у меня все было как надо, в тусовке я быстро стал своим. А когда после дебюта в качестве соло-гитариста в группе ДЕПО дал по физиономии организатору за прерванное выступление, и вовсе стал местечковым героем. Именно на одном из таких концертов я познакомился с Людмилой Ивановой – на тот момент, студенткой журфака КГУ. По сути, она и привела меня на радио - пригласила вести рубрику в ее авторском проекте - программе "Заводной Апельсин" на Чувашском Государственном Радио. Уже через пару месяцев я стал соведущим, а еще позже остался один и до закрытия молодежной редакции успел записать цикл программ об истоках рока, тщательно штудируя рок-энциклопедию Алексея Козлова и сутками просиживая в фонотеке. Именно то беззаботное, в сущности, время, пожалуй, и сформировало меня как будущего радийщика. Тогда я познакомился с кондовой советской "системой" записи эфира на Государственном Радиоканале. Мы готовили микрофонные папки, воевали с редактором за каждое "слэнговое" слово, учились работать с микрофоном в нормальных студийных условиях и сводить все это линейно, на СТМах. Для записи 20-30 минутной программы уходила неделя на подготовку и несколько часов непосредственно в студии. Если бы не Юлия Максимовна Перминова, наш выпускающий звукорежиссер, я бы возможно и не состоялся как продюсер – она всегда светилась позитивом, всегда шла на помощь, а когда опускались руки, помогала дельным советом. О моих музыкальных пристрастиях она мудро улыбалась – только сейчас ее понимаю. Когда дорастаешь до Рахманинова, Cure лезет уже с трудом, а вот, как донести до слушателя и то и другое на доступном языке – вот "это уже профессия, сынок". Низкий ей поклон.

- Читая материалы, посвящённые Вам, невольно замечаешь, что слово "первый" встречается, чуть ли не через строчку. Многие считают Вас новатором. Так ли это на самом деле и легко ли это?

- На самом деле во многих начинаниях я был лишь участником - приглашал организаторов в эфир, помогал с раскруткой, где-то ди-джеил, где-то продюсировал, где-то просто знакомил людей, нужных друг другу. Лишь отдельные проекты вел самостоятельно, без чьей бы то ни было поддержки.

Когда я жил в Чувашии, мы во многом ориентировались на то, что происходит в молодежной культуре Москвы, а в середине 90-х это был бум техно-культуры. Потому я и попал на "Станцию".

Правильно будет сказать, что мне и тогда, и сейчас интересны процессы, находящиеся в авангарде по отношению к сложившимся устоям, обыденному ходу вещей.

Вообще, без ложной скромности стоит отметить, что быть первопроходцем очень тяжело – всё вокруг активно сопротивляется. Помню, как в году 97 кажется, нашей промо-системе дали таки выступить на большой открытой площадке в концерте по случаю празднования дня города. Только вот попросили со сцены, не успела отыграть первая пластинка. Так этот трэк и остался, пожалуй, первым и единственным техно-трэком в истории Чувашии, прозвучавшим на концерте в присутствии администрации.

Соль в том, что чем выше поднимаешься, тем жестче меры давления применяются. Не выстоишь – задавят, сбежишь – рано или поздно к вопросу придется вернуться. По другому никак, но вот на месте стоять или соглашаться лишь на то, что тебе предлагают… скучновато.

- Вы часто меняли род занятий. Вы можете вспомнить, на скольких радиостанциях и на каких должностях Вы работали?

ЧГРК – ведущий (внештатный).
"Радио Микс" 66.26 Укв – ди-джей, корреспондент, редактор отдела информации, директор промо отдела, ведущий авторских программ.
"Ваше Радио" – саунд продюсер, ведущий авторских программ.
Радио "Станция 2000", "Станция 107FM" - продюсер.
RMG – продюсер рекламной службы.

- Алексей Леонидович, насколько я знаю, вы хотели стать бизнесменом. Что не получилось?

-  Нет, бизнесменом я стать не хотел. Стать я хотел рок-звездой, актером, автором и режиссером программ на центральных телерадиоканалах. Кинорежиссером. Сейчас вот музыку стал писать.

В свое время, чтобы заключать договора с арендодателями, мне пришлось стать предпринимателем. Те, кто как предприниматель самостоятельно вел бухгалтерию, сдавал налоговые  декларации и выплачивал пенни по непонятно откуда взявшимся просроченным платежам, думаю, поймут, почему я принял решение все это бросить.

Однако, сдав свидетельство о предпринимательстве, предприимчивости я не утратил.

- Когда или после чего Вас стали приглашать в жюри различных конкурсов и фестивалей?

- Два года назад, Саглара Манжиева пригласила меня прочесть лекцию на финале фестиваля "Вместе Радио". Потом Лена Войтенко стала приглашать читать лекции для звукорежиссеров на этапах фестиваля по федеральным округам. Я пригласил коллегу, Сашу Полотовского, совместно этим заниматься. Александр, как звукорежиссер, специалист очень высокого профессионального уровня. Я все-таки больше продюсер. Когда работаем вместе – интересней получается. Всякий раз выбиваемся из оговоренного регламента и общаемся со слушателями до тех пор, пока не попросят освободить аудиторию. Потому, наверно и приглашают постоянно. Недавно вот, по рекомендации Натальи Якимовской (НАТ) пригласили участвовать в работе жюри "Сибирского децибела". Дубиковский, как мне показалось, рецензиями остался доволен. Наташа же зовет на семинары "Корпорации Радио", вести мастер-классы. Через год после того, как начал читать лекции, хотелось все бросить, было тяжело осознавать, что в СМИ на периферии многое осталось примерно на том же уровне, что и 5-7 лет назад. Связано это, на мой взгляд, банально, с низким уровнем доходности бизнеса в малых городах. В городах - миллионниках на рынке много московских игроков, с которыми очень сложно конкурировать, много информационного вакуума, (спутниковая тарелка и быстрый интернет для рядового сотрудника телеканала-радиостанции – непозволительная роскошь) и как следствие – постоянный отток мозгов в столицу. Вы не представляете, как трудно бывает раскачать людей с потухшими глазами, часто задаю себе вопрос - а надо ли? Пока думаю, что надо.

Ведь если никто не будет заниматься тем, чем занимается ФНР, ИнтерФакс, НАТ, если не будет независимых фестивалей рекламы –нас всех ждет очень несветлое будущее. Наметившийся кризис – это только цветочки.

- Сегодня в Москве радиорынок очень плотный. А как дело состоит на Западе? Можете порассуждать на эту тему?

- Порассуждать попробую. Тем более, что постоянно приходится заниматься аналитикой. Кризис роста производства, возникший вследствие перенасыщения рынка товарами и услугами породил большое количество проблем. Товаропроизводитель просто не успевает сбыть товар. Товар появившейся на рынке – уже морально устарел, а ведь его надо сбыть, дабы вернуть вложенные средства (потому и технический прогресс искусственно тормозится). На рекламу тратятся огромные бюджеты, причем ее становится все больше и больше, формы подачи все навязчивее, агрессивнее. Ко всему появляется все больше игроков, которые ничего не производят, а лишь крепят к чужому товару свои шильдики по взаимной договоренности, в лучшем случае после рестайлинга – тюнинга - фейслифтинга, а зачастую и без оного. Все это и приводит к перенасыщению. У нас, как вы сами отметили, та же ситуация. Из выживших производств – те, что основаны на основных ресурсах плюс оборонная и конверсионная промышленности. Своих товаров у нас – …ну… скажем немного, остается продавать импорт. Ограничивать ввоз пока никто не собирается, наверно это экономически не выгодно, лучше увеличивать пошлины. Поэтому до тех пор, пока в стране не появится цифровое телевидение, ничего не изменится. Потому как больше рекламу ставить уже не куда. С интернетом пока все очень не однозначно. Но вот цифра в вещании, скорее всего, приведет к глобальному переделу. FM, если не упразднится, то, скорее всего, станет полностью автоматизированным. Потому как будет экономически не выгодно содержать большой штат при упавших доходах. Корень начавшихся проблем находится очень глубоко, и в дебри я лезть не буду, это тема для отдельной беседы.

- Можно ли, на ваш взгляд, сравнивать российский и европейский радио формат? Стоит ли это делать, насколько корректны сравнения, действительно ли так велика разница, как о ней говорят?

- Все пляшет от менталитета потребителя. Давно сказано - что для русского хорошо – немцу смерть. Многое зависит от того, какую политику ведет государство по отношению к СМИ. В Штатах, где зародился FM, как известно, очень правильно была построена схема взаимодействия автор – лэйбл – вещатель - потребитель. Все разбито на четкие форматы – хочешь кантри и рок – на, инди – пожалуйста, дэнс-хип-хоп-техно-латино-брйкс-раггабумс – тоже не вопрос. Ньюс – толкхедс – и это тоже есть. Потребитель хрюкает от удовольствия. Автор получает роялити. Все платят налоги. Все работает. Двигаться не куда. Хочется чего-то еще? А все уже есть. Кризис. Вот вам Говард Стерн, ежели стало уж совсем пресно и приторно. Все что вне системы - вне закона, а законы у них жесткие. Появился Napster – как так? - не позволим.

У нас все доходы - с рекламы и гастролей, потому вот такая разница…

Сейчас вот еще рингтоны появились. Соответственно, прежде чем песню написать – надо бы просчитать, как она в мобильнике звучать будет. Как ни парадоксально получается – формат диктуют мобильные операторы, ведь через них сейчас идут основные продажи.

Вопрос в том, куда это все приведет. Ведь попсы и откровенной пошлости - все больше. На этом целые поколения растут. Человек все меньше думает, все больше потребляет эдакий фастфуд. А ведь ему еще и душа дана. Какой то внутренний раскол должен назреть… Как мне кажется. Либо целые нации выродятся. Либо революция случиться.

Массовые волнения в Нью-Орлеане и Париже – как лакмусовая бумажка.

- На каком языке говорит радио реклама в России? Ведь не всегда на русском. Это нельзя назвать русским языком.

- На языке потребителя. Причем IQ намеренно занижается пунктов на 10 по отношению к IQ целевой аудитории. Чтобы увеличить продажи, разумеется.

Каналы типа "Культура" могут выжить лишь за счет дотаций государства. И хотя на ФКК "Культура" априори в выигрыше, регионы идут на ее вещание неохотно. Менять концепцию – нельзя по законодательству, а продавать такой формат – нереально.

Только вот должно быть таких каналов не один и не два, а двадцать. Чтоб деградацию хоть как-то притормозить.

- Велика ли сегодня для радио роль оборудования?

- Оборудование без головы – груда металлолома. Если нет личности, продукт "качать" не будет. Понятно, что продавать слабый в техническом отношении сигнал, означает просесть по отношению к конкурентам. Но ведь надо настроить и обслуживать оборудование. А как тут без специалистов? В этом отношении у RMG – очень сильные позиции.

Недавно был на юбилейном концерте DDT. Настолько потрясающе.

Юрий Юлианович на первой же песне, полный "Олимпийский" раскачал. И три часа держал. И возбуждение у толпы в финале смягчил. Все уставшие и счастливые домой шли. Саунд – стеной, свет не хуже чем у Пинк Флойд, гитарные рифы - жесткие как у Рамштайн. Единение – одним порывом. Как в золотые годы рок-н-ролла. Ни одного спонсора. А дядьке за 50 поди уже, да не прогибается человек, и все тут. Все, что у страны от рока осталось. Хирург правильно где-то сказал – Шевчук – это совесть народа.

- Алексей Леонидович, я знаю, Вы читаете лекции. О чём?

- О том, как выжить, постоянно отшлифовывая мастерство и повышая профессиональный уровень. Четырех часов, отводимых на лекцию, обычно не хватает. В конце всегда советую посмотреть фильм "Визит к минотавру". Там все очень четко изложено.

Что касается меня, в прошлом году, с удовольствием для себя отметил, что перестал смотреть в рот иностранным производителям. Делаем ничуть не хуже. Ни по качеству саунда, ни по креативу в звуке. Я имею в виду нашу студию в RMG. Пока остальные студии и рекламные агентства банально "чесом" занимались, мы не переставали учиться, изучать технологии, пытаться реализовывать на практике полученные знания, выстраивать отношения, расти. За эти годы, проведенные в РМГ, наработан очень серьезный фундамент. И потраченных лет не жалко. Реклама – универсальный инструмент для отшлифовки, сейчас я могу работать на достойном уровне с любой формой – от попсы до классики. Преподавательская деятельность в этом смысле очень помогает – это возможность адекватно посмотреть на себя со стороны, сравнить свой уровень с уровнем конкурентов, провести анализ и переоценку, – наработать свой собственный кристалл.

- Скажите, Кларк Клейман и Вы – это одно лицо?

- Нет, это два разных человека. К.К. – это рудимент. Его больше не существует.

Максим Башкеев
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article24646.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100