"России необходимо в два раза больше книжных магазинов" - Георгий Лямин

Дата публикации: 09.02.2006
Раздел: Интервью

– Все говорят о недостаточной развитости книготорговых сетей. Какое количество книжных магазинов, по вашим оценкам, необходимо в России?
– Сегодня в России насчитывается около 3 тыс. книжных магазинов различных форматов, то есть магазинов площадью не менее 50 кв. м, где книжная торговля является основной. Если исходить из практики стран Западной и Восточной Европы, где один книжный магазин приходится в среднем на 15 тыс. жителей, то при населении 140 млн и с учетом характерной для России низкой концентрации населения необходимо около 6 тыс. книжных магазинов, то есть в полтора-два раза больше, чем сейчас.

– Насколько насыщены книжными магазинами рынки Москвы, Петербурга, регионов?

– Процесс насыщения рынка во всех регионах происходит неравномерно. Например, в Москве в 2005 году было открыто до 50 сетевых книжных магазинов, в Петербурге – около 20. Всего из 110 крупных городов страны насыщенными книжные рынки можно назвать только в 70%. В регионах наиболее сильная конкуренция наблюдается в таких городах, как Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск. В малых городах с населением около 50 тыс. человек один игрок может полностью насытить рынок, зачастую даже одним крупным магазином.

– Есть ли какие-то структурные отличия в организации книжного рынка в столице и регионах?

– Сегодня как в столице, так и в регионах существует тенденция к многоформатности книжных сетей. Классическим книжным, подходящим для любого города, является магазин площадью 100-500 кв. м. В крупных городах сеть стремится развивать еще два формата. Первый – более мелкий, чем классический: магазин площадью до 50 кв. м, обслуживающий поток людей. Они обычно располагаются на пешеходных улицах или в торговых центрах – например, "Буквоед" на Невском проспекте в Петербурге или "Буква" в торговом комплексе "Ашан". Второй формат – крупный гипермаркет, такой как наш "Лас-Книгас", с ассортиментом более 100 тыс. наименований, что сравнимо с годовым объемом книгопечатания в России.

– Существуют ли преимущества у розничного бизнеса, принадлежащего издателям, перед независимыми книгопродавцами?

– Преимущества существуют, но не все издатели, у которых есть свои розничные сети, их используют. Это те издательства, которые рассматривают свой розничный бизнес как независимое направление деятельности, такие как "Эксмо" и "Инфра". Но основная часть издательств использует принадлежащие им розничные сети как инструмент продвижения своего товара. Это такие сети, как АСТ, "Азбука", "Терра". Они устанавливают более привлекательные цены на свою продукцию, а также играют на сроках ее выпуска на рынок – когда в своем магазине рекламируемый бестселлер появляется на неделю раньше, чем в остальных магазинах.

– Каково соотношение независимых игроков розничного книжного рынка и сетей, аффилированных с издателями?

– Из 3 тыс. книжных магазинов в России около 2 тыс. составляют независимые не сетевые магазины, 500 – сети издателей, 500 – независимые сети. При этом в последние два-три года существует тенденция развития независимых сетей как в национальном, так и локальном масштабе. Особенно хорошо сети развиты в таких городах, как Воронеж, Екатеринбург, Челябинск, Самара, Санкт-Петербург, Красноярск, Казань, Уфа. В этих регионах растут локальные сети, которые для своего развития используют капитал с внешних рынков.

– Придут ли на смену инвесторам-издателям независимые операторы, такие как "Топ-книга"?

– В будущем количество сетей, принадлежащих издательствам, меняться не будет. Книжные издательства занялись этим бизнесом два-три года назад почти вынужденно, когда рынок был практически пустой. Сейчас, когда конкуренция усиливается, издательствам придется выбирать более интересный для себя вид бизнеса, и, скорее всего, они сосредоточатся на профильном, который является для них основным источником дохода. В США сегодня соотношение книжных сетей и независимых магазинов составляет 60 к 40. При этом к сетям относятся, по сути, всего три крупные компании, работающие в национальном масштабе. Такая же ситуация наблюдается в Великобритании. В условиях России, скорее всего, сильные позиции сохранят локальные сети. Количество сетей национального масштаба будет ограничено, мы намерены быть в их числе, но не питаем иллюзий относительно монопольного положения.

– Какие условия могут способствовать развитию книготорговых сетей?

– Сегодня емкость книжного рынка России составляет около $1,8-2 млрд. При этом потенциал рынка мы оцениваем в $8 млрд, который должен быть достигнут примерно к 2008 году. Возможность дальнейшего роста рынка будет связана с изменением структуры потребления. К 2015 году в развитых странах прогнозируется переход на чтение текстов в интернете. Мы можем спорить только, произойдет это в России сразу или через несколько лет.

ДАРЬЯ Ъ-РЫЖКОВА
КоммерсантЪ

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article24207.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100