Плакат из Поднебесной

Дата публикации: 21.12.2005
Раздел: Про дизайн

История плаката насчитывает более двух тысяч лет. Предтеча современного плаката обнаружена в Помпеях в виде написанного красной охрой на каменной стене сообщения о гладиаторских боях, где текст соседствует с изображением бойцов. История китайского плаката также уходит корнями в далекое прошлое.

Совмещение в визуальном послании письменности и изображения является традиционным для китайской культуры, ведь прототип иероглифа - рисунок, который когда-то изображал понятие. Очень часто к картине, написанной в стиле "гохуа", художники добавляли надпись, которая гармонировала с живописью, дополняла ее. Будь то стихи или проза, это было не вторжением другого жанра, а лишь продолжение картины. Такое тесное переплетение изображения и письменности на основе иероглифа и каллиграфии заложили основы китайского плаката. Около 1800 лет назад поздравления с Китайским Новым Годом - "няньхуа", традиционно развешивались на дверях, вручались при визитах. Выполненные по технике торцевого гравирования они имели стиль декоративного плаката художественного достоинства. Со временем, графические сообщения, в которых совмещались текст и изображение, становятся популярным визуальным средством коммуникации. Рукописные, а позднее и печатные объявления стали использовать для рекламы, оповещения о культурных, спортивных и увеселительных мероприятиях.

Все развитие плаката в ХХ веке неразрывно связано с развитием общества. Социальные изменения и потрясения, выпавшие на долю Китая, напрямую отразились на дизайне плаката. В ранний период, в первой половине столетия дизайн вывесок и афиш, главным образом, способствовал продажам товаров и услуг. В первых десятилетиях ХХ века в Китае был очень популярен так называемый календарь-плакат, штучно производимый литографами и совмещающий роли календаря, рекламного сообщения и декоративного изделия для украшения. С внедрением новых способов печати многоцветные плакаты стали производиться гораздо большими тиражами. Шанхай и Гонконг, особые открытые города Китая, были его торговыми воротами, где близость восточной и европейской цивилизации дало особые результаты по смешиванию этих культур. Дизайн календарей-плакатов того периода отражал как западное, так и японское влияние, которое смешивалось с китайской техникой рисунка и живописи. Таким образом, формировался уникальный стиль китайского плаката 1920–1940-х годов.


Календарь-плакат рекламы текстиля, 1935

Революционный плакат, 1968

После окончания Второй Мировой войны материковый Китай выбрал социалистический путь развития с плановой экономикой. Развитие рекламного и коммерческого плаката было остановлено на долгие годы. Под руководством Коммунистичес-кой партии во главе с тов.Мао искусство плаката превращается в инструмент политики и пропаганды. Стандартный стиль китайского плаката 1950–1960-х заимствован от социалистического реализма - официального направления культуры Советского Союза. Идеология проникала в дизайн плаката, упрощая его и превращая в пропагандистскую машину партийных чисток и "культурной революции". Экономика страны далеко отставала от экономики Америки и Европы. Отсутствие конкурентной среды пагубно отразилось на качестве рекламного плаката. Результатом этого стал его старомодный и упрощенный дизайн (мы то хорошо помним: "Летайте самолетами "Аэрофлота").


Плакат Фестваля Азиатских искусств,
Гонконг, Кан Тай-Кеунг, 1978

Плакат "Учиться у Лей Фэнг", 1968


Плакат гостиницы "Международная", Пекин, 1988.
Типичный образчик рекламного плаката периода начала реформ

В это же время Гонконг, Тайвань и Макао продолжали развиваться в условиях свободной экономики, где главной ролью плаката становится продвижение промышленных товаров и коммерческих услуг. 1970-е годы были десятилетием быстро развивающейся экономики Гонконга. В эти годы начинает функционировать система дизайн-образования. Повсеместно были открыты курсы обучения современному дизайну. Многие молодые дизайнеры прошли через них, получив базовое художественное образование и необходимые технические навыки. На занятиях они знакомились с западной концепцией дизайна и техникой исполнения. В дальнейшем эти знания применялись на практике, когда дизайнеры получали заказы в промышленности и торговле. Конечно, эти работы в рекламной сфере деятельности не могли сразу завоевать мировое признание. Успех пришел, когда некоторые дизайнеры стали использовать китайские народные традиции в своих плакатах. Как заметил всемирно известный дизайнер Кан Тай-Кеунг: "Дизайн Гонконга обрел зрелость в 1980-е, когда широкое распространение получило движение возврата к этническим корням". Дизайнеры, работающие в рекламных агентствах и студиях, стали шире использовать национальный колорит Китая в создании плакатов. Любимыми темами становятся культура, мода, защита окружающей среды.


Фанг Чен

Шио Ванг

Опыт Гонконга стал полезным не только для Тайваня и Макао, но и для социалистического Китая. После начала реформации китайской экономической системы в соответствии с рыночной экономикой, современный дизайн также встал на путь преобразования. Требования стремительно растущей экономики пытались удовлетворить художники социалистической формации. Однако возросшие стандарты плакатного дизайна не позволили с наскоку решить задачу. Как никогда прежде, рекламные плакаты были далеки от совершенства, так как дизайнеры с детства были оторваны от рыночной окружающей среды. А некоторые и не старались адаптироваться в новых условиях, не стали развивать свою собственную культуру в графическом дизайне. Копирование чужих идей стало популярным и повсеместным (кстати, это продолжается и по сию пору). Талантливые молодые дизайнеры, опираясь на опыт коллег из Гонконга, пройдя все этапы обучения графическому дизайну смогли изменить ситуацию. Плакаты более высоких стандартов с собственными творческими находками были созданы ими для выставок и культурных мероприятий. Темы в основном затрагивали общественные и культурные аспекты.


Янг Лин

Янг Лин

Янг Лин

Янг Лин

В течение последних десяти лет дизайнеры из Китая усиленно добиваются мирового признания. Все чаще появляются их публикации в известных международных журналах. Все большее количество их плакатов на тему культуры и социальных проблем проходят отбор, получают награды и призы на известных международных выставках, проходящих в различных частях света. Так, например, Янпинг Хе, Фанг Чен, Шю Ванг, Лианг Ксяо Ву, Пенг Жоу, Вэй Шао известны россиянам по московской биеннале графического дизайна "Золотая Пчела". В настоящее время китайские дизайнеры заслуженно входят в состав жюри, отборочных комитетов, дают лекции на международных симпозиумах, с энтузиазмом обмениваются опытом со своими коллегами, проводят мастер-классы по всему миру.


Юфей Ванг


Хонг Лоу

Пенг Жоу

Тай-Кеунг, Ю Винг Ян

Тай-Кеунг, Ю Винг Ян


Сю Хонг Лау


Янпинг Хе


Бай Ганг

Женда Чен

Чункинг Жуан

Куок Вай Чен


Женда Чен


Йонг Ксяо

Фенг Ванг

Шаобо

Лю Янг

Advertologu.Ru
журнал "ПРОсто дизайн"

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article22359.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100