Авторские права в рекламе

Дата публикации: 12.09.2005
Раздел: Школа рекламиста

Сегодняшняя судебная практика показывает, что о существовании авторских и смежных прав в рекламе часто вспоминают, лишь получив иск от "неожиданного" законного владельца авторских прав либо увидев "свою рекламную собственность" в чужих проектах. Что ж, причина тому, как это ни банально, – халатное отношение к должному оформлению всех вопросов, связанных с охраной авторских прав. В этой статье мы расскажем об общих правилах работы с объектами авторского права при производстве рекламы, о наиболее распространенных ошибках в этой сфере и способах их предупреждения.

Объекты права

Объекты авторского права достаточно четко определяются в специальном федеральном законе .
Это литературные, музыкальные, драматические, изобразительные, фотографические, аудиовизуальные и иные произведения литературы, науки и искусства. К объектам АП также относятся, и это принципиально, самостоятельные части произведений – строки из песен, фрагменты фотографий. Поэтому частичное использование произведений также должно согласовываться в установленном порядке. Есть такое понятие, как "производное произведение" – переделки, переработки, аннотации, аранжировки и т. д. Это те случаи, в которых возникает два авторства – первоначального автора и того лица, которое осуществило переработку.
И, наконец, есть так называемые составные произведения – сборники, энциклопедии, базы данных. Здесь объектом авторского права является оригинальность подборки.
Не являются объектами авторского права: официальные документы, государственные символы, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Важно делать различение – сообщение информационного агентства не является объектом авторского права, а, скажем, аналитическая статья, содержащая элемент творческого вклада, – является.

Объекты АП в рекламе

Они известны – логотипы, этикетки, упаковки, фотографии и слайды. Следует обратить внимание на такие объекты, как рекламные слоганы и аудиовизуальные произведения (аудио-, видеоролики). Слоганы, безусловно, относятся к объектам авторских прав, при условии наличия в них творческого вклада. Аудиовизуальное произведение является, как правило, достаточно сложным продуктом и может включать в себя соавторство режиссера, сценариста, оператора, видеодизайнера, художника и т. д. Особенно следует отметить наличие в таких случаях смежных прав исполнителя – актера, играющего какую-либо роль в ролике.

Сами же по себе авторские права делятся на личные и имущественные. И в этом разделении заложены причины многих конфликтов.
Личные права не отчуждаются, остаются у авторов пожизненно и после их смерти защищаются наследниками. Это право авторства – право признаваться автором и право на имя, которое означает, что при любом воспроизведении работы должно указываться имя автора. Только автор вправе давать согласие на указание собственного имени, псевдонима или использование произведения анонимно. Подобные правомочия нарушаются очень часто.
Право на обнародование. Только автор вправе решать, готово ли произведение, определять порядок его выхода в свет.
Защита репутации автора. Конфликты могут возникать, например, когда каким-то образом перерабатывается авторская фотография: обрезается, добавляются эффекты, в результате чего наносится ущерб репутации автора как художника.
Имущественные права передаются и, как правило, являются предметом "купли-продажи". Исключительные права на использование принадлежат монопольно одному лицу сразу с момента создания произведения и составляют целую совокупность видов использования: воспроизведение, распространение, переработка, перевод, импорт, публичное исполнение, прокат, передача в эфир, передача по кабелю. Дальше они от автора передаются по цепочке другим пользователям. Обратите внимание, что указанными имущественными правами автора охвачен практически весь цикл использования произведения. И все это отдельные права, нарушение которых может быть зафиксировано отдельно. Например, мы где-то скопировали чью-то фотографию и ее воспроизвели – раз нарушение, выпустили тираж – два нарушение. Переработали и записали – три. Перевезли через границу – еще нарушение. Все это отдельные виды прав, которые в ряде случаев могут независимо друг от друга защищаться автором либо иным правообладателем. И, конечно же, передача указанных прав в определенном объеме и является предметом взаимоотношений автора либо рекламного агентства с заказчиком.

Авторы

Конечно, авторами являются художники и фотографы, дизайнеры, сценаристы, режиссеры и т. д. Актеры в роликах является не авторами, но правообладателями смежных прав (обладателями прав на использование их игры, исполнения). Что касается моделей, принимающих участия в фотосъемках, то и у них нужно получать согласие, причем желательно письменное.
Существует презумпция авторства: лицо считается автором, пока не доказано обратное. Как правило, автору достаточно предъявить авторский оригинал, более раннюю версию произведения и т. п. Существуют специальные процедуры, которые могут сделать эти доказательства более вескими для суда – например, можно послать самому себе по почте авторский экземпляр и сохранить письмо нераспечатанным или отослать оригинал в Российское авторское общество. Как правило, споры возникают через какое-то время после создания произведения, и основной вопрос при установлении авторства: чья версия произведения является более ранней? Самым главным доказательством авторства является наличие у автора произведения на дату времени. Как именно технически будет подтверждено это наличие – не имеет принципиального значения.
Система авторских прав достаточно сложна и не всегда позволяет находить какие-то простые решения.
Пример конфликта
Многие слышали о конфликте по поводу прав на всем известного персонажа Чебурашку. В случае с ним имеется автор литературного произведения и его персонажа Э. Успенский, который придумал само слово Чебурашка, но мало кто знает, как выглядел Чебурашка изначально – это совсем не похоже на то, что мы привыкли видеть. Уже потом появился художник Л. Шварцман, который и создал художественный образ персонажа в его современном виде. И в итоге у Чебурашки получается двое "родителей". Подобная ситуация достаточно распространена, и ее следует учитывать.

При работе с аудиовизуальными произведениями (рекламными роликами и т. п.) вообще действует особый режим в силу того, что такие произведения – составные и достаточно сложные. Составляющими частями аудиовизуального произведения являются музыка и текст, игра актеров и исполнение, сценарий и раскадровка и т. д. В качестве авторов присутствуют режиссер, оператор, художник, сценарист, композитор, автор текста, актеры – все они обладают частью авторских прав. Нужно учитывать интересы всех сторон.
Когда снимается ролик, всем участникам съемок, конечно, выплачиваются гонорары, и никаких вопросов, как правило, не возникает. Но в момент проката они возникнуть могут. Надо помнить, что передача всех прав должна быть зафиксирована документально. Работа без письменных договоров таит в себе бомбу замедленного действия. "Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными" (п. 2 ст. 31 ЗоАП).
Важно учитывать, что, кроме авторов и исполнителей, которые присутствуют явно, есть и другие лица, также могущие быть субъектами авторских прав – это наследники и иные правообладатели. В случае если авторскими правами обладают несколько лиц, соответствующий договор должен быть заключен с каждым из них.
Пример конфликта
Многие помнят рекламу пива "Старый мельник", где использована музыка И. Дунаевского. Бюджет ролика был серьезный, и цена ошибки соответственно высока. Тем не менее ошибка была допущена. С одним из наследников композитора был подписан договор об использовании мелодии, был выплачен гонорар, и вопрос считался решенным. Однако создатели ролика не учли, что у И. Дунаевского четыре наследника. Один из сыновей композитора выказал свое недовольство в связи отсутствием заключенного с ним отдельного соглашения, возник конфликт, который грозил судом. Дело в том, что наследники имели совместные права на произведения И. Дунаевского, и наследник, с которым было подписано соглашение, обладал лишь 25 процентами прав. Дело до суда не дошло, но закончилось достаточно серьезной компенсацией, которая не была заложена в бюджет.

Нарушения

Перечислим наиболее распространенные ошибки и нарушения авторских прав в рекламе:
- использование произведений без согласования с автором – самое распространенное нарушение;
- нарушения личных прав авторов (на имя и т. п.);
- нарушение условий договора;
- ошибки в договоре;
- ошибки при передаче рекламного продукта. В договоре должно быть прописано, какие права передаются заказчику и в каком порядке, что произойдет, если реклама не будет принята. Все, что вы получаете у авторов или передаете заказчику, должно быть объективно выражено – будь то картинка, слайд, диск и т. д. – не поленитесь расписаться и обозначить, что было передано.
Ответственность за нарушение авторских прав может быть весьма серьезной. Автор может затребовать компенсацию в сумме до пяти миллионов рублей или в размере двукратной стоимости всех материалов, выпущенный контрафактно. Именно на такие суммы подаются, как правило, иски, когда прямой ущерб оценить затруднительно. Обычно суммы реальных выплат меньше, но угроза для нарушителей существует достаточно серьезная. Кроме того, автор может требовать возмещения морального вреда и конфискации контрафактной продукции. Теоретически может быть конфисковано и оборудование, на котором был произведен контрафакт, но этот пункт закона угрожает скорее видеопиратам и т. п.

Оформление отношений

Единственный верный способ избежать возможных проблем – ответственно подходить к составлению авторского договора.
Представим себе, что некий заказчик решил создать рекламную фотографию. У нас есть фотограф, есть дизайнер, есть артист, который фигурирует в качестве модели. С каждым должен быть заключен отдельный договор. Что происходит, если есть еще рекламное агентство? Агентство заключает договор с каждым автором. Все эти права в совокупности принадлежат агентству и потом уже по договоренности в совокупности передаются заказчику в момент подписания договора между рекламодателем и агентством.
При работе с подрядчиками не надо забывать, что они часто привлекают к созданию произведения третьих лиц, и нужно убедиться, что все взаимоотношения с этими лицами юридически оформлены.

Содержание авторского договора

В авторском договоре должно быть урегулировано несколько обязательных пунктов:
- объем передаваемых правомочий (может быть передано, например, только право на воспроизведение и распространение, но не переработку);
- территория действия передаваемых прав;
- срок передачи (может быть ограничен каким-то периодом, после чего права возвращаются автору). Вообще же срок действия авторских прав – при жизни автора и в течение 70 лет после его смерти;
- вознаграждение. Этот пункт должен быть включен в договор обязательно. Проблема в том, что авторские гонорары выплачиваются, как правило, неофициально. Это неправильно; достаточно провести документально хотя бы 500 рублей, чтобы избавить себя от многих возможных проблем. Более того, вознаграждение полагается за каждый вид использования. Существуют минимальные суммы авторских вознаграждений, различные для разных видов произведений, и они достаточно невелики.
Что происходит, если между автором и агентством не решены вопросы? Автор может предъявить претензии как самому заказчику (если он занимается распространением), так и рекламному агентству и средству массовой информации.
Бывает и так, что договор составлен, но не учитывает всех вариантов использования произведения.
Пример конфликта
Агентство "Б. С. Графика" сняло рекламный ролик пива "Арсенальное" с Сергеем Щипачевым в главной роли. С помощью двух бутылок пива герои клипа спасают от падения в воду автомобиль. За несколько секунд до этого актер, показывая официанту на пустую бутылку, просит "повторить" - этот кадр и был использован для наружной рекламы. Спустя время актер обратился в Никулинский суд Москвы с иском к производителю пива - Тульскому пивзаводу, принадлежащему пивоваренной компании "Балтика", и рекламному агентству. Щипачев утверждал, что давал согласие на съемку лишь в ролике, но не в "наружке". Договора с рекламным агентством он не оформлял (гонорар составил $300). Актер потребовал в качестве компенсации за использование своего образа в наружной рекламе $ 10 000. "Они нанесли мне серьезный моральный ущерб", - утверждает Щипачев. ("Ведомости" , 6 .11. 2002)
Суд постановил выплатить актеру компенсацию в размере 10 тысяч рублей, основываясь на том, что первый его гонорар был также в пределах данной суммы. Казалось, что все предусмотрено, но в итоге агентство понесло дополнительные расходы.
Виды авторских договоров

Важно различать авторский договор и авторский договор-заказ.
Авторский договор заключается в случае использования ранее созданного произведения. Договор-заказ заключается, если вы поручаете лицу создать то или иное произведение специально для вас. Разница заключается в том, что по авторскому договору-заказу по закону вы обязаны выплатить аванс.
Договор на использование.
Существует Российское авторское общество, которое самостоятельно отслеживает законность или незаконность использования каких-либо произведений.
РАО выдает лицензии на право использования произведения, но только в оговоренной в лицензии форме. Нарушение условий лицензии также может привести к судебному иску.
Пример конфликта
"Эхо Москвы" транслировало рекламный ролик, в котором использовалось произведение некоего композитора. У них была лицензия на трансляцию произведения, но она не предполагала переработку мелодии и использование ее в рекламе. РАО от имени автора предъявило претензии, радиостанция и рекламируемая компания поплатились суммой в 10 тысяч долларов.

Служебные произведения

До сих пор мы вели речь о работе с фрилансерами. Статья 14 закона об авторском праве и смежных правах регламентирует служебные произведения, когда авторские права принадлежат работодателю. Режим служебного произведения действует, когда автор и работодатель состоят в трудовых взаимоотношениях. Если работник является, например, штатным фотографом издательства, все, что он отснял по заданию редакции, принадлежит редакции. Но при этом не надо забывать об обязательном соблюдении личных прав. Если же фотографию сделали директор издательства или бухгалтер, режим служебного произведения не действует, поскольку фотографирование не входит в служебные обязанности этих лиц. Судьбу такого произведения автор определяет самостоятельно. И если такая фотография будет использоваться, во избежание конфликтов нужно заключать отдельный договор. Служебными произведениями считаются только те, которые были созданы автором строго в соответствии с его официальными служебными обязанностями.

Заключение

Только на первый взгляд цепочка кажется громоздкой. Введенные в оборот несколько документов избавят вас не только от неожиданной головной боли, но и от ощутимых финансовых потерь. Тем более что в случае возникновения подобного конфликта трудно будет принять во внимание некогда дружеские отношения, принципы справедливости, не подкрепленные документально, а также отговорки по типу "не знал". Особенно в суде. Уважайте закон, и он защитит вас!

Григорий Бусарев
ЗАО "Авторское агентство "АртПатентЪ" (Казань)
патентный поверенный РФ
журнал "Рекламодатель: теория и практика"

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article18172.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100