Индустрия компьютерной графики в России: карьерные перспективы и образование

Дата публикации: 28.10.2022
Раздел: Анализ рынков

Эта статья приободрит всех молодых CG-специалистов, а также тех, кто хочет развиваться в этой области в России. Для начала хочется развеять страхи о том, что в связи с геополитическими событиями индустрия в стране закрывается. Это совершенно не так. Есть проблемы, но есть и решения, и перспективы.

Куда податься в начале пути

Не секрет, что сейчас в индустрии царит некий хаос. От продюсеров разной величины поступают не лучезарные прогнозы в личных аккаунтах, поэтому у многих специалистов на старте возникают опасения, а востребованы ли они будут вообще в ближайшем будущем в этой стране. Можно успокоиться и отметить, что кадровый голод в CG как был, так и остается.

Сейчас на российском рынке много различных продолжительных программ и курсов, направленных на получение знаний о компьютерной графике; они существуют как при государственных учреждениях, так и при коммерческих.

Если интерес и талант к компьютерной графике обнаружился еще в школе, то стоит присмотреться к полноценным образовательным программам Московской школы кино, Высшей Школы Экономики и Института им. Баумана.

Также много краткосрочных и узконаправленных курсов формата онлайн и оффлайн. Как правило, онлайн – это краткосрочные программы по приемлимой стоимости. Специалисты из Matematic XYZ готовят композеров и  матчмуверов в рамках своих 2-месячных курсов. Это позволяет студентам, не проживающих в крупных городах России, получить такое же образование, как жителям Москвы и Санкт-Петербурга.

Немаловажный пункт при выборе программы обучения – это практика. Это может быть командный проект по сборке шоурила (и тогда включаются еще soft skills). Или индивидуальный диплом, например, придумывание персонажа, включающий в себя скетч, 3D-моделлинг, текстуринг, рендеринг, помещение персонажа в 3D-среду.

В некоторых школах существует система грантов. Студия может оплачивать обучение своего сотрудника. Также победы в различных конкурсах могут быть тоже отмечены грантами на обучение. Например, периодически такие конкурсы проходят в Moscow Film School.

Важным критерием при выборе заведения для обучения азам компьютерной графики является возможность интегрирования в профессиональную отрасль.

В оффлайн школах есть система стажировок, когда выпускник может пойти в студию на практику, показать себя и свои способности, а затем, в случае успешного прохождения практики - получить предложение о работе.

Об образовании за границей

На рынке компьютерной графики по уровню и мощности проектов лидируют США и Канада. Конечно, велико искушение накопить денег (а образование там не дешевое) и хотя бы удаленно пройти курс. Но здесь есть одно большое «но». Это 11-12-часовая разница во времени. Проблематично будет совмещать такую учебу с работой и даже со сном.

Американский подход, конечно, интересен, но принципиально не отличается от российского. Кроме того, западные студии очень любят работать с российскими специалистами из-за их более обширных знаний по сравнению с западными узконаправленными специалистами. На Западе принято досконально уметь делать свой кусок работы; есть очень строгое деление на специализации внутри студий. Наши же студии поменьше, поэтому в России процветает дженерализм.
Ниже несколько примеров иностранных школ компьютерной графики.

Американская студия Gnomon предлагает онлайн и офлайн-обучение. Выпускники показывают фантастические по исполнению анимации.
Vancouver Film School – канадская школа, одна из лучших в мире. Они разработали годичную программу по всестороннему обучению компьютерной графике. Тесно сотрудничают с Pixar.

Канадский Think Tank Training center предлагает годовую программу по обучению 3D анимации, VFX и гейм дизайну. Прикрепляют к ученикам наставников из индустрии.

С позиции работодателя

При приеме на работу даже джуниора студия не может взять человека совсем с нуля. Это технически невозможно. Работодатель оценивает бэкграунд, за новичком закрепляется наставник. Студии сильно вкладываются в прокачивание hard skills нового сотрудника, как в плане времени, так и финансов. Сама индустрия компьютерной графики очень динамичная, и она еще не достигла своего пика. Мы это понимаем и не ждем идеальных кандидатов.

Наряду c техническими навыками соискатель должен быть достаточно стрессоустойчивым и обладать высоким уровнем soft skills. Наша работа связана с тесным взаимодействием друг с другом. К тому же, все люди творческие и специфические. Это не просто офис с кучей машин и упершихся в мониторы людей.

При приеме на работу также важно видеть и правильно использовать амбиции сотрудника: одному нормально всю жизнь заниматься одним направлением; другой хочет вечно развиваться и менять сферы.

Выращивание специалистов внутри

Мы в Trehmer CG всегда в поисках хороших композеров и 3D-дженералистов. Это прогнозируемый “голод”. Он происходил и происходит по нескольким причинам. Все больше компаний вводят обучение английскому языку в студиях. Рост числа международных проектов обязывает. Как следствие, специалисты, владеющие английским языком, часто переезжают за рубеж. К тому же, к сожалению, выпускников вышеперечисленных российских школ можно по пальцам пересчитать. Немаловажным фактором так же является рост числа студий и повышение сложности проектов на российском рынке.

Поэтому многие студии инвестируют в образование внутри компании – то есть в выращивание специалистов под себя.

В этом году мы открыли новый офис в Армении в городе Гюмри. Открытием офиса мы не ограничились, а провели еще “летний лагерь” по обучению компьютерной графике в сотрудничестве с армянской студией Popok  Animation. Местные специалисты нас поддержали и проанонсировали инициативу во всех локальных чатах, что очень помогло при наборе группы.

Это был первый волнительный опыт. Максим Алаев, VFX supervisor нашей студии, который имеет огромный опыт преподавания в RealTime School, 2 месяца тренировал ребят. Наш HR-директор максимально тщательно отбирал людей, которым было бы легко освоить этот курс. На выходе мы получили 7 композеров, пятерым из  которым предложили работу в штате (двое ребят с нашего курса исходно являлись сотрудниками студии Popok animation).

Наш первый обучающий опыт нас очень порадовал и воодушевил. Мы уже готовим полугодовой курс для гудинщиков (специалистов по работе с программой Houdini).

Индустрия растет очень быстро, мы выходим на международный рынок, проекты становятся сложнее, быстрее. Кадровый голод, к сожалению, только усиливается, поэтому за образованием будущее.

Елена Дегтярева, партнер Trehmer CG

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article154240.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100