Реклама не просто опасна. Она доводит до безумия

Дата публикации: 04.02.2018
Раздел: Есть мнение ...

В сети можно узнать все, что угодно, о любом человеке — а особенно о его слабостях. Этим активно пользуются рекламщики: они выслеживают и подслушивают пользователей, а часто доводят своих жертв до клинических состояний. 

В интернете любители наживы используют самые изощренные способы: в объявления на Youtube встраиваются вредоносные коды, майнящие криптовалюту за счет жертвы, а лишиться своих данных можнодаже из-за случайного клика на рекламу от Google. «Лента.ру» выяснила, как зрителей рекламы ежедневно атакуют запрещенными приемами.

Взломать сериалом

В декабре пользователи браузера Mozilla Firefox обнаружили на своих личных компьютерах странное расширение под названием «Зеркало» (Looking Glass). В его описании не было ничего, кроме фразы «Просто моя реальность не такая, как ваша» (MY REALITY IS JUST DIFFERENT THAN YOURS). Обсуждение на форуме Reddit собрало несколько сотен комментариев: оказалось, что странное программное обеспечение появилось без всяких уведомлений после обновления, и для его установки даже не понадобилось согласие юзеров. Более того, расширение оказалось способно вносить изменения в некоторые веб-страницы. Испуганные пользователи в спешке отключали «Зеркало», однако параноидальные мысли о слежке и захвате компьютеров не покидали их.

Бурное недовольство в сети заставило Mozilla спешно обновить расширение и добавить справочные данные о нем. Оказалось, что «Зеркало» — это проект-игра, нацеленный на рекламу популярного сериала о хакерах «Мистер Робот». По утверждениям пиарщиков, промо должно было быть выпущено лишь к финалу третьего сезона, однако пользователи заметили его несколькими днями ранее.

Наглое вмешательство в личное пространство ради рекламы пользователи не оценили: и на Reddit, и на форуме поддержки Mozilla они называли установку расширения недопустимой шуткой, идиотизмом и попыткой слежки за поведением в сети. Некоторые сравнивали установку «Зеркала» с кровожадной игрой, описанной в одном из фильмов ужасов. Даже фанаты сериала утверждали, что подобные попытки маркетологов обречены на провал: «Мистер Робот» повествует о кибератаках, и завуалированная реальная попытка захватить чужие компьютеры была совсем некстати.

Хотели как лучше

За месяц до прецедента с «Зеркалом» та же компания поучаствовала в сомнительном релизе программы рекламного дата-детокса, подготовленной совместно с европейской некоммерческой организацией Tactical Tech. Пост в блоге Mozilla сообщает, что Data-Detox способен оздоровить виртуальную жизнь пользователей: показать, какие данные собирают сайты, заблокировать вредоносные приложения, посоветовать наиболее безопасные порталы.

Однако зарубежные СМИ жестко раскритиковали задумку: программа не только засоряет компьютер, но и способна вызвать паранойю даже у самого психически устойчивого человека. Пуш-уведомления от «дата-детокса» преследовали юзеров, тестирующих приложение, всплывающие окна затрудняли доступ к веб-страницам, назойливые советы создавали впечатление, что от его надзора не скрыться. Благие намерения обернулись сбором всего трафика, а в процессе теста выяснилось, что под видом «хороших сайтов» юзерам подсовывали коммерческих партнеров Mоzilla. Обе компании, однако, на претензии никак не отреагировали.

Подобные рекламные акции побуждают компании разрабатывать «противоядие». К примеру, в обновленной iOS 11 от Apple появилось специфическое расширение браузера Safari под названием «Интеллектуальное отслеживание» — оно блокирует доступ сайтов к данным пользователя. По оценке The Guardian, внедрение такой технологии лишит рекламный бизнес десятков миллионов долларов. Идентичное программное обеспечение успешно разрабатывают и в Google.

Открытый микрофон

Большой резонанс вызвало появление рекламных постов в популярных соцсетях. В последнее время сеть полна возмущений пользователей: большинству кажется, что мобильные приложения подслушивают их разговоры, следят за ними. Некоторые жалуются на появившийся на этой почве невроз.

Французский блогер по имени Дамиан посвятил целую серию постов на Mediumрассказу о «подслушивании» Instagram.

Эксперимент, поставленный французом, состоял в следующем: вместе с семьей он отправился в горы, предварительно переведя гаджет в режим энергосбережения и положив его в рюкзак. Во время прогулки он на испанском языке упомянул о том, что хочет купить маленький проектор с функцией Bluetooth. «Я знаю, что никогда его не гуглил, ни с кем его не обсуждал, не писал о нем в блоге», — предупреждает автор в посте. Но на следующий день рекламный пост в Instagram предлагает ему тот самый проектор.

«Напоминаю контекст: 2,3 тысячи метров высоты, в горах еле ловит 3G, смартфон в режиме энергосбережения, множество разговоров с разными людьми — немного на французском, остальные на испанском. Пожалуйста, Instagram, объясни, как ты делаешь это», — пишет блогер. В финале он приходит к выводу: приложение прослушивает не только в момент использования, но и во время разговоров (включая звонки через мессенджеры). Выругавшись, блогер рекомендует всем отключить доступ к микрофону, который Instagram получает по умолчанию. Грубое вмешательство социальной сети в личную жизнь настолько разозлило Дамиана, что через месяц он написал еще один пост в формате FAQ, где подробно объяснил, как вывел Instagram на чистую воду.

Запись перепостили пользователи по всему миру; некоторые шутили над излишне богатой фантазией автора, однако большинство соглашалось: догадки о прослушке смартфонов для формирования рекламной ленты часто появляются в постах в соцсетях, а с помощью экспериментов потенциально можно убедиться в правоте блогера. Фотосеть, однако, настаивает: разрешение на использование микрофона необходимо ей исключительно для записи и публикации полноценных видео.

Довести до ручки

Владелец Instagram, Facebook не отстает в гонке за контролем пользователей. На YouTube до сих пор набирает множество просмотров видео, наглядно демонстрирующее, как социальная сеть прослушивает разговоры для формирования рекламных предложений. На Reddit по мотивам видео создали отдельный тред, в котором активно дискутируют о возможности взломать систему и отключить доступ Facebook к личным данным.

Такая политика для соцсети совсем не нова: стоит вспомнить соглашение о конфиденциальности, согласно которому, пользователь всегда автоматически передает права на использование публикуемого контента компании Facebook. Не отстает и мобильное приложение, которое, согласно правилам пользования, продолжает следить за пользователем даже после удаления сервиса с гаджета (согласие с условиями дается до их обновления, однако, как правило, люди принимают их не читая).

Представители корпорации убеждают, что не используют запись голоса хозяина смартфона для таргетинга, а получают доступ к микрофону только в момент записи аудиосообщений или видеороликов. Рекламные предложения, по утверждениям Facebook, формируются лишь на базе заявленных интересов пользователей. Официальную точку зрения поддерживают и крупные зарубежные СМИ: к примеру, британское издание The Telegraph опубликовало большую статью в защиту соцсетей, где обвинило пользователей, придающих большое значение обычным совпадениям.

Любопытство аналитиков зарубежной компании Forrester заставило их провести самостоятельное расследование: после жалоб коллег на «подслушивающую» рекламу команда решила сравнить объемы исходящего трафика смартфона при включенном и выключенном микрофоне в мобильном приложении Facebook.

Показатели в обоих случаях оказались практически идентичны. Но на этом аналитики не остановились и начали искать подвох в других функциях приложения: определение локации пользователя, сбор информации о нем на других сайтах, использование данных в рекламных целях. Специалисты утверждают, что у них уже есть ряд интересных гипотез, но обнародовать их они не спешат, а лишь намекают в блоге, что любая проверка в сфере защиты прав потребителей разрушит рекламную империю Facebook.

Известны случаи доведения до параноидального состояния с помощью рекламы на Facebook: несколько лет назад американец разыграл соседа по комнате с помощью рекламных постов. Шутка была столь удачной, остроумной и одновременно злой, что отчет о ней собрал около 5 миллионов просмотров за месяц.

Пранкер создал виртуальную компанию и запросил таргетированную рекламу в Facebook для аудитории, состоящей лишь из одного человека. Обладая достаточными познаниями о комплексах, личной жизни, проблемах и даже физических недостатках соседа, он постоянно «подсовывал» ему соответствующие объявления, и буквально довел его до клиники: у того начались приступы паранойи.

Сначала он создал рекламное предложение для людей, которые боятся глотать таблетки (это было одной из основных фобий его друга, о которой тот из стеснения никому не рассказывал), затем начал нападать на него рекомендациями сайтов, где могло встречаться слово swallow (глотать) — уже с подтекстом. Затем, после небольшого тайм-аута, объявления стали пугающими: «Если ты большой любитель кофе с черной банданой в кармане, посмотри вот это…». По мнению автора, если бы он не прекратил эти пытки, его другу понадобилось бы психиатрическое лечение. Однако история закончилась хорошо: пранкер осознал опасность и в качестве извинений подкинул соседу объявление «Эй, не казалось ли тебе, что твой сосед создает рекламу на Facebook специально для тебя?»

Параноидальные состояния часто вызывает и реклама на Youtube: на форуме поддержки можно найти обращения, где пользователи жалуются, что стали мишенью для рекламных объявлений, и пытаются узнать у специалистов корпорации Google, как избавиться от них. О содержании они не распространяются, однако можно предположить, что речь идет о целевых предложениях, основанных на поведении юзеров в сети.

За ваш счет

В слежке замечены не только социальные сети, но даже игры: программное обеспечение от стартапа Alphonso, присутствующее почти в трех сотнях игровых приложений для смартфонов, прослушивает гаджеты даже в те моменты, когда они не используются. Среди клиентов «Альфонса» — Pool 3D, Beer Pong и любимец детей — анимированный медведь Jumbo. Компания выуживает данные о просматриваемых телепередачах и фильмах и охотно забирает информацию у Shazam. Все собранные массивы компания продает рекламщикам. При этом формально все это совершенно официально, так как любое приложение запрашивает у пользователя доступ к микрофону устройства. Разрешая это, вы соглашаетесь на подобный шпионаж.

Будущее слежки

Рекламные объявления давно шагнули дальше таргетирования: новым трендом стала покупка метаданных, то есть информации о маршрутах интернет-серфинга пользователей. Они в полной мере способны разрушить наше представление о приватности. К примеру, поиск выгодного автокредита практически всегда заканчивается шквалом звонков от банков с предложением выгодных условий займа для покупки машины.

Такой анализ представляет собой соотнесение реального человека с его запросами в сети, а заказчиками подобных услуг являются крупные бизнес-игроки. Так, человеку, лежащему в больнице, по результатам дата-исследования скорее всего предложат доставку еды, клининговый сервис на дом и отель для домашнего животного, а счастливой семейной паре — программу совместного времяпрепровождения на выходных.

Продают такие данные крупные агрегаторы (в России это Pluso и LiveInternet): они предлагают сайтам дополнительные сервисы вроде возможности расшара в соцсетях, а взамен получают огромные массивы так называемых «больших данных» о посетителях. В середине прошлого года глава Pluso оценивал объемы «слежки» в двадцать миллионов браузеров ежемесячно только для своего агрегатора. При этом сбор подобной информации абсолютно легален, так как в необработанном виде она не представляет никакой ценности и не вызывает интереса бизнесменов. Важность им придает аналитическая работа по выявлению закономерностей поведения.

Передача и продажа данных о поведении интернет-пользователей — основа рекламы в сети. Владельцы агрегаторов не раскрывают алгоритмы персонализации полученной информации о том, как именно они узнают, кто загуглил определенный товар или услугу. О государственном регулировании этой сферы активно говорят как российские, так и зарубежные чиновники, однако никаких предложений по решению проблем пока нет: слишком большое количество информации придется хранить на госсерверах.

По словам представителей агрегаторов метаданных, скоро станет возможным предугадывать даже погоду за окном у каждого конкретного пользователя. А пока будущее не наступило, стоит помнить, что отсутствие паранойи не отменяет факта слежки, так что можно успеть обратиться к лечащему врачу.

Софья Кадочникова, lenta.ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article143428.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100