Что греха таить, с церемониями у нас церемониться не принято: креативу одинаково мешает и панибратская «попса», и глянцевый официоз. Лучше всего пока получается у художников. В гостях у Advertology.Ru - создатели премии ГЦСИ «Инновация».
Негосударственная премия «Инновация», присуждаемая ГЦСИ художникам, кураторам и арт-критикам за ежегодные достижения, вот уже пять лет является заметным событием в артистической жизни города. И если есть люди, не воспринимающие актуальное искусство всерьез, то церемонию вручения наград, даже самых абсурдных, смотрят с огромным любопытством и неизменным удовольствием. Последняя «Инновация» удостоилась даже телевизионного формата и выложена теперь в трех частях на сайте телеканала «Дождь».
Действительно, сценография «Инновации» - это, в первую очередь, задача архитектурная: то в Манеже тонко прорисуется контур здания, намекая на гармонию зала, то за витринами бывшего цеха снаружи замаячит белая толпа «хатифнаттов»...
Мы поговорили с двумя представителями команды церемонимейстеров - режиссером и продюсером проекта Андреем Сильвестровым и композитором Ираидой Юсуповой.
Андрей Сильвестров. Режиссер, сценарист, продюсер.
Давно ли вы занимаетесь церемониальным жанром?
Давно и много. Помимо «Инновации» наша компания Cine Fantom Promo делала церемонии для первой и второй премии Кандинского, Горьковской премии, а также множество внутренних презентаций для телеканалов СТС, «Домашний», «Перец». Ну, и как президент Каннского фестиваля, я каждый год открываю и закрываю событие - на специальных церемониях.
Разница чувствуется?
Сложный вопрос. У каждой церемонии - своя задача, свой бюджет и свой творческий потенциал. Это и качественно разные вещи, и, одновременно, составляющие успеха.
А в сравнении с зарубежным опытом - наш...?
Тоже сложный вопрос. Такие премии, как «Оскар» способны поменять общественный статус, а то и судьбу человека. Любая же российская премия - это просто приятно, ну, иногда помогает решить какой-то финансовый вопрос. Это важно понимать.
Тогда - о творческой составляющей церемониала. «Инновация» в этом смысле - обнадеживающий пример.
Да, тут условия благоприятствуют. Премия присуждается в области современного искусства, а не, скажем, сельхозтехники, поэтому организаторы дают нам максимум свободы. И та музыка, которую сочиняет Ираида Юсупова, и то, как оформляет пространство Степан Лукьянов, позволяют сделать самостоятельное художественное высказывание внутри церемонии. Однако я не считаю это какой-то нашей суперзаслугой, просто обстоятельства позволили развернуться: наши решения соответствуют задачам ГЦСИ.
А чем интересен художнику сам формат церемонии?
Никакой особенной эйфории я по отношении к формату не испытываю. Это профессиональная работа, требующая адекватности поставленной задаче. Рекламный ролик или церемония награждения задают куда более ясные и жесткие рамки, чем художественный фильм или спектакль. Должен сказать, однако, что формат «Инновации» оказался очень сложным. На премии Кандинского всего две номинации, поэтому есть возможность показать что-то продолжительное. Здесь же 7 номинаций, на каждую - по 5 претендентов и в конце 3 финалиста. Это очень тяжелая логистика, ведь люди больше часа с небольшим высидеть не в силах. Поэтому мы разработали специальный такой минималистичный формат медиаперформанса и музыкального действа, который бы не занимал много времени и одновременно удерживал зрительское внимание. Отсюда, кстати, и подбор артистов. Мы не можем пригласить признанную звезду, скажем, Юрия Башмета для долгого, виртуозного выступления, мы берем ансамбль финских крикунов петь «Пусть всегда будет солнце» или детский хор с органом - исполнять что-нибудь «похоронное»
Ираида Юсупова, композитор, режиссер.
Насколько я знаю, до «Инновации» вам не случалось оформлять церемонии. Расскажите о дебюте и о роли композитора в этом формате.
Я была приглашена для обеспечения единой музыкальной линии собственно церемонии
Она проводилась на Винзаводе в 2008 г. Перед церемонией выступили «Бурановские бабушки» - они пели песни Beatles и «Группу крови» Цоя на мордовском языке и угощали всех самогоном из чайничков и домашними лепешками. Бабушки прогремели позже, а пока были известны только знатокам. Это был фуршет. Мы же пригласили хоровую капеллу имени Александра Юрлова. Она спела маленькие пьески на слова номинации («Визуальное искусство», «Кураторский проект» и т.п.), которые я написала в стиле московской хоровой школы. Московская хоровая школа - вершина российской духовной хоровой музыки, и она же стала потом основой советского хорового искусства. Например, сюжет про ВДНХ вполне мог озвучиваться подобными композициями, только с другими словами.
В тот раз я озвучивала не только ролики, посвященные номинациям, но еще и отдельные видеоаттракционы к каждой номинации, сделанные художником Павлом Лабазовым. Хор возглашал «аксиос!» под фанфары в стиле ретро 30-х годов. И тогда был очень сплоченный художественный фронт - Андрей Сильвестров, Павел Лабазов - авторы нашумевшего фильма «Волга-Волга», Степан Лукьянов - замечательный художник-постановщик.
Что-то изменилось с тех пор?
Кое-какие вещи стандартизировались, теперь я не так подробно озвучиваю ролики - там слишком много текста, и для того, чтобы музыку было слышно, приходилось делать большие паузы. Две последние церемонии обошлись техноритмом, который задавали режиссеры монтажа. И я сосредоточилась на живой и фонограммной озвучке церемонии награждения.
Чьи были идеи?
Режиссерские. Обычно режиссеры мне предлагали и исполнителей тоже, очень интересных, мне нравилось.
Какая церемония удалась больше всего?
«Инновация»-2010. Она проводилась в «Гараже», и меня попросили поработать с контртенором. Тут я развернулась, и появилась Casta Diva - ария, переходящая в песню, с фонограммой, с видеоартом, переводящим текст на разные языки под шествие толп народа. А вместе с прекрасным контртенором Рустамом Яваевым выступил ансамбль финских крикунов Mieskuoro Huutajat. Крикуны очень смешно кричат известные произведения - и «Пусть всегда будет солнце», и народные песни - узнать ничего не возможно, но очень прикольно. Однако группа крайне редко соглашается работать с предложенным авторским текстом. Мне очень приятно, что потом, по прошествии времени, руководитель ансамбля сказал, что наша «Инновация» - это первый удачный опыт работы с композитором.
Кинорежиссеры иногда признаются, что 30-минутный ролик - это открытие. Что интересного дает музыкальное оформление церемонии композитору?
Открытием для меня стало качество подачи моих работ - визуальное, звуковое, режиссерское. Такого качества больше сегодня нет нигде. Приходишь куда-то еще - звук ужасный, того не хватает, сего не хватает... чтобы это все звучало масштабно, фундаментально, охватывая громадные, космические пространства - такого не случается. И я после выступления часто нахожусь в глубочайшем расстройстве. Я понимаю, что все мои проекты должны звучать именно так, как они звучат здесь - раз в год, да на чужом празднике...
С другой стороны, концерты и оперы свои вы создаете для себя и для слушателя. А тут - заказчик и потребитель. Как удается «взять» аудиторию, какие проблемы приходится решать?
Потребителя я почувствовала в полной мере на «Инновации-2012», в «Артплее», в центральном зале. Тогда меня разочаровала пресыщенная публика. Я подумала: вот если ей бабахнуть по голове чем-то вроде Casta Diva, она еще встрепенется, подойдет Евгений Бунимович и скажет, что церемония - это второе по силе впечатление после перформанса группы «Война» («Х... в плену у ФСБ» как раз под Casta Diva и получил премию - Ю.К.). Надо же, сбылась мечта идиота, прорвались!
А еще на «оформлении эфира» угнетает анонимность. Вот объявляют: «композитор церемонии - Ираида Юсупова», а ведь никто не понимает - где тут Беллини, где советская песня, а где Юсупова. Очень жалко арфой забивать гвозди, но «Инновация», если абстрагироваться от заказного контекста, все-таки сам по себе любопытный формат. И я уже не обращаю внимания ни на организаторов, ни на публику - если есть контакт синтетического сотворчества с командой, мне интересно, я испытываю драйв и могу что-то сделать. Если я заскучала, не могу найти свой интерес, кроме финансового, скорее всего, у меня получится плохо. На профессионализме я выехать не могу, в этом смысле я - плохой профессионал.
А что показали в «Артплее»?
Тогда вышли оперные певцы спели номинации - каждый в определенном оперном стиле. Никто это не считал, конечно, все решили, что поются какие-то арии, а это были специальные сочинения - под каждую номинацию.
Строго! Возможно, такие тонкости организаторам стоит специально прописывать в рекламных материалах - люди будут слушать внимательнее.
Вряд ли это входит в их интересы: люди ведь приходят просто узнать, кто победил.
Последняя церемония вновь проходила в Манеже, насколько я помню? И опять - успех.
Да. Кстати, мы с Андреем Сильвестровым сошлись во мнениях, что эта «Инновация» была так же удачна, как и третья, с финскими крикунами. А здесь был детский хор, которым дирижировала Анастасия Браудо, орган (за ним Федор Амиров) и поэт Андрей Родионов.
Родионов был забавен и куртуазен, «в жизни» он куда радикальнее. Цензуру прошел?
Еще какую. Тексты возвращали дважды. Но все равно получилась «гремучая смесь», сравнимая с Casta Diva. И я поняла, что церемонии для пресыщенной, скучающей публики нужно проводить шоковыми средствами. Это может быть тонко, но сами средства должны быть слишком яркими. И монументальными. Мое тяготение к монументальности «Инновация» как раз дает возможность проявиться. Дело не в том, что я пишу монументальные вещи, а в том, что это они будут донесены до слушателя в нужном масштабе и объеме. Организаторы премии пока не решаются пригласить оркестр, что было бы логично. И я выхожу из положения объемными наполняющими - бас-гитарой, органом, хором, клавишными гуслями, медными инструментами...
Сейчас мы уже подумываем, что в следующий раз можно будет показать что-то типа Тесла-машины, Trombone Consort или рок-группы, потому что академические средства исчерпаны. Как раз сейчас я сочинила новые песни для фильма Андрея Сильвестрова «Бирмингемский орнамент», которые будут исполняться рок-командой. Думаю, это будет хорошим заделом для новой «Инновации».
Однако рок-группы - не академические музыканты. Это ведь тоже - новый формат...
Формат - вопрос и авторских амбиций, и коммуникации. Я - автор, мне нужны понимающие исполнители. Действительно, с «академиками» легче, а рок-группа обычно хорошо может сыграть только свое. Но если находятся люди, согласные играть мои тексты или хотя бы аккорды (во время джема, например), то все, что от меня требуется - найти нужный подход и язык, даже если музыканты не читают нот. Увидите, что будет на следующей «Инновации».
P.S. «Инновация» относится к разряду среднебюджетных мероприятий. Главные средства тратятся на аренду качественной видео- и аудиовоспроизводящей аппаратуры. Все, что требуется - чувство пространства, чувство юмора (оперный уклон церемонии каждый раз парадоксально контрастирует с проектами-номинантами на премию в области актуального искусства), хороший вкус и смелость в принятии решений. Последнее в немалой степени зависит от заказчика.