Статьи

Черный HR: насколько распространены списки "нежелательных сотрудников"?

"Черные списки" используются фирмами для отсева сотрудников, которые могли бы стать источником неприятностей. Но далеко не всегда базам данных "штрафников" можно доверять. К тому же сами эти реестры, в принципе, могут стать проблемой для создающих их компаний

Свалка компромата

Несколько лет назад, когда многие компании установили в офисах "быстрый интернет", в cети тут же возникла масса конференций со взаимными претензиями сотрудников различных фирм и их работодателей. Много эмоциональных, не всегда убедительных и зачастую анонимных обвинений встречается, в частности, на сайтах компании "Евроменеджмент", Электротехнической корпорации, в некоторых интернет-ресурсах. Плюс у таких списков один - публичность. Любой посетитель подобных сайтов может написать жалобу.

Но для работодателей эффективность открытых дискуссий практически равна нулю. "Это просто "базар",- считает Дмитрий Злобин, руководитель департамента подбора персонала компании "Евроменеджмент".- Кто-то кого-то обвиняет, не предъявляя никаких доказательств. Большинство работодателей вообще не используют такие "черные списки" при проверке потенциального сотрудника. Претендента проверяет служба безопасности, мнения о работнике собираются через личные связи". Представители Электротехнической корпорации также признают, что публичные "черные списки" не представляют большой ценности для руководителей: "Это лишь один из способов привлечения посетителей на сайт".

Только для своих

Доступ к закрытым спискам недобросовестных сотрудников (как для записи, так и для чтения), как правило, имеют лишь члены отраслевых объединений работодателей. Поэтому содержащуюся в них информацию принято считать достоверной.

Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и хотельеров: "Мы не можем разбрасываться специалистами. Я сам брал таких людей на работу" Подобные списки имеются, например, у Федерации рестораторов и хотельеров (от английского hotelier - владелец отеля), а также у Гильдии маркетологов, объединяющей специалистов по маркетингу из производственных, торговых, сервисных компаний, преподавателей этой дисциплины, исследователей и консультантов. У некоммерческого партнерства "Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии", по словам представителей данной организации, "черные списки" скоро появятся.

В зависимости от договоренности членов партнерства в закрытые базы данных топ-менеджеры фирм могут заносить либо свой персонал (как делают рестораторы), либо сотрудников других компаний, работающих на рынке (так поступают маркетологи),- в случае серьезных обоснованных претензий к их деятельности.

Например, у рестораторов список, называющийся "Рекомендации с последнего места работы", разделен на четыре категории: проблемы с алкоголем и наркотиками; воровство; тунеядство; нелояльное отношение к фирме. В последнюю категорию попадают и люди с недостаточной квалификацией, и те, после увольнения которых у ресторатора возникли проблемы (например, неожиданный визит представителей налоговых органов или людей из криминальной среды).

В специальной таблице перечислены фамилии, имена, отчества "штрафников" с припиской, какой ресторан (или рестораны) плохо отозвался об этом человеке. Сути претензий на сайте нет. Чтобы узнать подробности, нужно связаться с указанным в списке предприятием или запросить в Федерации рестораторов и хотельеров (ФРИО) историю появления конкретного человека в "рекомендациях". Для включения нового человека в список на сайте рестораторов и хотельеров требуется официальное письмо с печатью и подписью руководителя компании с детальным описанием того, когда и чем провинился тот или иной сотрудник.

В Гильдии маркетологов процедура пополнения списка еще сложнее. Претензия одного члена объединения к сотруднику другой фирмы обсуждается на совете гильдии, где выслушиваются мнения обеих сторон. Если совет решает, что конфликт нельзя разрешить мирным путем, фамилию ответчика и название его компании заносят в "черный список". Иногда инцидент завершается примирением уже после публикации на сайте - тогда потерявшую актуальность запись убирают.

В ряде случаев, по отзывам участников соответствующих рынков, "черные списки" оказываются достаточно полезными. "Конечно, при приеме на работу мы для собственной подстраховки требуем предъявить резюме и рекомендации,- говорит Владимир Павлов, владелец ресторанов "Автограф", "Конкорд", "Печки-лавочки" и кафе "Монтероссо".- Но иногда этого оказывается недостаточно. Скажем, приходит ко мне господин Х, рекомендации которого подписал господин Y. Секретарь господина Y по телефону отвечает, что начальника нет на месте или что с ним не велено соединять. Возможно, X действительно хороший работник, для подтверждения или опровержения этого мне потребуется время. А в нашем бизнесе, при остром дефиците кадров, решения о приеме на работу приходится принимать мгновенно".

Рестораторы утверждают, что "Рекомендации с последнего места работы" не носят категоричного характера. "Это лишь предупреждение коллег. Ты можешь не брать на работу человека, которого занесли в список, а можешь и взять",- рассказывает Максим Привезенцев, исполнительный директор ФРИО. Большинство попавших в реестр, как правило, вновь трудоустраиваются в ресторанной индустрии. "В 2003 году дефицит кадров в отрасли составил 20 тыс. поваров. Мы не можем разбрасываться специалистами,- считает Игорь Бухаров, совладелец ресторана "Ностальжи", президент ФРИО.- Я сам брал таких людей - речь шла о проблемах с алкоголем - на работу. Предоставлял человеку возможность реабилитироваться и наблюдал за ним для подстраховки".

В Гильдии маркетологов рассказывают, что "черные списки" помогают регулировать конфликтные отношения на их рынке. "Форс-мажорные ситуации возникают достаточно часто,- рассказывает президент Гильдии Игорь Березин.- С появлением "черного списка" ошибки стали исправляться быстрее. "Я доведу дело до конца, только не заносите меня в базу",- такие просьбы становятся популярными".

У отраслевых списков немало минусов. С юридической точки зрения любой "черный список" не вполне законен.

"Сотрудник вправе требовать возмещения убытков"

Сергей Кукса, директор юридической фирмы "Бюро трудового права": "Проблема корректного обмена информацией о деловых качествах работников в законодательстве не решена. Честь, достоинство и профессиональная репутация составляют "доброе имя" гражданина, неприкосновенность которого Конституция Российской Федерации (ст. 23) гарантирует каждому. Поэтому те, кто передает сведения о сотруднике в "черный список", должны быть готовы к использованию этим работником средств защиты, предусмотренных законом.

Допустим, информация о бывшем работнике, которую работодатель передает членам своего "клуба", объективна, и в случае спора предприниматель способен доказать это. Но в соответствии с Трудовым кодексом РФ нельзя сообщать третьей стороне персональные сведения (любую характеристику) работника без его согласия. Кроме того, личные данные, по закону, не могут использоваться в целях причинения гражданам имущественного и морального вреда, затруднения реализации их прав и свобод. Целью же такого банка информации как раз и является предотвращение повторного найма работника другим членом "клуба".

Если данные, переданные в "черный список", не соответствуют действительности, то на основании ст. 152 Гражданского кодекса РФ работник, в отношении которого распространили сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением самих сведений требовать возмещения убытков и морального вреда. В дополнение к этому допустимо использовать другие общие способы защиты. В частности, работник может в судебном порядке потребовать пресечения действий, нарушающих его права или создающих угрозу их нарушения,- то есть исключения сведений из списка или даже запрещения публикации такого списка.

Если же работодатель заведомо знал, что передает ложные данные, но сделал это с целью испортить репутацию работника, он серьезно рискует оказаться привлеченным к уголовной ответственности за клевету (ст. 129 Уголовного кодекса РФ). В особо тяжелых случаях дело может дойти до ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до трех лет".

В отношении участников общедоступных интернет-форумов предъявить иск затруднительно (самые резкие высказывания нередко публикуются анонимно или под псевдонимом), но в случае закрытых баз данных установить автора каждой записи не составляет труда. Хотя в российской судебной практике разбирательств "очерненных" сотрудников с работодателями пока еще не было, никто не застрахован от подобного инцидента.

Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов: "С появлением "черного списка" ошибки стали исправляться быстрее" Списки недобросовестных сотрудников могут стать и средством сведения счетов. По словам рестораторов, в их отрасли уже были ситуации, когда "неугодным" сотрудникам угрожали внесением в список. Обычно в таких случаях человек просто переходит работать в другой ресторан, объясняя новому работодателю, что стал жертвой шантажа.

К тому же не всех провинившихся сотрудников работодатели заносят в список. Кто-то не делает этого по принципиальным соображениям ("у меня не может быть плохих работников"), кто-то просто из-за нехватки времени.

Есть в концепции отраслевых списков и некоторое внутреннее противоречие. Чтобы "проблемный" сотрудник с высокой вероятностью попадал в базу данных, ее должны активно пополнять многие работодатели (по словам Игоря Бухарова, Федерация рестораторов и хотельеров к концу нынешнего года увеличится до 4 тыс. организаций). Но по мере роста числа "допущенных" информация в базе данных может стать менее достоверной - все больше приближаясь по стилю к публичным интернет-конференциям.

Полная конфиденциальность

Самые закрытые "черные списки" - внутренние перечни уволенных сотрудников в различных компаниях. Иногда туда заносят только недобросовестных работников (так поступают на московском заводе вторичных металлов и сплавов холдинга ВМС), а бывает, что абсолютно всех, покинувших компанию (пример - компания "ИстЛайн").

В первом случае кадровики фирмы получают возможность не повторять собственные ошибки и предупреждать ближайших партнеров по бизнесу о "проблемных" людях. Сергей Решоткин, председатель совета директоров Завода вторичных металлов и сплавов: ""Черные списки" отдельных компаний закрыты. Но если мне позвонит партнер и попросит высказать мнение о нашем бывшем работнике, а я, открыв список, увижу, что сотрудник был пойман на воровстве, я не буду скрывать данный факт. Более того, если я узнаю, что вора приняли на работу в другую фирму, работающую на нашем рынке, я обязательно позвоню и предупрежу руководство компании. О менее серьезных проступках (например, нарушении трудовой дисциплины) я, скорее всего, сообщать не стану".

Что касается реестра всех уволившихся сотрудников, то немногие фирмы признаются в ведении подобного учета. Но если человек, покинувший компанию, по прошествии времени не может устроиться в нее вновь, обычно это означает, что его занесли в "черный список" фирмы. "Я работала ведущим специалистом в одной крупной московской компании,- рассказывает одна из "пострадавших" от такой системы.- По семейным обстоятельствам мне пришлось на несколько лет переехать в другой город. По возвращении в столицу я попыталась устроиться на работу в "свою" компанию. Была согласна и на должность поскромнее, чем ведущий специалист. Но в отделе кадров мне дали понять, что даже уборщицей меня не возьмут".

Евгения Варламова, начальник отдела оценки персонала группы компаний "Ист Лайн": "Какой бы ни была причина увольнения сотрудника, вернуться назад в "Ист Лайн" ему будет крайне сложно. Для этого человеку придется доказать, что он обладает исключительной квалификацией и принесет компании намного больше пользы, чем другие возможные кандидаты на данную должность". Полезность такого вида "черных списков" оценить трудно. Принцип "мы своим сотрудникам предоставляем шанс лишь один раз" может привести к тому, что в компании рано или поздно просто не останется хороших специалистов.

Секрет фирмы

19.02.2004

на печать


Комментарии

Николай
28.03.2005 19:19 | сообщение #1
 

У меня идея ! Неплатежи в строительстве исчезнут ,если двухсторонний договор заменить трёхсторонним!

Критическая ситуация с масштабом неплатежей и задержек с расчётом подвигнет многих пострадавших от этого бедствия на серьёзное изучение предложенного метода .


Если в договоре двух контрагентов по инициативе одного из них,изначально добросовестного, будет приглашена третья сторона в качестве Арбитра . Арбитра с миссией изначальной экспертизы и оповещения итогов договорных отношений в интернете. Создаётся угроза репутационного риска . Риска изначального ,с серьёзной внутренней логикой и провокацией перспективы поведения .Ведь тот , кто откажется от трёхстороннего договора этим фактом многое о себе скажет и отказ от такого формата договора станет объективной аналитической информацей о хозяйствующем субъекте .

Те ,кто платит – станут видны ,те кто не справляется с этой обязанностью-тоже ! Станут видны те ,кто систематически справляется с исполнением своей отраслевой услуги ,и те кто не справляется .И эта информация с помощью отраслевого Арбитра ,по его миссии ,дожна быть доступна !
Можно сделать из бизнесхаоса –структуру , из современной ковбойской толпы -рукопожатное общество .

Изначальное условие –одна из сторон не желает заключать сделку без такой репутационной гаратии .Вторая вынуждена идти на уступку и согласна на трёхсторонний договор на условиях ,что рискуют оба ,святых нет .

Вопрос –эта статистика будет востребована ?

В какой процедуре эта схема работает ? Какие элементы сделают её работоспособной ?

Эту практику ,короче ,можно запустить ? У неё может быть перспектива ?


bruschatka@utech.ru Гордеев Николай Николаевич т. 378-10-75 , м.т. 8-926-388-75-72

пеое
19.06.2005 5:38 | сообщение #2
 

А что, давно уже пора!

03.09.2011 7:45 | сообщение #3
 

Публичные черные списки допустимы в отношении недобросовестных организаций. Но в отношении частных лиц они не только противозаконны, но и попросту аморальны. Прямой и справедливый вопрос: "А насколько безупречны сами авторы таких списков?". Ответ - зачастую "черные метки" инициируются работодателями, руководителями или коллегами в отношении тех, кто дал достойный отпор посягательству на свои ЗАКОННЫЕ права и попыткам "залезть на шею". Единственная преследуемая цель в таких ситуациях - месть, создание проблем. Не секрет, что в нашем гос-ве частенько стараются выжать из сотрудника по-максимуму, дав ему минимум.

Поэтому самая главная мысль в данной статье, на мой взгляд, высказана Игорем Березиным: "Списки недобросовестных сотрудников могут стать и средством сведения счетов". Весьма часто возникают обстоятельства, когда ЦЕННЫЙ, ПЕРСПЕКТИВНЫЙ и ЦЕНЯЩИЙ СЕБЯ сотрудник оказывается в положении "один против всех". При этом он может быть объективно прав, но выглядеть "нехорошим человеком" благодаря усилиям коллег. И в против "опального" работника играет еще расхожий стереотип: "Ну не может же один быть прав, а все остальные - ошибаться!".

Развитие такой ситуации происходит примерно так:
1) официальный или неформальный руководитель отдела (лидер коллектива) пытается совершить действия, ограничивающие права и свободы одного из сотрудников (например, загрузить его сверх должностных обязанностей или выплачиваемой зарплаты);
2) работник "даёт отпор", невзирая на авторитет (власть) покусившегося;
3) лидер или "обиженный" коллега, умеющий манипулировать другими, запускает процесс подавления работника или"выдавливания" его из коллектива, в т.ч. посредством настраивание против него коллектива (через распространение слухов и сплетен, "подставы" и т.д.);
4) сотрудники, будучи настроенными таким образом против коллеги или изначально боясь "перечить" лидеру, готовы подписаться под любой "бумажкой", порочащей честь и достоинство знающего себе цену сотрудника;
5) в результате рождается очередная строка в списке неблагонадежных работников.

Такой подход популярен в "разросшихся", бюрократизированных (особенно - государственных) учреждениях. Яркий пример - вузы, из которых последние годы очень часто уходят молодые ученые, на которых пытаются "водрузить" сверх-нагрузку по научной, методической и преподавательской работе без адекватного увеличение оплаты труда.


Если есть желание выяснить репутацию сотрудника, то конкретным будет:
- выяснить места его предыдущей работы (причем все);
- ЛИЧНО пообщаться с его предыдущими руководителями (опять-таки, со всеми или многими);
- провести анализ объективности полученной информации.
А черные списки - это халтура.

03.09.2011 7:57 | сообщение #4
 

Ну а Василию Ивановичу можно лишь пожелать быть профессиональнее и стремиться зарабатывать на чем-то более серьезном, чем на "уродливом" сайте на Народе.ру. Кстати, неудивительно, что эта "база" вместе с "проектом" Пробej.py" не протянула дольше года.

Иван
28.12.2014 10:35 | сообщение #5
 

На счёт трехстороннего договора - хорошая мысль!!!
На счёт размещения людей в чс - тоже нормальная практика. Я не вижу тут незаконного ничего.
Любой человек имеет право предупреждать о противоправных действиях других людей, как и правоохранительные органы.
А так-же выражать свое мнение. За это нет ответственности!

nashamasha
23.07.2015 23:55 | сообщение #6
 

filcons совершенно прав. Взять, к примеру, мой случай. Руководство последнего места работы потратило массу усилий, чтобы меня уволить, но не получалось, т.к. очень трудно уволить человека, который знает свое дело (и много сверх того), не нарушает трудовую дисциплину, любит свою работу, никогда не подводил компанию, в сложные моменты спасал от позора. Делали всё - и платили меньше уборщицы, и сверхурочные не компенсировали (ни деньгами, ни отгулами), хамство и ор - регулярно, подставы всякие - свалить чужие ошибки на меня (но как назло, компьютер все записывает и позволяет докопаться, чей все-таки косяк) и пр. Правда в кризис сократили не меня (но в черном списке это не отметят), а других, более любимых, потому что только меня можно припахать за троих без прибавки к зарплате. А вот если бы учли мнение сотрудников, работавших со мной на одних проектах, то я попала бы в очень белый список, или мнение рководителей и коллег с других мест работы - мне разные начальники попадались - и хорошие, и плохие, и очень хорошие, и те, что на последнем месте работы. Уволена по случаю закрытия компании (при таком-то руководстве чего еще-то можно было ждать).
Кстати, белые списки-то есть? А то как охаять кого-то, так всегда есть кому, а когда доброе слово сказать, так некому и негде?
А есть ли черные списки руководителей?

Семья Сергей Миссиных
26.04.2017 3:13 | сообщение #7
 

Сухинин Станислав Сергеевич. Москва, ул. Уральская, дом 4, Дата рождения: 21 января 1981 года обращались с женой. Жену уволили с работы, не выплатив заработную плату. Заплатили ему 100 000 рублей. Но в суде он не появился. Когда мы еле до него дозвонились он сказал, но дело было и так понятно проигранное, я не чем не мог Вам помочь. Мы ему сказали вернуть наши деньги, на что он нам ответил какие деньги я что брал под расписку, забудьте про них нечего не докажите. Разве так работают юристы.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.04.2024 - 22:59
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация