Ищем логику, там где ее нет.

Список форумов -> Юмор
Начать новую тему  Ответить на тему На страницу: Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Предыдущая тема :: Следующая тема
Автор Сообщение



Sueta 
Гость
Добавлено: 22.03.2008 14:17  |  #81861
Ответить с цитатой

АВТОМОБИЛЬ

НЕ МОЙТЕ МАШИНУ В ДАЛЬНЮЮ ДОРОГУ

Психологи давно заметили: многие люди пытаются очеловечить все, что их окружает, – от плюшевой игрушки до автомобиля. Правда, это странное свойство присуще прежде всего тем, кому не хватает любви.


– Многие автолюбители уверены, что машины делятся на мальчиков и девочек, – рассказывает Алексей Петрович, – разговаривают с ними, называя их ласково «ласточкой» или «красавицей». Этому есть рациональное объяснение: тот, кто любит свои вещи, считает, что и они тоже отвечают взаимностью. А поскольку от автомобиля зависит иной раз и жизнь человека, то, конечно, многие предпочитают его чтить как священное существо.

Приметы сопровождают будущего водителя еще с автошколы. Сначала в ход идут классические приметы – универсальный пятак под пяткой и немытая перед сдачей экзамена голова.

Полученные права и машину следует обмыть – иначе права отберут, а автомобиль будет ломаться. Одни считают, что достаточно смочить в стакане с водкой край вожделенной карточки, другие – что новоиспеченному водителю надо выпить ровно столько водки, сколько ее помещается в стакане по высоте удостоверения, а кто-то тщательно поливает колеса шампанским.

Если новую машину стукнул в первые два месяца – продавай – она несчастливая. Машина сразу характер показывает.

Не обходи машину спереди – не к добру.

Если машину сфотографировал – жди скорой аварии.

Не рекомендуется мочиться на автомобиль – тоже к аварии.

Нельзя ставить запчасти с битого автомобиля – снова к аварии.

Не свисти в салоне – остановит гаишник.

Нельзя обсуждать планы по продаже машины, находясь в салоне. Автомобиль вам отомстит.

Нельзя мыть машину в дальнюю дорогу.

Народная примета. Если вы едете в автомобиле и вас сильно ударили – выйдете и посмотрите: если ударили сзади – к прибавлению денег, а если спереди – к убавлению.


АНЕКДОТ В ТЕМУ

Гаишник отчитывает водителя:
– Ну как же так? Перестроились через ряд, превысили скорость в два раза! Я еще понимаю «Мерседес», но вы! Вы!! Водитель трамвая!!!
Вернуться к началу



Sueta 
Гость
Добавлено: 22.03.2008 14:20  |  #81862
Ответить с цитатой

ИНТЕРНЕТ


«ХОМОВОГО» В СЕТИ МОЖНО ЗАДОБРИТЬ

Интернет тоже породил вокруг себя суеверия.

– При «общении» с компьютером вступает в силу закон обратного взаимодействия, – объясняет Владислав Георгиевич. – Человек приспосабливается к машине, а машина – к человеку. В результате, например, мы чувствуем дискомфорт, работая за чужим компьютером. А если за наш компьютер сядет чужак, то машина может без видимой причины начать «глючить». Поэтому многие из пользователей ставят рядом с компьютером, например, маленькую пирамидку, якобы защищающую от порчи и сглаза «четырехугольного друга».


Типичные сетевые суеверия.

Появилась вера в интернет-домовых, которых в сети называют «хомовыми». Они поселяются на сайте, портят отдельные файлы и стирают картинки. Словом, ведут себя подобно домовым, не довольным хозяевами. Суеверные пользователи считают, что «хомового» можно задобрить. Для этого нужно, например, положить в главную директорию хорошенькую картинку, озаглавленную hhh.gif. Хомовой будет целыми днями ее рассматривать и перестанет бузить. Однако если удалить этот файл из директории, то неприятности возобновятся.

Если сохранить у себя в домашней директории копию какого-нибудь FAQ (frequently asked questions – «часто задаваемые вопросы»), то сайт нельзя будет подвергнуть сглазу, от которого прекратится трафик (объем информации, передаваемой по Сети), сколько ни вешай баннеров (рекламы) и ни зазывай к себе посетителей.

С веб-мастером (сотрудником, отвечающим за внешний вид и работу сайта) говорить – к скандалу в семье.

Браво
Вернуться к началу



Sueta 
Гость
Добавлено: 22.03.2008 14:22  |  #81863
Ответить с цитатой

Суеверия в разных странах мира

Голубоглазые люди наводят порчу, зато черная кошка – это к удаче. Нельзя втыкать палочки в рис и, тем более, смотреться в зеркало в темной комнате – это может иметь страшные последствия!
Приметы и суеверия в разных странах мира выглядят, порой, весьма забавно, но иногда могут и напугать...


В каждой культуре существуют суеверия. И продвинутый европеец, и абориген из племени туарегов, верит в чудесную силу талисманов и опасается дурного глаза. Некоторые приметы у жителей разных стран схожи: подкова – знак удачи, число 13 – мрачная «чертова дюжина», разбилось зеркало – жди беды. Но бывает, что одно и то же предзнаменование имеет совершенно противоположный смысл.

Пресловутая встреча с черным котом в России сулит беду и требует немедленных профилактических мер в виде плевка через плечо. Англичане же напротив дарят открытки с изображением черных кошек, желая друг другу удачи. Словом, знакомство с приметами и суевериями из разных стран наверняка вас удивит и позабавит.

Занимательны суеверия, бытующие в Греции . Многие ее жители привыкли носить в кармане или кошельке косточку летучей мыши – от дурного глаза. В то же время убийство этого зверька, даже во имя добычи заветной косточки, считается очень плохой приметой.
Еще в Греции (как с недавних пор и в России ) для отвода сглаза к одежде крепят амулет в виде синей бусинки с нарисованным на ней зрачком. Подходит и любая другая синяя бусинка. Этот цвет обороняет от зла, хотя одновременно считается весьма опасным: голубоглазые люди чаще всего наводят порчу! Поэтому если ваши глаза небесной синевы, не расточайте комплементов, путешествуя по Греции. Впрочем, управа на вас найдется. Хитрый грек просто тихо произнесет: «Scorda!» («чеснок») и трижды плюнет. Благо, не на вас, а на себя.

В любом уважающем себя греческом доме вблизи от порога растет пышный кактус. Вооруженный острыми колючками, он эффективно охраняет жилище от разных бед.
Любая обувь, перевернутая подошвой вверх предвещает нехорошее. Поэтому если вы, разуваясь в доме у грека, уронили ботинки, и они приземлились вверх подошвой, немедленно верните их в нормальное положение и скажите «Scorda!». Пара плевков при этом не помешает.

Любой грек знает, что если он чихает, то кто-то в этот момент о нем говорит. Чтобы узнать, кто именно, чихнувший попросит вас назвать любое число. Сложив цифры, из которого оно состоит, он узнает порядковый номер первой буквы в имени. Например, сумма равна 5. Считаем... буква Д. Значит вспоминает его Демис, Дионис или Дрокупполос. Поскольку уверенным в том, что Дрокупполос не расточает гадости, быть нельзя, то на всякий случай прозвучит сакраментальное «Scorda!».

Везение и удача будут сопутствовать тому жителю Англии, который встретит на улице черную кошку, найдет листок клевера с четырьмя «лопастями» вместо трех, в первый день месяца громко произнесет фразу «белые кролики» и поймает как можно больше падающих осенних листьев. И, напротив, пройти под лестницей, разбить зеркало или увидеть сороку – предзнаменования весьма дурные.

Ни один истинный англичанин в здравом уме не раскроет зонтик на пороге своего дома и не поставит новые ботинки на стол – эти действия, уверены жители Туманного Альбиона, зовут в дом смерть.

В некоторых районах Англии ужасной неприятностью считается увидеть сразу 2 или 3 ворон. Однако, как гласит легенда, когда все вороны улетят из Тауэра, дни Англии будут сочтены. Неудивительно, что сохранение тамошней вороньей популяции стало делом государственной важности.

Англичанин будет очень раздосадован, если увидит летучую мышь или услышит ее крики. Так уж повелось со средневековья, что эти зверьки считаются спутниками ведьм. А лучшей защитой от дурного глаза в Англии считается радужное пятно павлиньего пера.

Соседи англичан , уроженцы Ирландии , издавна слывут одним из самых суеверных народов. Давным-давно только что разродившиеся ирландки имели привычку ходить по колено в воде с новорожденным ребенком на руках, чтобы проверить, человеческое это дитя или коварная фея, забавы ради принявшая человеческий облик. Любому ирландцу известно, что оборотни боятся воды. Также «потусторонние» младенцы могли выдать себя любовью к волынке: нередко инструмент клали рядом с колыбелью, наблюдая, не проявит ли дитя нездоровой тяги к музыке.

Особой магией в наши дни ирландцы наделяют железо и тех, кто его «укрощает» – кузнецов. Считается, что люди этой профессии при надобности могут отогнать злого духа или излечить от болезни.

«В каждой избушке свои погремушки» – это про Италию . Здесь в каждой области – целый букет собственных поверий. Но есть и универсальные. Так, счастье придет к любому итальянцу, который услышит, как чихает кошка. Зато птичка, залетевшая в дом – это скверно. Нелюбовь к пернатым распространяется даже на отдельные перья, особенно павлиньи, которые имеют наверху пятно, подозрительно похожее на «дурной глаз».

Тема дурного глаза («maloccio») беспокоит итальянцев чрезвычайно. Потому и рецептов против него – множество. К примеру, можно сложить из пальцев защитную «козу»: указательный и мизинец выставлены, остальные подогнуты. А можно носить на шее кулончик в виде рога. Итальянцы не доверяют комплиментам, считая их главным оружием сглаза. Если вы похвалите младенца, не удивляйтесь, когда его родитель станет тыкать в вас «козой».

Чтобы определить, есть ли на вас порча, итальянцы советуют уронить каплю оливкового масла в святую воду. Если капля сохранит свою форму, то все в порядке, а если растечется по поверхности – дурной знак.

Суеверный итальянец при виде монахини непременно постарается коснуться чего-нибудь металлического (аналог стука по дереву), «чтобы удача не отвернулась». Если же он на кого-нибудь обидится, то может бросить в след: «Твоя монахиня!» и таким образом обречь обидчика на невезение.

В Китае многие поверья связаны с метлой. Считается, что в каждом помеле обитает дух, поэтому пользоваться этим предметом следует осторожно. Подметать дом можно, а вот чистить алтари или домашние статуи богов – нельзя. А уж ударить кого-то веником – это и вовсе равносильно многолетнему проклятью. Особенно скверно, если метла коснется головы.

Счастливым числом в Китае считается 8 (слово «восемь» фонетически напоминает слово «удача»), а несчастливым – 4 (которое звучит как «смерть»). Соответственно, число 8 стараются использовать как можно чаще, а четверку игнорируют, избегая ее появления в номерах машины, квартиры, улицы. Другой нехорошей цифрой считается 1 – «одиночество».

Несмотря на то, что многие боги и герои изображаются с усами и бородой, ношение этих «аксессуаров» в китайском обществе не приветствуется – бородач или усач может запросто навлечь неудачу не только на себя, но и на свое семейство.

А еще ни один китаец не станет подстригать ногти после 12 ночи – чтобы не привлечь визитеров с того света.

Многие приметы в Японии связаны с предвестием смерти. Не следует втыкать палочки в рис. Подушка никогда не должна быть направлена на север. Не стоит фотографироваться втроем – тот, кто окажется посередине может навлечь на себя погибель. Не желательно оставлять на ночь незанавешенным зеркало в спальне. И уж ни в коем случае нельзя в темноте в него смотреться. К этим приметам японцы относятся с большой серьезностью.

Чтобы не навлечь на себя неудачу, верят японцы , не стоит отвечать человеку, который разговаривает во сне. Также нужно избегать поломанных расчесок и гребешков. На место, где недавно сидел нищий, нужно кинуть ритуальную щепотку соли.

Так же как китайцы, японцы придают немалое значение числам. «Четыре» произносится по-японски как «shi», что созвучно слову «смерть», а «девять» – «ku» – напоминает слово «боль». Соответственно, эти цифры не пользуются в Стране Восходящего Солнца особой любовью: например, в больницах обычно нет 4-го и 9-го этажей.
Вернуться к началу



Sueta 
Гость
Добавлено: 22.03.2008 14:25  |  #81864
Ответить с цитатой

Космонавты и их суеверия

Как показывает практика, космонавты и специалисты, готовящие космический корабль к старту на Земле, люди весьма суеверные. Причем, верят они в приметы, которые подчас сами и выдумывают.


Так, старт какого-либо корабля никогда не назовут «последним»: к примеру, «последний старт к станции Мир…» предпочтут назвать «крайним», «итоговым», каким угодно, но не последним. Также космонавты никогда не прощаются с провожающими – от греха подальше.

Есть еще десятки суеверий и примет, определяющих жизнь космонавтов и обслуживающего персонала. Большая часть из них зародилась на заре космической эры, причем, авторство приписывают самому Генеральному конструктору Сергею Королеву .


С Королевым в космосе вообще связано многое, и, что самое интересное, его приметы и суеверия оправдываются. У знаменитого Главного конструктора был «счастливый» оператор, который всегда нажимал по команде на кнопку «старт», капитан Смирницкий. Ни один пуск ракеты не обходился без Смирницкого. Даже когда у того была экзема, он всё равно нажимал на кнопку, потому что Королёв считал, что у того человека «лёгкая рука». Он же, строго-настрого запрещал появляться на стартовой площадке во время запуска одному из своих конструкторов (однажды во время его дежурства произошла какая-то неприятность) и лично следил, чтобы тот даже носу не казал.



Достоверно известно, что Генеральный конструктор не любил старты по понедельникам и всегда переносил дату, если она падала на понедельник. Почему – так и осталось большой загадкой. Тем не менее, свою точку зрения Королев отстаивал на самом верху, из-за этого даже разгорались нешуточные конфликты. Первые три года космической эры запусков по понедельникам не производили, а потом все-таки выкатили ракету-носитель на старт к понедельнику. Как удалось уговорить Королева и его команду (также давно заразившуюся суеверием шефа) – неизвестно. Однако понедельник сыграл свою роковую роль.



Стартовавшая 10 октября ( понедельник ) 1960 года ракета-носитель «Молния» с автоматической станцией для исследования Марса взорвалась. Следующая попытка запустить космический корабль в понедельник была предпринята 11 ноября 1961 года. Cпутник-разведчик «Зенит» на орбиту так и не попал – взорвалась ракета-носитель. Автоматическая станция, которая должна была достичь Венеры, была благополучно выведена на орбиту 11 ноября 1963 года (понедельник), но там и осталась. Не сработал разгонный блок. 20 апреля 1964 года (понедельник) была предпринята пятая попытка запустить станцию, предназначенную для мягкой посадки на Луну. Взорвалась ракета-носитель.



Тем не менее, ракетчики отчаянно пытались запустить хоть что-нибудь в понедельник. Стоит отметить, что это все-таки иногда удавалось. Четыре фоторазведчика «Зенит» были выведены на орбиту именно в понедельники, и вполне успешно. Но на эти четыре успешных старта, произведенные до 1965 года, пришлось 11 «понедельничных» аварий! С 1965 года понедельник считается в Советской, а теперь и Российской космонавтике чуть ли не официальным «не стартовым» днем. С суевериями Королева, непостижимым образом подтвердившимися на практике, спорить никто уже не собирается. Кстати, сам Генеральный конструктор так никогда и не смог объяснить, почему ему изначально не приглянулся именно понедельник.



На космодроме Плесецк перед запуском ракеты-носителя на ней обязательно пишут « Таня » – говорят, это имя вывел на первой ракете влюбленный в некую Таню офицер. Однажды забыли написать заветное слово – ракета во время старта взорвалась (на самом деле, в Плесецке было две стартовые катастрофы, унесшие жизни более шестидесяти человек).



Из-за суеверий, Валентину Терешкову боялись посылать в космос - все вспоминали старую морскую примету на счёт женщины на корабле. Но советское руководство суеверием не отличалось. В 1963 году, накануне международной конференции женщин в Москве в космос должна была лететь именно женщина .



На Байконуре вечером перед стартом космонавты обязательно смотрят « Белое солнце пустыни », а утром каждый прилежно расписывается на двери гостиничного номера. Как говорят, они покрыты автографами снизу доверху. Закрашивать или мыть двери категорически запрещено. Неподалеку от стартовой площадки автобус с космонавтами останавливается, они выходят из него и усердно орошают колесо – именно так сделал перед своим полетом Юрий Гагарин. Напоследок перед стартом космонавты получают от начальника дружественный пинок .



Есть на Байконуре и «несчастливые даты». Старт никогда не назначают на 24 октября. В этот день вообще не проводят на стартовых площадках никаких серьезных работ. 24 октября 1960 года на стартовом столе Байконура произошел взрыв ракеты-носителя МБР Р-16, погибли десятки человек. 24 октября 1963 года на стартовом столе вспыхнула ракета Р-9А. Сгорели восемь человек.

С 13 числом никаких особенных суеверий у российских космонавтов и ракетчиков не связано. Конечно, это число мало кому нравится, но помешательства на "пятнице 13-го" у нас точно нет. Зато в НАСА 13-е число очень не любят – были уже неприятные инциденты. Так, знаменитый лунный "Аполлон-13" отправился к спутнику земли 11 апреля, а 13 апреля на борту корабля произошел взрыв – взорвалась одна из кислородных цистерн.



Космонавты никогда не дают автографов до полета, поскольку есть большой шанс быть снятым с программы вплоть до последнего дня перед запуском. Некоторые принципиально избегают ставить автографы чёрными чернилами. Однако весь экипаж обязательно расписывается на бутылке водки , которую выпивают уже на земле, в казахской степи, после удачного полёта.



Весь этот сложный ритуал с удовольствием исполняют и космонавты из других стран, которые взлетают с российских космодромов. А после первого старта российско-американского экипажа на Международную космическую станцию в 2000 году американцы внесли и свою лепту. Тогда жена командира экспедиции Уильяма Шепарда Бет закурила особую сигару – так родственники членов экипажей давно уже делают после запуска «шаттлов». А сам Шепард, бывший военный подводник, попросил, чтобы, провожая на старт, начальство пожелало космонавтам «сильного ветра и быстрого корабля», что соответствует нашему напутствию «семь футов под килем». После благополучного старта и возвращения русско-американской экспедиции горячие головы немедленно решили вплести американские обычаи в российский ритуал.

Источник http://www.700mb.ru/04/08/2005/other/sueveriya.html
Вернуться к началу



Sueta 
Гость
Добавлено: 22.03.2008 14:28  |  #81865
Ответить с цитатой

Из Даля - Народные пословицы

Али мы тебя не любили, али чем прогневали? (То же.)
Аршина на кровать не класть – покойник будет.
Баба ворожила – головой наложила (т. е. дело головы стоит, по заклятию).
Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирает), помелом след заметает.
Барабанной палки негде вырезать; парня нечем высечь (безлесье).
Благая муха укусила (когда губа или щека вспухнет во время сна).
Бог ударил кремнем о кремень – посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы.
Божий огонь (пожар от грозы) грешно гасить.
Большой иней во всю зиму – тяжелое лето для здоровья.
Большой урожай рябины – к тяжкому году, к оспе (к морозу).
Бровь чешется – к поклону, к свиданию, к слезам,
Бросать каменья в воду: коли забурчит, то муж будет воркотун.
Бросают горсть земли в могилу, чтоб не бояться покойника.
Будь не к ночи помянуто (о злом, страшном).
Булавку на себя концом не подымай.
В день рождества Христова хозяину не годится со двора идти: овцы заблудятся.
В добрый час молвить, в худой помолчать.
В красную горку (вторник на фоминой – поминки) родители из могилы теплом дохнут.
В нежилом доме нечисто.
В нежилом доме одна нежить.
В новолуние дерева не валяют (не рубят).
В носу свербит – к радостной вести.
В одной избе разными вениками не мети: разойдется по углам богатство.
В покое, где лежит покойник, не метут до выноса его.
В поле не в дуброве: за сук не зацепишь.
В полнолуние солени не солить, ничего впрок не готовить.
В правом ухе звенит – добрый помин; в левом – худой.
В правом ухе звенит – к добрым вестям, в левом – к худым.
В своей земле (избе) никому пророком не быть.
В чох, да в жох, да в чет не больно верь.
В чужом доме поперхнешься – через год опять там будешь.
Вавило, не руби мотовила: хозяйка помрет (из побаски, где хозяйка, от лени, застращала мужа, чтоб не делал мотовила).
Ведьма в ступе высидела. Ведьма тот же оборотень.
Ведьма ребенка унесла. Его ведьма заела. Ведьма корову выдоила, испортила (кровью доится).
Во время мора девка ночью бьет сполох (набат), чтоб напугать ведьму (Ниж. Лук. уез.).
Во время новолуния не кажи луне пустой мошны: век пуста будет.
Вода свое возьмет. У воды нос остер.
Волки воют под жильем – к морозу или к войне.
Вольно бабе ворожить.
Вор ворует – стены покидает, а огонь все пожирает.
Ворожба не молотьба: не красна ей изба.
Ворожбиту грош, а больному тож (т.е. Не легче).
Ворон каркает – к покойнику.
Ворон каркает на церкви – к покойнику на селе; каркает на избе – к покойнику во дворе.
Ворон каркал, да и докаркался (да и голову прокаркал).
Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит.
Воры побудут (обшарят), стены оставят, а огонь все приберет.
Воры сонного рукою мертвеца (мертвою рукою) обводят, на мертвый сон.
Встречи да приметы до добра не доведут.
Всякая нежить бессловесна (домовой, леший, водяной и пр.).
Всякую посуду покрывать, хоть лучинкой, чтоб бес не вселился.
Гавкни, гавкни, собачка, где мой суженый (гадают девки о святках, стуча ложкою в ворота).
Галки и вороны, сидящие с криком перед домом, особенно утром, к худу.
Где по зарям первый пар (туман) ложится, там копай колодезь.
Глаз не чист, не хорош, черен.
Гнездо ласточки разорять грех.
Голова чешется – брань на себя слышать.
Голубь и ласточка любимые богом птицы.
Горыня копком горы копает (ногою, пинком).
Грешно обувать левую ногу наперед правой.
Гроза – милость божья (в прямом и переносном смысле).
Губы зудят – к поцелуям.
Гул в трубе – душа покойника пришла (запад. ).
Давно ль ты стала ворожить? – А как нечего стало в рот положить.
Двоим одним рукотерником утираться, на том свете разодраться.
Двужильную лошадь зарывай на дворе, не то выпадет за нею еще двенадцать лошадей.
Девка локоть ушибет – холостой парень вспоминает.
Девка палец иглой уколет – похвалу слышать.
Девка с полными ведрами, жид, волк, медведь – добрая встреча, пустые ведра, поп, монах, лиса, заяц, белка – к худу.
Дедушка домовой! Прошу твою милость с нами на новожитье; прими нашу хлеб-соль, мы тебе рады, только мы пойдем дорогой, а ты стороной (при переходе в новую избу хозяин говорит это, держа в одной руке икону, в другой ломоть хлеба с солью).
Держать в исправности пожарные снаряды – искушать бога (почему пожарная бочка и стоит без обручей).
До грозы лягушка не квакнет (т. е. до первой грозы).
До утренней зари не гляди в окно.
Добром, так вспомни, а злом, так полно (говорят икнувши).
Домового можно увидать во время светлой заутрени, в хлеву, в заднем углу.
Домовой (дедушка, суседко) лошади гриву завил.
Домовой (постен, постень) душит по ночам, садясь на грудь.
Домовой (Суседко) не полюбит (т. е. скотину), не что возьмешь.
Домовой лешему ворог, а полевой знается и с домовым и с лешим.
Домовой лошадь изломал, крестец надсадил, в подворотню протащил.
Домовой по ночам стучит и возится, выживая хозяина.
Домовой стучит, возится. Его домовой душит.
Домовой теплою и мохнатою рукою гладит по лицу – к добру; голою и холодною – к худу.
Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.
Доставать каменья из проруби (ворожить и гадать о святках).
Дрова, лес, хворост рубить в полнолуние – сгниет, червь поточит.
Дупло в срубе – не к добру.
Дятел мох долбит в избе – к покойнику.
Ерш в первом залове – к неудачному промыслу.
Если баба перешагнет через хомут или оглоблю, то тяжело будет лошади.
Если белого голубя бросить на пожар, погаснет.
Если больной бредит дорогой (о дороге, о конях), то умрет.
Если брагу шубой прикроешь, шум в доме будет.
Если вкруг пожара стать добрым людям по углам с иконами, то дальше не пойдет.
Если гроб не в меру велик – быть еще покойнику в доме.
Если девка навивает початок туго и ровно, то хорошо будет жить с мужем.
Если к дому, где больной лежит, бабы проторят дорогу, то ему умереть.
Если кого обманут именем уезжего, то он приедет сердитый.
Если корова вымнеет с задних вымей – принесет бычка, с передних – телку.
Если кошка съест вареного гороху, то оглохнет.
Если кровью ворона вымазать дуло ружья, не будет промаха.
Если младенец не крещеный умрет, то раздать бедным сорок тельных крестов.
Если мыши поедят неубранные остатки ужина, будут у хозяина болеть зубы.
Если мышь попадет за пазуху, то быть большой беде.
Если мышь съест что-либо в церкви, то обратится в нетопыря.
Если найденная булавка лежит к тебе головой, вспомнил приятель; если острием к тебе, замышляет враг.
Если накануне вешнего Егорья не ступить босиком на пол, то летом ни одной змеи не будет.
Если невеста под венцом уронит платок, а жених поднимет, то скоро умрет.
Если ночью куры с насести слетают, то быть беде.
Если ожидают к умирающему священника с дарами, то кладут нож на стол, для острастки смерти (астрах.).
Если первый гром с полудня (с юга), то грозное лето будет.
Если петухи в селении не вовремя распоются – к покойнику.
Если под печью лежит голик или сидит лягушка, то хлебы испортятся.
Если при соборовании свечи упадут комлем к порогу, то больной умрет.
Если разрыва-травы в кузницу бросить, то кузнец не может работать.
Если ружье на праздник заряжено, то испортится.
Если собака, стоя на ногах, качается, то хозяину выпадет дорога.
Если сонный отпыхивает, то умрет.
Если ступить на то место, где ведро недавно стояло, то по телу пойдут лишаи.
Если труднобольной чихнет, будет жив.
Если у девки часто подол мокрый либо в грязи, то муж будет пьяница.
Если у одного из сидящих за кутьей нет тени, то он скоро умрет.
Если у покойника талое (не окреплое) тело, то другой скоро будет из того же дома.
Если у попа распояшется пояс, то женщина в селении скоро родит.
Если хворый на бок к стене ложится – умрет.
Если хозяйка опрятно держит шесток, то ее дети не будут возгрявы.
Если щука плеснет плеском (хвостом) перед рыбаком, то ему недолго жить.
Если яйцо, коим кто впервые у заутрени похристосовался, перекинуть через пожар, то он погаснет.
Если, выходя из дому, зацепишься,- скоро опять там быть.
Есть домовые одиночки, есть сдружливые, пускающие во двор гуменника, сарайника, конюшника и пр.
За ужином хлеба не починать, не спор будет.
Завить (затылок) чешется – к печали.
Заговорил на свою алую, горячую кровь, на свой чистый, подложечный пот, на слину тощую.
Загорелось от милости божьей (от грозы).
Зажигать куделю. Подслушивать на перекрестке.
Замораживают к Новому году воду в ложке: пузыри – к долговечности, ямка сверху – к смерти и пр.
Заставливая (закладывая) избу, кладут под угол деньги для богатства, шерсть – для тепла, ладан – для святости.
Заяц дорогу перебежал – неудача стрелку.
Заяц по селению бегает – к пожару.
Зелена трава – недалече (не глубоко) вода.
Землица с семи могил добрых людей спасает от всех бед.
Земля из-под первой весенней сохи, тайно положенная в избу, изгоняет клопов.
Зеркала в доме, где покойник, завешиваются, чтоб он не мог в них смотреться.
Зеркало разбить – к худу.
Злую муху осенью закопать в землю – прочие не будут кусать.
Змеи оттого не кусаются, что Стенька Разин их заговорил (в Астрахани, где большей частью змеи водяные, не ядовитые).
Знахари-то говорят (заговаривают), как город городят.
И богат мужик, да без хлеба – не крестьянин.
И в одной бане, да не одни приметы.
Из половинного приплода хорошо давать, да нехорошо брать (т. е. за припуск животных, или брать взаймы семена).
Икона упадет – к покойнику.
Как в воду глядишь, так и кажется.
Как осина задрожит, так и скот, в поле сыт.
Калика паленина (странник паломник) порчи не боится.
Каравай хлеба начинай резать с головы (с края, который несколько повыдался).
Каша из горшка вылезет из печи – к худу, в печь – к добру.
Кащей сам с ноготь, борода с локоть, пуга (бич) с семь сажен.
Кинь, тетка, бобами, не будет ли за нами?
Кирпич выпал из печи – к худу.
Клад просушивается (т. е. выходит иногда наружу огоньком).
Класть гребень в головы (для гадания). Лить воск, олово.
Ключи на столе – к ссоре.
Когда один хлеб вынут раньше прочих и разрежут, то все хлебы испортятся.
Когда петух к ночи поет не по времени, то видит некошного и гонит его.
Когда собака перебежит дорогу, то беды нет, но и большого успеха в лесу не будет.
Когда солнце закатилось, не бросай сор на улицу: пробросаешься.
Когда солнышко закатилось, новой ковриги не починают, нищета одолеет.
Когда сядешь есть, не закрыв книгу, заешь память.
Когда ты, бабушка, ворожить стала? – Да когда хлеба не стало.
Когда хлеб печется, не мети избы: спорынью выметешь.
Когда цветет черемуха, тогда улов на лещей (пенз.).
Коли белый хлеб печется с головою – к безголовью (т. е. коли сбоку вылезет ком).
Коли дедушку не перезывать с собой в новую избу, то станет прокудить.
Коли домовой душит, то спрашивай: к добру аль к худу? Замест ответа станет легко либо тяжело.
Коли жечь щепу от гроба, то жарко бывает покойнику.
Коли звездисто и Стожар (созвездие Плеяд) горит – иди смело на медведей.
Коли проездом увидишь в окно, что бабы прядут,- воротись.
Коли собака крох не ест после больного, то он скоро умрет.
Коли собака ночью воет, то перевернуть под головами подушку, сказав: "На свою голову!" – и она замолкнет.
Коли ступишь на чужой след, то будут болеть ноги.
Коли ты спроста, и я спроста; коли ты с хитрости, и я с хитрости (говорит знахарь, разводя или снимая залом, закрутку хлеба).
Коли убитого ужа (или: змею) повесить на осине, то очнется и ужалит своего убийцу.
Ком могильной земли к сердцу – скорбь отляжет.
Кому вынется, тому сбудется, хорошему не минуется (с припева подблюдной песни).
Кони ржут – к добру.
Конь воина обнюхивает – убитым быть.
Конь ко двору пришелся: суседко колтун сколтунил.
Коса в пороге охраняет от злых людей (вологод. обычай вделывать в порог старую косу).
Кошка моется – гостей замывает (зазывает).
Кошка на человека тянется – к обнове.
Крик филина поблизости селения – к большой беде, к пожару.
Крошки изо рту валятся – к смерти.
Кто бел-горюч камень алатырь изгложет, тот мой заговор переможет.
Кто босиком по грибы пойдет, тому одни старые грибы дадутся.
Кто в лесу поет и увидит ворона, тому наткнуться на волка.
Кто вербу посадит – сам на себя заступ готовит (умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату. Западн.).
Кто ворожит, на того головою наложить.
Кто ворожит, себе воложит (т. е. маслит).
Кто нечаянно завидит свет в своем доме, жди счастья.
Кто носит в кошеле орех-двойчатку – богат будет.
Кто обмирал и был на том свете, тому, под большим страхом, запрещено говорить три слова (неизвестно какие).
Кто плесневой хлеб ест, хорошо плавать будет и не станет бояться грозы.
Кто при первой ласточке умоется молоком, бел будет.
Кто при первом соловье скинет рубаху, того блохи не будут кусать.
Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки.
Кто родится в новолуние – живуч, долговечен.
Кто спит с кошкой, у того лягушки в голове заводятся.
Кто умрет на пасху – яичко в руку (твер.).
Кто, идучи домой, споткнется, у того дома ссора готова.
Кудью да кудесью волости не изойдешь (арх.).
Кукушка кукует на сухом дереве, – к морозу.
Кукушка летает по деревне – к пожару.
Кукушки, голубушки, кумитеся, любитеся, даритеся (приговаривают девки, когда кстят кукушку и кумятся).
Кум дарит крест, кума ризки (или: на крестик, на ризки).
Куры дерутся – к гостям.
Куры кричат на насести – к домашней ссоре.
Ласточка в окно влетит – к покойнику.
Левый глаз к слезам свербит, правый – на любого глядеть.
Леший бы тебя задавил! Его леший обошел.
Леший живет остроголовый, мохнатый.
Лист на дубу развивается – улов щук (пенз.).
Лоб свербит – челом бить; с правой стороны – мужчине, с левой – женщине.
Ложиться спать в чулочке.
Ложка, забытая на столе, – к гостю.
Локоть чешется – к горю.
Лошади фыркают в дороге – к радостной встрече.
Луканька хвостом накрыл (вещь, пропавшая под руками).
Луканька, поиграй, поиграй, да опять отдай!
Мерку с покойника кладут с ним в могилу (ниж. арз:).
Младенцам не давать целоваться: долго немы будут.
Много лет (жить) кукушка бабе накуковала, да обманула.
Много раков – к хорошему улову рыбы.
Мураши в доме – к счастью.
Муха в питье или в еду – к подарку.
Мухи зимою в избе – к покойнику.
Мыло за пазухой спасает от порчи.
Мыши изгрызут одежду (платье) – к смерти.
На кого, кормилец, покидаешь, кому приказываешь, оставляешь? (Плач по покойнике. )
На которой траве коса переломится в Иванову ночь, та и разрыв-трава.
На молодом месяце рыба клюет.
На небе стукнет – на земле слышно.
На невод не ступать и не плевать: рыба не будет ловиться.
На него наслано, по ветру наслали, изурочен, испорчен, изглажен, сглажен.
На ночь избу подпахать, чтоб ангелам чисто прохаживаться.
На перекрестке черти яйца катают, в свайку играют.
На пустой лес, на большую (полую) воду (заклинание от порчи).
На себе платье зашивать, пуговку пришивать – пришьешь память.
На сколько голов клад положен, столько и кидай (клады кладутся с заклятием и даются только тому, кто исполнит зарок).
На сухой лес будь помянуто (чтобы никому не попритчилось).
На чужой след наступил (ломота в ногах).
Наш пророк (Такой пророк, что) на печи промок.
Не ворожит, а шепчет.
Не играй ножом – ссора будет.
Не клади пряслицы на стол – сорок грехов наживешь.
Не называть, лаская, котят мышатами: мать загрызет их.
Не пей из чужого колодца – своя не потечет (вода).
Не плюй направо – там ангел-хранитель, плюй налево – там диавол.
Не покидай ножа на ночь на столе – лукавый зарежет.
Не покидать ниток на веретене к воскресному и праздничному дню, чтобы не рвались.
Не ходи ворожиться, ходи богу молиться.
Не шагай через коромысло – корча потянет.
Недобрый глаз поглядел на нас (не гляди на нас).
Нет пророка без порока.
Нетопырь залетает в дом – к беде.
Нечаянно свечу погасить – к гостям.
Нечего и костьми метать, коли нечего искать.
Ни днем, ни ночью, ни по утренней заре, ни по вечерней, ни в обыден (никогда).
Ни мужик, ни баба, ни молодец, ни девица, ни вдовец, ни вдовица, ни пожилой, ни старый, ни середовой, ни малый, ни ведун, ни ведунья, ни колдун с колдуньей, ни киевская ведьма.
Ни на новце, ни на ветху, ни на перекрое, ни в полный месяц (заговор).
Нитку первоученку пряха должна сжечь и съесть.
Ногами под лавкой качать – черта тешить.
Ногти цветут – к обнове, гостинцу, к перемене жизни.
Ногу прицепить (задеть за что) – кто-то торопится.
Ноздря чешется – к родинам.
Нос чешется – в рюмку глядеть. Нос чешется-к старости.
Носилок с погоста в день похорон не возвращают (твер.).
Оберег внаи бережет (арх. очень, весьма).
Обознаться в человеке – к свадьбе или к покойнику.
Оборотнем (зловещим) поперек дороги мечется.
Обувать прежде правую ногу – зубы будут болеть (нижегор.).
Огонь да вода – нужда да беда.
Огонь не вода – охватит, не выплывешь.
Огонь не вода – пожитки не всплывают.
Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли.
Одежа наизнанку – либо пьян, либо бит будешь.
Остригая ногти, складывать и хранить при себе обрезки, чтоб было чем взлезть в царство небесное (на Сионскую гору).
От вора вокруг двора обносят человеческий череп.
От вора остатки бывают, а от огня – одно пепелище.
От грозы пожар заливай молоком от черной коровы.
От мора и болезней хозяин опахивает двор сохою на жене, а бабы на себе опахивают деревни, раздевшись донага.
Пальцы меж пальцев накрест не складывать.
Первый блин в сочельник овцам (от мора).
Первый блин за упокой (на маслене).
Передний угол, или матица, трещит – к худу (несдобровать хозяину).
Переносье чешется – к покойнику, ноздря – к крестинам, сбоку – к вестям, кончик носа – к вину.
Перчатку потерять – к несчастью.
Петров крест, адамова голова (травы) от всех скорбей.
Петух головой трясет – к беде в доме.
Петухи во всю ночь поют – не к добру.
Петухи не в пору поют – новые указы будут.
Петухи распелись не вовремя – к вестям.
Печь класть на новолуние – теплее будет.
Плач или вздохи домового – к смерти хозяина.
Плевать на воду – все равно что матери в глаза.
По закате солнца денег не считать, расчетов не сводить.
По закате солнца хлебом и деньгами не ссужают.
Под которой кровлей голуби водятся, та не горит.
Подколенки чешутся – дорогу слышать.
Подол загнулся – к корысти.
Подошвы чешутся – к дороге. Подошвы зачесались – быть сапогам за плечами (болтаться сапогам на посохе).
Подслушивать у замка житницы. Смотреть на месяц.
Пожар от грозы гасят квасом, пивом, молоком, яйцами.
Пожары обходят (с) иконами или становятся по углам с иконами.
Покойник глядит одним глазом – высматривает другого.
Покойник еще кого-то выглядывает (умер с открытыми глазами).
Покойник один из дому вон (говорят, вынося его и запирая за собою в доме, на время, жильцов. Шадр.).
Покойника везти со двора вскачь (потому что он в последний раз здесь веселится, а также чтобы этого больше не было в доме. Родственник садится верхом на гроб. Уфа).
Покойнику в руки дают косыню (полотенце. Твер.).
Покойнику в руки платок, чтоб было чем пот с лица стереть во время страшного суда (Нижегор. Лук. уезд.).
Поколе хлеб в печи, не садись на печь, испортится.
Полевой пуще на межах проказит.
Полено из беремени выпадет – к гостям.
Полено из напыльника падает – к гостям.
Поневоле станешь ворожить, коли нечего на зуб положить.
Поп, да девка, да порожние ведра – дурная встреча.
Поперхнулось за обедом – гость спешит.
Порчу отхаживают назад пятами (идучи задом).
После покойника сорок дней хмельного не берут в рот.
После покойника шесть недель стоит на окне стакан воды, а на углу избы, снаружи, вывешено полотенце (душа шесть недель витает на земле, до поминок, купается и утирается).
После похорон закладывают в печь, чтоб не бояться.
Постель покойника на три дня выносят в курятник на опевание петухам (чтоб петухи опели).
Правая бровь свербит – хвалят, левая – бранят.
Правая бровь чешется – к свиданию с другом, левая – с лицемером.
Правая бровь чешется – кланяться мужчине, левая – женщине.
Правая ладонь зудит – получать, левая – отдавать деньги.
Правая ладонь чешется к прибыли, левая – к убытку.
Правая нога в дороге озябнет прежде левой – к добру.
При кончине человека ставят воду на окно, чтоб душа обмылась.
При отвозе покойника лошадь на кладбище перепрягается сызнова.
При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.
При переходе в новый дом наперед пускают ночевать кошку и петуха.
При смертности от повальных и заразительных болезней покойника выносят вперед головою (Ниж. Лук. уезд.).
При язвах (чуме, море) пересекать мертвецу путь (перед шествием рубят косарем поперек дороги).
Прилетела на свою голову (о птице, залетевшей в избу, если успеют поймать ее и сорвать голову).
Приходи вчера (заговор от лихорадки; также мысленный ответ домовому, коли почудится, что кто-то зовет по имени).
Пророк не пророк, а что скажет, то и сбудется (то и будет).
Против сердца две иглы накрест сохраняют от порчи.
Пускай Кострому в Волгу (т. е. идола; стар.).
Пустить галку (поджечь). Посадить красного петуха на крышу.
Разбирать встречи – не слезать с печи.
Разбирать встречи да приметы – с печи не слезать.
Разрыв-трава цветет в полночь на Иванов день (24 июня) и держит цвет не долее, сколько нужно, чтоб прочитать "Отче наш", "Богородицу" и "Верую".
Ранняя кукушка (прежде листа на дереве) – ворам неудача.
Ребенку до году рубахи из нового холста не шить.
Ребенку Не показывать зеркала, чтоб не был пуглив.
Родинка на таком месте, что самому видно – к худу, а не видно – к добру.
Родится Пахом с большим костылем (предсказание юродивого о рождении Петра I).
Родится Тит широкий ум (предсказание о рождении Ив. Вас. Грозного).
Родным не нести покойника, чтоб не подумали, что они рады смерти его.
Руки, ноги, голова ломят, пальцы горят, мозоли болят – к ненастью.
Русалки его защекотали, утопили. Лобаста (лопаста) утопила.
С плотниками, которые избу рубят, надо честно обращаться, чтобы не заговорили избы на голову хозяина.
С похорон домой, так руки к печи. С проводов покойника надо руки погреть (чтоб не занести домой смерти).
Сад поздно зацветает – к смерти хозяина.
Сажая хлебы в печь, подымай подол, приговаривая: "Подымайся выше!"
Сам себя оплевал – либо пьяну, либо биту быть.
Сам себя оплюешь – обнова будет.
Сверчок по избе летает – к смерти либо к пожару.
Свеча на икону, деньги на церковь, а мука просвирне (обычай при похоронах. Ниж. губ.).
Своим пророкам не верим, а чужие к нам не жалуют.
Свят дух по земле, диавол сквозь земли (говорят при крике петуха).
Скатертью руки утирать – заусеницы будут.
Смола вытопилась из избы на улицу – к худу.
Со всякой новой мельницы водяной подать возьмет (т. е. утопит человека).
Собака воет книзу (к земле) – к покойнику; кверху – к пожару.
Собака жмется к хозяину – к несчастию.
Собачий вой – на вечный покой. Ночной собачий вой – к покойнику.
Сова близ дома кричит – к новорожденному.
Сова не принесет добра. Совушка вдовушка бедокурная.
Соломина К хвосту курицы пристала – покойник будет.
Солому, на которой лежит покойник, сожигают за воротами.
Соль просыпать нечаянно – к ссоре (причем, чтобы ссоры не было, посыпают просыпанною солью голову).
Сор при покойнике вымести – всех из дому выносить.
Сорока даром не щекочет (либо к гостям, либо к вестям).
Сорока скачет на дому больного – к выздоровлению.
Спорина (Спорынья) в квашню! (Привет бабе, которая месит хлебы).
Спотыкнуться – кто-то бранью помянул.
Старые пророки померли, а новые правды не сказывают.
Ствол ружья обмывать в крови убитого зверя (пермск.).
Стенька по деньге с души просил от комаров заговорить, да не дали.
Строевой лес руби в новолуние: вырубленный на ущербе сгнивает.
Строить колодцы из лучин. Втыкать солому в потолок.
Стружки от гроба не жгут, а пускают на воду (твер.).
Стук в доме, от неизвестной причины, ко чьей-либо смерти.
Сын на мать походит, дочь на отца – к счастью, и наоборот.
Сыч хозяина выживает (если кричит на дому).
Такой лес, что в небо дыра.
Тараканы (или: мыши) из дому ползут – перед пожаром.
Тринадцатый за стол не садится.
Троица троицей, а трех свечей на стол не ставят.
У кого дом горит, того в жилой дом не пускать (тверск.).
У кого ухо горит, про того говорят: правое – правду, левое – ложь.
У нежити своего обличия нет, она ходит в личинах.
Убив змею, надо повесить ее на осине.
Увидать домового – к беде, к смерти.
Уголек из кадила выпал при каждении около покойника, скоро другой будет.
Уголья, искры, головня из печи – к гостям.
Умер от воли божьей (от грозы).
Уроки, призеры, прочь отойдите.
Ус чешется – перед гостинцем (гостинцы есть).
Усы чешутся – к свиданью, к целованью, к гостинцам, к лакомству.
Уши свербят – по новорожденном у знакомых людей.
Уши чешутся к вестям, к дождю.
Хлеб – батюшка, кормилец; кроху наземь уронить грешно.
Хлеб в печи раздвоился – к отлучке одного из семьян.
Хлеб или ложка за обедом выпадет – гость спешит.
Хмель в сапоге спасает от порчи.
Хозяин, стань передо мной, как лист перед травой: ни черен, ни зелен, а-таким, каков я; я принес тебе красно яичко (заклинание для вызова домового, в полночь, и он является).
Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им бог своим умом жить.
Человек не скотина – недолго испортить.
Человека не пощажу, а тебя достану (говорит бог диаволу, поражая его громовой стрелой).
Через который двор ворон перелетел каркая, там будет покойник.
Через помело шагать – тяжело детей родить.
Через порог не здороваться, не беседовать.
Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы и от вора (и наоборот, они опасны во время грозы. Нижегор.).
Черный глаз опасный. Бойся черного да карего глаза.
Черт ударил кремень о кремень – посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы.
Черт, черт, поиграй, да опять отдай (когда что потеряно, то перевязывают черту бороду: завивают ножку стола платком).
Чесать локоть – спать на новом месте.
Чихнешь в понедельник натощак – к подарку, во вторник – к приезжим, в среду – к вестям, в четверг – к похвале, в пятницу-к свиданию, в субботу – к исполнению желаний, в воскресенье – к гостям.
Что скажут подслухи, то и будет (то же, под окном слушать).
Что ты так зла, аль давно на медведских дубах не была? (У Мещовска, Кал. губ; при селе Медвежках два сухих дуба, где, по преданию, собираются ведьмы).
Что услышишь под окном, того и жди (гаданье о святках).
Чтоб леший не обошел (не сбиться с дороги), вывернуть на себе рубаху наизнанку.
Чтоб не слишком тосковать по покойнике., натираться против сердца землей из могилы.
Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью, на лыке, отбитое горло кувшина.
Чтобы не бояться покойника, хватают его за ноги.
Чтобы тараканы пропали: взять их столько, сколько жильцов в доме, и в лапте переволочь через порог и дорогу.
Чу, кикимора пряжу прядет! Спи, кикимора спрядет за тебя.
Шел, нашел, потерял (поговорка лешего, издали; но сошедшись с человеком, он бессловесен).
Шесть недель покойник умывается, шесть недель утирается.
Шея чешется к пирушке либо к побоям.
Щеки чешутся или горят – к слезам.
Щепу от гроба вывозить дочиста вон со двора.
Язык укусить – кто-то бранит.

Источник: http://www.aphorism.ru/dal/165.html
Вернуться к началу



Sueta 
Гость
Добавлено: 22.03.2008 14:39  |  #81866
Ответить с цитатой

Суеверия музейных сотрудников. Опыт анализа явления

В предлагаемом докладе предполагается вычленение и рассмотрение разного рода суеверий, услышанных и зафиксированных в музейной среде. Отдельные из них приводятся в исследовательской литературе. Другие были услышаны лично мною и остались в записных книжках.


Суеверия присущи целым народам и каждому отдельному человеку.

В основе суеверия лежит обожествление сил природы. Однако кроме верховных богов в любой религиозной системе существует то, что получило название "низшей мифологии", - мелкие загадочные сверхъестественные существа, населявшие леса, водоемы, болота, дом. Все непонятное, загадочное объяснялось деятельностью этих существ. Они могли помогать или мешать людям, могли быть добрыми и злыми. Люди, со временем закрепившие за своими мифическими персонажами особые функции, стали связывать с тем или другим из них определенные жизненные ситуации, свои удачи и промахи. Постепенно сложилась целая система различных по значению и свойствам образов. О них складывались рассказы, и именно они дают нам возможность в настоящее время анализировать и изучать природу русских суеверий. Еще в 1940-е годы М. К. Азадовский ставил задачу издания отдельных суеверных народных рассказов, основанных на поверьях о "нечистой силе", но отразивших, по словам исследователя, не только "мир суеверных представлений народа, но и сложную систему его этических взглядов". В наше время в поле внимания исследователей попали суеверия моряков, летчиков, спортсменов, шоферов и даже челноков. То, что люди этих профессий особенно суеверны, понятно: их род занятий связан с постоянным риском.

Работа в музее позволила выделить определенный пласт суеверий музейщиков. Они существенно отличаются от суеверий перечисленных профессий.



В предлагаемом докладе предполагается вычленение и рассмотрение разного рода суеверий, услышанных и зафиксированных в музейной среде. Отдельные из них приводятся в исследовательской литературе. Другие были услышаны лично мною и остались в записных книжках.



В 1974 году, находясь на экскурсии в Познани, в резиденции польских королей, о "Даме в белом" кисти неизвестного художника экскурсоводом было сказано, что (цитирую дословно) "от глаз этой женщины нельзя уберечься, если вы оказались в этом зале". И далее: "Фигуру этой женщины, гуляющей по саду и по залам, видели очень многие". Познанский музей является историческим памятником, и приведенное суеверие выглядит олицетворением этой памяти.



Идея памяти, особенно памяти исторической, являющаяся неотъемлемой составляющей музея, приводит к тому, что часть музейных суеверий связана как раз с музеями историческими и мемориальными, то есть с заложенной в них исторической памятью. Вот рассказ о Павле I и его резиденции - Михайловском замке: "Навечно прописанный в Михайловском замке, Павел и сегодня, как уверяют его обитатели, постоянно напоминает о себе. Его тень бродит по мрачным переходам и появляется в высоких окнах. И тогда на неожиданный скрип паркета, случайный стук двери или легкий шорох ветра люди оборачиваются и с трепетом произносят "Добрый день, Ваше величество" .



Во многих мемориальных музеях бытует предание о призраке, чаще всего человеке, умершем рано или же насильственной смертью, или же самоубийце, призрак которого, не успокоившись, продолжает тревожить мемориальный дом. К мифологии подобного рода можно отнести:

1. рассказ о призраке в одежде XVIII века, бродящем по аллеям Спасского-Лутовинова;



2. факт, что в Алабинском историко-краеведческом музее (Самара) в бытовой экспозиции, посвященной семье Ульяновых боялись ночевать сторожа. По свидетельству экскурсовода Ларисы Богдан каждое утро одеяло было слегка сдвинуто в результате посещения комнаты или духом Марка Елизарова, или самого Владимира Ильича.



3. во время выставки восковых фигур из Санкт-Петербурга охранники слышали стук каблучков княгини Голицыной, прототипа графини из пушкинской "Пиковой дамы". Вызывали даже экстрасенса, который подтвердил этот факт (от В. Сорокина, зам. директора по развитию Алабинского краеведческого музея).



4. повествование о призраке прапорщика Котляревского в Музее усадьбе Н. Г. Чернышевского, умершего молодым от тифа. Его вдова, родная сестра матери Н. Г. Чернышевского вскоре вышла замуж за Пыпина. У нее родилась двойня. По семейному преданию призрак прапорщика явился к ней и сказал, который из ее детей умрет. На следующий день так и случилось.



5. повествование о призраке дочери А.Л. Куща, работавшей в городской библиотеке, занимавшей часть помещений музея имени А. Н. Радищева, и повесившейся в подвалах музея. По свидетельству охраны, дежурящей по ночам, иногда в проходе виден ее силуэт, а временами слышатся шаги или дыхание.



6. рассказ о своеобразном полтергейсте мемориального музея А. М. Горького в Нижнем Новгороде, когда, по словам дежурной музея, расположенного в доме купца Киршбаума, где писатель проживал со своей семьей в 1901 году, "ночью на втором этаже кто-то ходит в тяжелых сапогах, двигается мебель, открываются ящики столов". Не менее странные явления наблюдали сотрудники домика Каширина. Они уверены, что встречались с привидениями: сухоньким старичком, пересчитывавшим деньги и молодой женщиной, поднимающейся по лестнице".

Подробный рассказ именно о "домиках Горького", приводимый по конкретной публикации, точно передает все подобные музейные суеверия.

Они сводятся, во-первых, к шорохам, шагам, силуэтам фигур. Во-вторых, их никто и никогда сам не видел. Он лишь слышал о них от кого-то. Как истинно фольклорное предание, оно бытует исключительно в устном виде. Их повествовательная природа близка любой "страшной истории", балладе или легенде.



Другой значительный пласт музейных суеверий касается основания музеев, музейных вещей, экспонатов. Сюжеты о них более разнообразны, часто связаны с особенностью вещи и ее историей, или же с реальными историческими лицами. Источником этих суеверий является сама функция музея как хранилища собраний разных стран и эпох. По количеству подобного рода суеверий лидируют музеи Санкт-Петербурга и, в частности, Эрмитаж.



Известно, что создание художественной коллекции Эрмитажа имело ярко выраженную политическую цель - "доказать миру, что могущественная Россия способна ослепить блеском своей культуры и цивилизации любое европейское государство" . В фольклоре факт создания Эрмитажа сводится к чисто бытовому происшествию. Согласно преданию, " прогуливаясь по Зимнему Дворцу, молодая Екатерина наткнулась в полутемной кладовке на большую картину "Снятие с креста". После смерти Елизаветы Петровны картину будто бы перенесли сюда из ее комнат. Екатерина надолго остановилась, любуясь полотном, а когда оторвалась от него, твердо решила создать у себя во дворце картинную галерею".



Два основных мифологических повествования связанных с Эрмитажными вещами касаются зала искусства Древнего Египта. Привожу первое, лично услышанное мною зимой 1990 года. Смотрительница зала искусства Древнего Египта говорила другой: "Моя-то опять ночью ходила. Я с утра пришла, стала пыль стирать, вижу: крышка криво лежит. Значит, опять вставала, опять гуляла". Речь идет о мумии, экспонирующейся в этих залах.



В другом зале выставлена статуя древнеегипетской богини Мут-Сохмет. По древнеегипетской мифологии львиноголовая богиня войны и палящего зноя решила уничтожить все человечество. В ее замысел вмешались боги. Ночью, когда Мут-Сохмет спала, они разлили вокруг нее подкрашенное в красный цвет пиво. Наутро богиня выпила пиво, приняв ее за человеческую кровь, и успокоилась. Современная эрмитажная легенда рассказывает, что богиня успокоилась не совсем, и угроза человечеству не исчезла. "Раз в году, в полнолуние, на базальтовых коленях богини появляется красноватая лужица. Но к утру, незадолго до появления первых музейных посетителей бесследно исчезает".



В музее этнографии в Санкт-Петербурге есть экспонат - муляж эскимоса с луком в руке. Нет нужды говорить о том, что и его одежда, и оружие подлинны и обладает качеством старины. Два раза за время экспонирования лук, который держит эскимос в руке, стрелял. Оба выстрела предшествовали важным событиям в жизни страны. Одним из этих событий было начало Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады.



От сотрудников отдела русского искусства была получена информация о странном эффекте, полученном в результате подсветки "радищевского" уголка в старом здании: тени от картин и от витрины имела форму шестиугольника, вызывающего ассоциацию с гробом. Конфигурация тени сохранялась, даже когда лампочка перегорала.



Не менее загадочная история связана с другом братьев Боголюбовых отцом Нестором, в прошлом их сокурсника по Морскому корпусу, носившего в миру имя Николая Засса. Перед принятием им сана архиепископа Камчатского и Алеутского отец Нестор поменялся с Алексеем Петровичем Боголюбовы часами. Далее брат Алексея Петровича Боголюбова Николай Петрович свидетельствует: "После кончины брата наше консульство в Париже прислало эти часы мне. Я снял с них три брелока, два отправил в музей, а один оставил у себя. Спустя некоторое время я случайно открыл заднюю доску и нашел там кусочек бумажки с загадочными следующими словами: "Благослови венец лет лета благости Твоея Господи сохраняя в мире и здравии твоего Алексея на 1896 год" (т. е. год кончины Боголюбова - Н. Г.). 1896 год был для брата моего роковым годом, и о. Нестор, по всей вероятности, предчувствовал, что он будет для друга его детства последним в жизни. В жизни нашей есть много неразъяснимого, таинственного. Как бы там ни было, но брат мой никогда не говорил об этой записочке. Человек, Измаил, служивший у брата более десяти лет, сообщил мне, что за время его служения у брата часы отдавались в починку два раза, и оба раза брат тщательно вынимал записку и прятал в портфель, который всегда носил с собою".



В воспоминаниях Николая Петровича Боголюбова, хотя он, в отличие от брата не был ни коллекционером, ни создателем музея, мы видим феномен в целом присущий всем музеям в равной степени. Я имею в виду эффект определенного психологического состояния, когда вещь обретает автономию от человека и начинает жить своей собственной жизнью.



Музейные суеверия связаны с бытованием вещи в музейном пространстве. Дело в том, что вещь в музее, картина, одухотворенная именем автора и портретом изображаемого лица помимо нашей воли обретает черты живого существа. В этом плане очень интересен образ из повести "Школа мудрых правителей, фактически объясняющая эффект восприятия картины как живого существа. Персонаж этой повести, занимающийся тем, что копирует старые портреты, говорит следующее: "Разве портреты не призраки?. Человека уже на свете нет, а он смотрит на тебя с грустью или улыбается" . Очеловечивание вещи может основываться, таким образом, на природе самой вещи.



На лексическом уровне подробное восприятие вещи выражается в том, что действия, в которых предмет, картина которые должны быть объектом действия, становятся его субъектом. В предложении "Рокотов сорвался" или "Шишков пополз" (я, в данном случае привожу примеры из практики нашего музея), очевидно, происходит одушевление вещи, перенос на нее не только свойств живого, но прямо-таки, человеческого и разумного существа.



Заместитель директора по учету и хранению нашего музея неоднократно утверждала, что вещи сами определяют свое место в музее. После демонтажа выставки и возврата в хранение, они "никогда не хотят стоять на своих прежних местах". Видимо, таким образом, сказывается обретение ими нового "экспозиционного опыта" или же им "так понравилось быть на выставке", что они не желают возвращаться на место. При монтаже выставок вещь может "не захотеть находится" рядом с какой-то другой вещью. И хотя любой экспозиционер объяснит этот факт законами пропорциональности, эстетики и особенностями человеческого восприятия, в жаргоне музейщика экспонат будет наделен чертами характера, преимущественно, строптивостью и упрямством, собственными желаниями, и способностью к реализации этих желаний.



Каждый музейный работник свято верит, что (цитирую опять Л. М. Михайлову) "вещи - хозяева музея, а мы их слуги". И как хозяева они обретают индивидуальные характеры и способность эти характеры проявлять. Думается, что этим, как раз и объясняется неизбежность и закономерность антропоморфизма вещи в системе музея. Поэтому изображения портретов способны оживать, мумии двигаться, вещи перемещаться и жить отдельной от музея и выставочного пространства жизнью.



И последний аспект музейных суеверий - это приметы. Известно, что своим происхождением приметы восходят к первобытному земледельческому сознанию, когда с их помощью крестьянин ориентировался в каждодневной жизни, определяя сроки сева и уборки урожая. Определение сезонных особенностей того или иного года были неотъемлемой частью как его сознания, так и его быта. В стенах музея, в котором я имею счастье работать, я слышала две приметы. Одна из них звучит следующим образом. "Если картина во время закупки упала, то она будет куплена". Эта примета пришла в музейную среду от художников.



Факт падения картины толкуется в суеверии как определенное проявление ее желаний, а конкретно - того, что она не хочет находиться там, где находится. Истоки суеверия коренятся в стародавних повествованиях об иконах, которые, сами "выбирали" себе место, где висеть, и, оказавшись не в том храме, "сходили" со стены и висели в воздухе. Наделение предмета свойствами живого существа, то есть тот же антропоморфизм здесь очевиден.



Несколько иная природа у другой приметы. Она связана со временами года и касается вещей и материалов, из которых вещь сделана. По словам главного хранителя музея Л. Е. Дальской, "если год начинается с серебра, он будет удачным". Серебро - понятие широкое. Это может быть закупка серебряного изделия или выставка серебряной утвари. Главное, чтобы в начале календарного года возникло серебро, и тогда год будет удачно профинансирован.



Суеверие о власти металла восходит к глубокой древности, когда серебро и золото были самыми знаковыми металлами мифологий всех народов. С золотом в сознании фактически всех народов связаны идеи постоянства, достоинства, превосходства, богатства, но также и упадка, тленности, ревности, предательства. Эти образно-символическое звучание металла воплотилось в парадигматической антитезе "золотой век" - "золотой телец".



Серебро несет другую информацию: идея мздоимства, заложенная в понятии "сребролюбия" и обозначение предательства, связанное с "тридцатью сребрениками" затмевается тем значением доброго и прекрасного, который несут образы, связанные с серебром. Серебро воплощает способности, красноречие, радость, деньги. Словосочетание "серебряная связь" означает связь между преходящим и вечным, что, в целом, призван осуществлять музей. Идиома "серебряная ложка во рту" в английском языке означает удачу, успех и везение.



Таков очень небольшой круг суеверий, который нам удалось вычленить и проанализировать. Их природа та же, что и у всех остальных суеверий и мифологического сознания, которое, как показывают факты, никуда не исчезло в начале третьего тысячелетию. Мифологическому мышлению присуще метафорическое сближение природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей среды, в том числе одушевление вещей, среди которых довелось жить и работать. Ему свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, но перемена их местами, разграничение предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. При этом оно всегда безразлично к противоречию и причинно-следственным связям. Объекты сближаются по вторичным чувственным качествам, близости в пространстве и времени и выступают в качестве знаков других предметов и событий.

Современному городскому фольклору в целом свойственно снижать пафос происходящего. Музейная мифология нарушает качество элитарности, познавательности, заложенное в учреждении, делает его более открытым и демократичным.


Материалы VIII Боголюбовских чтений
Вернуться к началу



Sueta 
Гость
Добавлено: 19.04.2008 12:55  |  #82650
Ответить с цитатой

Год назад моя подруга с ребенком (девочкой 4-х лет) пошла в магазин за водкой.. У девочки заболело ухо и нужно было сделать компрес.. Хотела взять маленький шкалик, но в магазине были бутылки только по 0,75.
И вот, стоит подруга у кассы: в одной руке ребенок, в другой бутылка.
Кассирша с неодобрением посмотрела на нерадивую мамашу. Ребенок все понял и сказал громко в защиту мамы: "Моя мама не пьет, это - мне!.."

Смущен
Вернуться к началу



Sueta 
Гость
Добавлено: 23.04.2008 15:46  |  #82814
Ответить с цитатой

Стою вечером на остановке. Темно, скользко, гололед. Со мной на остановке человек 10 стоит. Подошел еще один, поскользнулся и у нас под ногами пробежало что-то черненькое с хвостиком.
-"Крыса!!!"-завижжала одна из женщин, да так пнет это черное хвостатое, что крыса улетела далеко в темноту.
-"Сама ты крыса, это мобила моя!!!"-завопил поскользнувшийся мужик...

Смущен
Вернуться к началу

srabi

srabi Ура! Я женщина!

Харизма: 2

Сообщений: 1
С нами с 13/08/2008 г.
Откуда: Россия, Мурманск
Добавлено: 13.08.2008 18:57  |  #86306
Ответить с цитатой

Реальная история

На автобусной остановке стоят 3 палатки с фруктами.
На первой написано: "Черешня сладкая, вкусная" - 178 р.
На второй: "Черешня сладкая, вкусная" - 178 р.
На третьей: "Черешня сладкая, вкусная, без червей" - 262 рубля.
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | WWW



Sueta 
Гость
Добавлено: 15.08.2008 12:19  |  #86350
Ответить с цитатой

Лидерам некоторых стран свойственно забывать, что они БЛИЖНЕЕ зарубежье... "Ближнее" - это 8-16 часов на танке...
Вернуться к началу
 
Показать сообщения:    Страница 9 из 10
На страницу: Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Список форумов -> Юмор Предыдущая тема :: Следующая тема
Уровень доступа: Вы не можете начинать темы, Вы не можете отвечать на сообщения, Вы не можете редактировать свои сообщения, Вы не можете удалять свои сообщения, Вы не можете голосовать в опросах

Есть мнение ...

Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...
Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.
Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

16.10.2019 - 12:13
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация