Источники

Список форумов -> Теория Рекламы
Начать новую тему  Ответить на тему
Предыдущая тема :: Следующая тема
Автор Сообщение



Sir 
Гость
Добавлено: 04.12.2007 17:07  |  #77945
Ответить с цитатой

Источники
Предлагаю открыть доступ к литературе имеющей фундаментальное значение для поимания Природы Рекламы.

Пригожин Илья



"Философия нестабильности."

"Порядок из Хаоса. Новый диалог человека с природой."

Цитата:
В Бельгии на 86-м году жизни умер нобелевский лауреат Илья Пригожин. Этого ученого называют Ньютоном современности. Хотя высшую научную награду Илья Пригожин получил за исследования в области химии, его вклад во все прочие научные дисциплины можно назвать переворотом. Современную биологию, теорию эволюции, сложные социальные процессы - все это нельзя представить без работ Ильи Пригожина.

В современной науке нет ученого, который обладал бы таким количеством наград и званий, как Илья Пригожин. Он был членом 70 национальных академий из 21 страны, почетным доктором 40 университетов в 23 странах. Степень honoris causa он получил и в МГУ. После его лекции ректор МГУ академик Виктор Садовничий признался, что благодаря услышанному он увидел огромные перспективы в математике, которая, казалось бы, далека от области интересов Пригожина. Но такое же впечатление производили работы Ильи Пригожина на представителей всех научных дисциплин. Его работы использовали даже для эффективной организации уличного движения в мегаполисах...

Наука ХХ столетия привела к революционным изменениям в мировоззрении человека. Но и в самой науке было три революции. Первая - теория относительности. Вторая - квантовая механика. И третья - теория саморегулирующихся систем, или синергетика, одним из творцов которой был Илья Пригожин.

Пригожин построил неравновесную термодинамику, где привычное и традиционное для всех наук понятие равновесия в принципе недостижимо. Эта модель была распространена и на биологические, и на социальные объекты. Сейчас пригожинская "стрела времени", которая впервые сформулировала принцип необратимых процессов, стала одним из важнейших философских императивов.

Илья Пригожин родился в 1917 году в Москве. Семья жила на Большой Переяславской. Отец в 1913 году окончил МВТУ и недалеко от Рижского вокзала организовал лакокрасочный завод. После революции остался на заводе директором, но когда в 1921 году начались аресты бывших фабрикантов, семья выехала на Запад. Сначала в Литву, потом в Германию и, наконец, в Бельгию.

Еще до войны Пригожин начал преподавать химию в университете. И продолжал подпольное преподавание в годы войны. Опасаясь депортации, он не стал регистрироваться как еврей - отец обзавелся справкой о том, что все Пригожины крещеные. Два месяца по подозрению в помощи партизанам будущий нобелевский лауреат провел в концлагере и был выпущен, как вспоминал, за взятку гестаповцу. По его словам, его спас Сталинград - немцы стали другие. Главной наградой в жизни он считал медаль участнику Сопротивления.

В 1956 году, в первый же год "оттепели", профессор Пригожин приехал в Москву. Еще не был снесен его дом на Большой Переяславской, там жили его родственники. Илья Пригожин относился к России не просто с любовью, он относился к своей родине, как вспоминает хорошо знавший ученого профессор Абрам Блох, молитвенно. В его доме в Брюсселе висела икона Николая Угодника XVI века. В Россию Пригожин приезжал много раз - и до, и после вручения в 1977 году Нобелевской премии по химии. "Не знаю, приезжаю домой или в чужую страну", - говорил ученый.

Пригожин был ошеломительно доброжелательным человеком. Хорошо известно, что он не мог отказать в приеме на работу в свой Институт физики и химии в Брюсселе ученым из России. И в то же время он умел держать удар. Когда он сформулировал свои философские воззрения, от него отвернулись многие коллеги. Поддержка пришла из американских фондов, на протяжении многих лет по контракту Пригожин должен был несколько месяцев работать в США.

В Бельгии ученого боготворили. Несколько лет после вручения Нобелевской премии он не мог зайти ни в одно кафе - у него не принимали деньги. История получила продолжение: недавно в Бельгии в обращение была выпущена медаль с профилем ученого, вышедшего из России.

Сергей ЛЕСКОВ ( источник )


Прошу отнестись к публикации материалов с максимальной серьезностью. Книг очень много. Все прочитать невозможно.
Вернуться к началу

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 10562
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Добавлено: 12.12.2007 19:50  |  #78450
Ответить с цитатой

Коллега и второй из родоночальников синергетики - Герман Хакен.

Цитата:
Автобиография:

Хакен (Haken) Герман (p. 1927) — нем. физик-теоретик, основатель синергетики. Изучал физику и математику в ун-тах Галле (1946—1948) и Эрлангена (1948–1950), получив степени доктора философии и доктора естественных наук. С 1960 является проф. теоретической физики ун-та Штутгарта. До ноября 1997 был директором Института теоретической физики и синергетики ун-та Штутгарта.
С декабря 1997 является почетным проф. и возглавляет Центр синергетики в этом Ин-те, а также ведет исследования в Центре по изучению сложных систем в ун-те Флориды, Бока Рэтон, США. Он является издателем шпрингеровской серии книг по синергетике, в рамках которой к настоящему времени опубликовано уже 69 томов.


Цитата:
Книга, написанная одним из отцов-основателей синергетической науки, Германом Хакеном, в этот раз в соавторстве. На этот раз книга посвящена системологическим и синергетическим аспектам человека, его восприятия окружающего мира.

Главная идея этой книги такова: человеческий мозг является самоорганизующейся системой. И хотя эта система — самая сложная из всех известных нам, она все же соответствует принципам синергетики. Синергетика — это созданная Германом Хакеном наука о взаимодействии. На законах синергетики основан и новый тип компьютера, обладающий основными сюйствами человеческого восприятия. Эта книга предлагает нам новый ключ к пониманию важнейших функций головного мозга.


"Тайны восприятия". Г. Хакен, М. Хакен-Крелль 3.7 Мб, PDF

i
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 10562
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Добавлено: 12.12.2007 20:10  |  #78451
Ответить с цитатой

Более молодое поколение ученых этого направления.
Книгу сейчас ищу, а пока познакомьтесь - это уже наши современники.

Цитата:
Автобиография.

Баранцев Рэм Георгиевич --- доктор физико-математических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Лауреат Государственной премии за работы в области аэромеханики. В начале 80-х возглавил семинар по семиодинамике, изучавший общие закономерности возникновения, развития и отмирания естественных систем в знаковом представлении. Развитая тогда открытая методология обеспечила плодотворное участие его в семинаре по синергетике, работающем при Санкт-Петербургском союзе ученых с 1993 года. Синергетический подход позволил составить целостное представление о современном естествознании, положенное в основу курса, который автор читает на гуманитарных факультетах университета.


Научная биография.

Одна из книг.

Баранцев Р.Г.
Синергетика в современном естествознании. Серия "Синергетика: от прошлого к будущему."


Содержание и Введение.

Цитата:
От редакции
Предисловие
Введение
1 Структурная методология целостного подхода
§ 1. От анализа -- к синтезу
1.1. Недостаточность бинарной схемы
1.2. Тернарные структуры
1.3. Из истории тринитарного опыта
§ 2. Свойства триадической структуры
2.1. Принцип неопределенности-- дополнительности--совместности
2.2. Мягкость системных триад
2.3. Фундаментальность понятия целостности
§ 3. Проблема систематизации
3.1. Вход в проблему
3.2. Понятие естественной системы
3.3. Классификация наук
2 Смена структур в естествознании
§ 1. Вещество--поле
1.1. Элементарные частицы
1.2. Типы взаимодействий
1.3. Масса, сила, поле
§ 2. Дискретность--непрерывность
2.1. Концепция сплошной среды
2.2. Симметрия и законы сохранения
2.3. Размерность и кривизна пространства
§ 3. Конечность--бесконечность
3.1. Бесконечность потенциальная и актуальная
3.2. Экскурс в теорию множеств
3.3. Концептуальные соображения
3 Современные концепции
§ 1. Физика
1.1. Относительность и кванты
1.2. Концепция большого взрыва в космогонии
1.3. Энтропия и информация
§ 2. Биология
2.1. Гипотезы происхождения жизни
2.2. Антропный принцип
2.3. Становление ноосферы
§ 3. Синергетика
3.1. Истоки теории самоорганизации
3.2. Нелинейность--когерентность--открытость
3.3. Хаос, порядок, творчество
Литература
1 Учебные пособия по современному естествознанию
2 Вопросы для зачетов и экзаменов
3 Блиц-вопросы


Цитата:
(Вероятно рецензия.)
В вузах России уже несколько лет и гуманитариям, и будущим инженерам читают курс "Концепции современного естествознания". В нем делается попытка научить синтезировать и обобщать накопленные знания.

Один великий математик как-то заметил: "Исследователь видит аналогию между условием теоремы и ее доказательством, крупный ученый видит аналогии между теориями, но можно представить себе математика, который видит аналогии между аналогиями". Книга Р.Г. Баранцева посвящена "аналогиям между аналогиями" и носит философский, методологический характер. Она представляет собой автоконспект курса лекций по "Концепциям" профессора матмеха Сант-Петербургского университета Р.Г. Баранцева.

Книга эта замечательна в нескольких отношениях. Поскольку нам довелось прочитать не один десяток книг и не одну сотню статей на эту тему, позволю себе обратить внимание будущего читателя на ее характерные особенности. На те достоинства, которые являются продолжением ее недостатков и на те недостатки, которые продолжают достоинства.

Прежде всего ее можно назвать долгожданной книгой. "Образование -- это то, что остается, когда все выученное забыто", - говорит пословица. Так что же остается? Умение сдавать экзамены? Безусловно. Умение учиться? Конечно. Приятное ощущение, что Вы что-то про это слыхали? И это верно. Но все же главное -- стиль того предмета, который освоен, главные ключевые понятия, схемы рассуждений, основные концепции. А их всегда немного.

В последние тридцать лет предпринимается впечатляющая попытка развить междисциплинарный подход в современной науке. Подход, позволяющий с единой точки зрения взглянуть на многие явления, на объекты, изучаемые в разных научных дисциплинах. Этот подход называют теорией самоорганизации или синергетикой. Герман Хакен, придумавший слово "синергетика", (дословно -- теория совместного действия) вкладывал в него два смысла. Первый -- это теория возникновения новых качеств у сложных систем, которыми не обладает ни одна из их частей. Второй -- это междисциплинарный подход, разработка которого, требует не умений а усилий представителей различных научных дисциплин. Подход этот крайне важен не только для ученых. Все чаще он используется при создании стратегий -- образовательных, государственных, корпоративных, при принятии решений. Прежде всего там, где приходится решать, что наиболее важно здесь и теперь, а о чем на время можно забыть.

Естественно с позиций междисциплинарного подхода, синергетики, взглянуть и на концепции современного естествознания. Но на что надо смотреть? Рассказать "понемногу обо всем" на 500 страницах? В большинстве книг именно так и делается. Р.Г. Баранцев предлагает взглянуть на концепции, на методологию, на то, как рождаются новые понятия, как удается прийти к синтезу и общему взгляду на основе результатов разных наук, опираясь на общекультурный контекст. Такого курса со своеобразной "логикой синергетики" и исследователи, и преподаватели, и студенты давно ждали. И вот он перед Вами.

Книга "субъективна". В том смысле, что она излагает не только общеизвестные твердо установленные истины, но и то понимание, которое является результатом большого пути, пройденного автором в науке. Рэм Георгиевич является известным специалистом в области трансзвуковой газовой динамики и динамики разреженного газа. Многие его ученики сейчас создали свои научные школы, получили международное признание. Подход Р.Г. Баранцева, ориентированный на конечный результат, а не на построение теорий, "далеко отстоящих" от исследуемого объекта, привел его в область асимптотической математики. В этой области для получения результатов используют малость или, наоборот, большую величину каких-либо параметров, редкость или, наоборот, частоту каких-то событий, различие масштабов.

Отсюда совсем недалеко до междисциплинарных идей, что является главным, а что второстепенным, чем можно пренебречь, а чем нельзя. У автора путь к общим подходам, к методологии пролег через семинар по семиодинамике (направлении, изучающем законы развития знаковых систем) которым он руководил. Этот семинар, проводившийся в свое время в Ленинградском государственном университете оказал большое влияние на междисциплинарные исследования в нашей стране. Когда было принято противопоставлять "физиков" и "лириков", участники семинара искали пути к диалогу двух культур -- естественнонаучной и гуманитарной, - к новому уровню понимания. Результаты этих поисков и дальнейших размышлений автора о методологии науки и более широко, о методологии освоения мира, и легли в основу книги.

Наверное, другой автор, размышляя на эту же тему, рассказал бы об Аристотеле, осторожно нащупывавшем логические конструкции, которые потом станут каноном. О Декарте, в трактате "О методе" искавшим универсальный способ решения задач. О Гегеле с его гимном диалектике, "сославшим природу в примечания" и поставившим философию над естествознанием. Но Р.Г. Баранцев написал иначе. И это прекрасно.

Многие великие смотрели на мир "с позиции Господа Бога". Ньютону он нужен был как часовщик, который "завел" удивительный и таинственный механизм Вселенной. Дарвину -- чтобы начать процесс эволюции. И тогда, естественно, задавать вопрос "как все устроено на самом деле". Естественно искать общие универсальные законы, не обременяя себя размышлениями о том, как ими воспользоваться, и в каком контексте они имеют смысл.

Но, решив опираться на свои силы, а не на веру в божий промысел, мы, неизбежно, должны изменить свое отношение к миру и к познанию. Например, объяснить, как происходило саморазвитие мира, от Большого взрыва до нашей цивилизации. Объяснить конкретно, опираясь на наблюдения, уравнения, модели. И, что, может быть, еще более важно, определить пределы применимости своих подходов, инструментов, теорий. Законы Ньютона и закон всемирного тяготения величественны. Но если бы наш мир был бы устроен в точности в соответствии с ними, то можно было бы задать такую конфигурацию из пяти тел, что за конечное время все они разлетятся бесконечно далеко (математики нашли такое решение лет 15 назад). Но ведь так не бывает. Поэтому даже эти фундаментальные законы дают приближенное описание реальности. Очень удачное, но не единственное. Поэтому ответ на вопрос "как на самом деле" зависит от того, в какой ситуации мы собираемся его применять. Поэтому в разных ситуациях могут быть правы разные исследователи, правомерны разные подходы.

Возникающую принципиально новую "неклассическую проблематику", с которой ученые сталкиваются все чаще, Р.Г. Баранцеву замечательно удалось отразить в книге. На принципиальность в "неклассическом" мировоззрении, в художественной культуре в свое время обратил внимание выдающийся исследователь М.М. Бахтин. Сравним позицию Толстого и Достоевского. Первый судит своих героев "с позиции Господа Бога", точно знает "как надо", и в конце всем участникам описываемых событий строго, но справедливо расставляет оценки. Единство, определенность, симфония.

У Достоевского отношения со своими героями совершенно другие. У каждого героя "своя правда", свой пройденный путь и своя картина мира. Поэтому типична ситуация напряженного диалога, попытка найти взаимопонимание перед лицом "последних вопросов". Сомнения, нестабильность, полифония. Такой взгляд естественен для того мира, который пытаются осмыслить современные исследователи, подходы к которому обсуждает Р.Г. Баранцев.

Это короткая и конкретная книга. Есть два типа студентов и ученых. Первым нравятся толстые книги со множеством отступлений, деталей, "воды". Выделяя главное, и "отжимая воду", они осваивают предмет. Вторые любят короткие, ясные, сжатые, как пружина. Каждый абзац существенен. Эта книга для них. В этой ясности и краткости вижу стиль автора, пришедшего к междисциплинарным исследованиям из точных наук. И, конечно, опыт. Представленный в этой книге курс в последние годы читается автором в Сант-Петербургском государственном университете. Из рассказов его про то, как он каждый год принимает экзамен по этому курсу у 400 человек, можно было бы составить целый сборник. Поэтому и вопросы к экзамену и блиц-вопросы в этой книге должны греть душу преподавателей, которые читают и концепции современного естествознания и другие дисциплины, связанные с методом.

Книга Р.Г. Баранцева посвящена не только методологии современного естествознания. Ее главная тема - мировоззрение. Со времен энциклопедистов возможности разума и науки либо преувеличивают, ожидая от них слишком многого, либо преуменьшают, сбрасывая их со счетов. Однако гораздо более приемлемым представляется подход неявно или явно предлагаемый в книге.

Не все можно предсказать, достаточно просто смоделировать (синергетика наглядно показала это в последние годы на примере простейших объектов). И очень часто не нужно этого делать. Культура, традиция, мораль играет не меньшую роль и для личности, и для общества. Но что такое культура? Во многом культура -- это система запретов, табу, которые должны быть приняты, а не логически выведены. И последнее принципиально. Целостность мировосприятия, гармония между "рацио", "эмоцио", "интуицио", на которой настаивает автор, становится крайне важной. Многое можно только прочувствовать, пережить, предугадать, а не просчитать или логически вывести.

Может быть, именно эта целостность, а не красота спасет мир, поможет удерживать его на краю пропасти?

И последнее. "Я не отношусь серьезно к себе, но серьезно отношусь к своим суждениям", - писал Оскар Уайльд. Таких людей немного. К сожалению еще меньше тех, кто относится всерьез к мнениям других. Кто может в коротких тезисах, небрежно написанной статье, мимолетном замечании, брошенном на семинаре, увидеть новый поворот, новую возможность, предчувствие новой парадигмы. А без них новая парадигма и не состоится. Р.Г.Баранцев относится именно к таким людям.

Эта книга очень оптимистична. В ней есть энергия и надежда. На одной конференции после доклада, посвященного системному кризису всей цивилизации и России. Рэм Георгиевич задал вопрос, к которому я, да и многие другие, возвращаются вновь и вновь. "Кризис, слом, хаос несут не только проблемы, беды, испытания, но и новые возможности, новые надежды и стратегии. Вы видите их?". Надеюсь, что этот вопрос начнут задавать себе и читатели этой книги. Адекватный, глубокий и своевременный ответ, как это ни раз бывало в истории, может изменить нашу реальность. Попробуем подумать?

Г.Г.Малинецкий, заместитель директора Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, профессор Московского физико-технического института.


Цитата:
Введение.


Поиск систем образования, отвечающих переменам, происходящим в обществе, привел к формированию новой образовательной парадигмы, взявшей за основу принципы фундаментальности, человечности, целостности [1]. В Государственном образовательном стандарте для гуманитарных специальностей вузов появился базовый курс "Концепции современного естествознания", задача которого -- дать целостное представление о мире, о законах развития, являющихся общими для природы, человека и общества [2]. Это нововведение обусловлено необходимостью интеграции знаний, глобализацией социальных проблем, потребностью нового синтеза.

В последние годы вышел ряд учебных пособий, содержащих немало свежих интересных подходов к постановке преподавания этой новой дисциплины (Приложение 1). Однако традиционный способ изложения материала по принципу "от простого к сложному" привязывал авторов к построению целого путем собирания частей. При этом учет взаимодействия между частями не спасал от утраты целостности, если не охватывалось взаимодействие рассматриваемого целого с окружающим миром. Как сказано в [3], "курс "Концепции современного естествознания" сегодня не ориентирован на формирование у обучаемых целостного миропонимания и современного естественнонаучного мировоззрения... Исправить положение здесь может только новый подход к целевым установкам, структуре и содержанию этого курса, что практически означает формирование принципиально нового курса". Такой подход становится возможным благодаря синергетике, суть которой как раз и состоит в восстановлении целостного мировидения.

Чтобы строить курс по принципу "от целого к частям", нужна соответствующая методология, которая создается с отставанием. Такое запаздывание видимо характерно для переходного периода. Так на Попперовских чтениях в феврале 1998 года прозвучало сожаление о том, что открытое общество пытаются строить методами общества закрытого. Ю.М.Лотман в книге "Культура и взрыв" [4], говоря о переключении с бинарной парадигмы на тернарную, озабоченно отмечает, что сам переход мыслится в традиционных понятиях бинаризма. Необходимость открытой методологии особенно назрела в синергетике, изучающей открытые системы: метод должен соответствовать изучаемому предмету [5].

Настоящий курс, читаемый на гуманитарных факультетах Санкт-Петербургского государственного университета с 1997 года, характеризуется следующими чертами.

1. Освобождение от бинарного стереотипа (две культуры, два лагеря и т.п.) как структуры разделяющей, недостаточной для синтеза. Опора на системную триаду с ее универсальной семантической структурой, осуществляющей объединение.

2. Движение от целого к частям, от целостного метода к демонстрации общности законов в разных областях знания. Акцент на кризисные ситуации и способы совмещения оппозиций на основе тринитарной методологии [6].

3. Методологический подход, благодаря которому движение от целого к частям не противоречит принципу "от простого к сложному". Освоение пространства методов. Знакомство с новыми ветвями знания, идеями, гипотезами. Синергетика как вестник грядущей культурной парадигмы.

Стремление к целостному видению мира было у людей всегда. Когда-то оно воплощалось в изображение трех китов, на которых держится Земля. Естествознание сначала придерживалось геоцентризма, затем переключилось на гелиоцентризм, потом покорилось полицентризму. Классическая естественнонаучная картина мира, сложившаяся в XVII веке, ассоциируется с именами Ф.Бэкона, Р.Декарта, И.Ньютона и потому обычно называется ньютоно-картезианской. Многие ее представления живы в общественном сознании до сих пор, хотя в XX веке она претерпела существенные изменения. Различаются следующие этапы, характеризуемые следующими ключевыми словами.

1. Механический (классический): абсолютное пространство и время, детерминизм, объективность.

2. Физический (неклассический): относительность, индетерминизм, кванты, дополнительность.

3. Эволюционный (постнеклассический): жизнь, ноосфера, синергетика, космогенез.

Смысл употребляемых слов обычно осознается интуитивно, благодаря опыту и контексту. Но в переходные периоды смысл меняется и определения опорных терминов полезно по возможности освежать. Будем подразумевать, что

понятие -- это представление, получившее наименование;

концепция (лат. conceptio -- понимание) -- определенный способ понимания, точка зрения, руководящая идея, ведущий замысел;

наука -- сфера деятельности, направленной на производство новых знаний о действительности, поиск истины;

естествознание -- наука о природе;

метод -- способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета;

система (греч. systema -- соединение) -- множество элементов, связанных между собой и образующих целостное единство;

структура (лат. structura -- строение, расположение, порядок) -- совокупность устойчивых связей;

целостность -- внутреннее единство объекта, его относительная самостоятельность;

парадигма (греч. paradeigma -- пример, образец, паттерн) -- господствующая концептуальная система, стиль мышления.

Понятие научной парадигмы в широкое употребление ввел Томас Кун, книга которого "Структура научных революций" [7] появилась в русском переводе в 1977 году через 15 лет после ее первого издания в США. Согласно Куну, парадигма есть понятийная система, которую принимает сообщество ученых и которая обеспечивает их схемами проблем и решений.

Философская нагрузка этого термина постепенно росла и рамки науки становились для него тесными. В книге Ф.Капры "Уроки мудрости" [8], появившейся в 1996 году, парадигма определяется уже иначе: это совокупность мыслей, восприятий и ценностей, которые создают определенное видение реальности, оказывающееся основой самоорганизации общества. Таким образом, понятие парадигмы вырастает до общекультурного уровня, захватывая наряду с наукой также искусство и религию.

Отход от детерминизма и абсолютизации позволяет и даже заставляет относиться к определениям достаточно гибко, допуская нотки игры и юмора. Из книги В.Г.Кротова "Словарь... парадоксальных определений" [9] можно, например, узнать, что наука -- это кладбище гипотез (А.Пуанкаре); прогресс -- идея, что будущее всегда право; рационализм -- вера, что мир не сложнее наших представлений о нем.

Современную эпоху справедливо характеризуют как кризисную, причем кризис имеет глобальные масштабы, охватывая все страны и все сферы жизни: экономическую, социальную, духовную. Наука несет немалую долю ответственности за остроту переживаемого кризиса, оказавшись не в состоянии ни предсказать, ни разрешить назревшие проблемы. Претендуя на однозначную определенность, безусловную объективность, предельную полноту описания, традиционная наука отрывалась от жизни с ее гибкостью, открытостью, свободой воли. В своем стремлении к идеалу полноты и точности естественные науки создавали мощный аппарат моделирования завершенных теорий, а гуманитарные науки, следуя за ними, строили искусственные классификации, искусственные языки, искусственные интеллекты, и прочие безжизненные конструкции. Лишь по мере разочарований стало приходить понимание, что для изучения жизнеспособных, органических, развивающихся объектов нужна иная методология, новая парадигма [10].

Признаки становления новой парадигмы уже различимы. В естествознании все чаще говорится о междисциплинарности, комплексности, системности; в философии все больший вес приобретают такие понятия как синтез, всеединство, целостность; в политике провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей перед групповыми, усиливается переориентация от вражды к сотрудничеству, экологические требования обретают черты нравственного императива. Синтезирующую роль берет на себя культура, объединяя науку, искусство и духовные учения в целостность ноосферы. "Все религии, искусства и науки являются ветвями одного дерева", -- писал А.Эйнштейн в последние годы своей жизни [11].

Задача нашего курса -- не собирательное знание, а целостное понимание. Поэтому программа начинается с метода, способного реализовать целостный подход к изучаемому предмету. Главная трудность состоит в том, что меняется сама парадигма, так что вместо господствующей концептуальной системы приходится иметь дело с перестройкой научных платформ. Концепции современного естествознания находятся в состоянии брожения, обновления, переосмысления. Речь идет не просто о смене антитез, как это бывало в прошлом, а о совмещении оппозиций в жизнеспособном синтезе с участием мерообразующего фактора. Динамике этих процессов посвящена вторая глава программы. Завершается курс изложением современных концепций в физике, биологии, синергетике.

Существенное значение всегда имеет стиль изложения, который должен соответствовать духу парадигмы. В стабильные периоды обучение сводилось к освоению апробированных знаний. Если наука требовала вечного беспокойства, то преподавание обычно велось с непоколебимой уверенностью. Заучивая готовые формулы, ученик оставался вне сути явлений. Но "истина должна быть пережита, а не преподана", -- писал Г.Гессе в известном романе "Игра в бисер" [12].

В новой парадигме преподавание не может быть изложением готовых истин. Поиски, сомнения, переживания должны сопровождать обучение, вовлекая в этот процесс всех участников. Конечно, для этого необходимо, чтобы преподаватель опирался не столько на книжное знание, дополненное личным опытом, сколько на свое собственное, выстраданное в творческих исканиях, возможно подкрепленное и выровненное книжной информацией. Необходимо, но не достаточно, ибо требуется еще заинтересованное участие аудитории в движении мысли. "Пока человек производит акт сравнения внешних предметов, не имеющих к нему отношения, и не вовлекает самого себя в акт сравнения -- он не мыслит", -- говорил М.К.Мамардашвили [13]. В социологии различаются методы включенного наблюдения и наблюдающего участия. Переход от первого ко второму реализовал в своей работе и жизни А.Н.Алексеев, книгу которого "Драматическая социология" [14] стоит прочитать любому обитателю современного социума.

Многочисленные ссылки на литературу не предполагают обращение к источнику в каждом случае, а предоставляют возможность этого при появлении специального интереса и для получения точной справки. В приложениях дается перечень учебных пособий по современному естествознанию, список вопросов для зачетов и экзаменов и список блиц-вопросов, предполагающих блиц-ответы.


i

К сожалению, Рэм Георгиевич, не смог выйти за пределы трихатомичной системы. А может быть и не собирался. В его научной биографии, в разделе достижений, значится такой пункт:"системная триада синергетики."
В принципе, то, что он доказал, что троичная система устойчивее двоичной, уже прогресс.
Но, проблема в том, что Системы действуют парами. А в условноравновесной Системе таких пар две. По скольку, современные нам ученые не делают разницы между Структурой и Процессом. Они и видят троичные системы. В то время, как в Системе, как Процессе, пар две, а Систем четыре. В Системе, как Структуре, их как бы 3. Образующая, Образуемая и сама Система, как таковая. Но, 3 Система это на самом деле Структура и Процесс в одном флаконе - иначе 3 Систем две. Их пара. Отсюда и проблема. Рассматривая Явление, как Структуру, они всегда не будут видеть одной, 4-ой Системы из каждых 3. Ну, а Системами, как Процессами, как я уже заметил, они "не балуются".
Однако, Слава Богу, это не наши проблемы.
Кроме этого, на практике - "3" это не колличество Систем, а коэффициент Среды. И то на определенных условиях. Вот Вы сейчас проживаете в троичной Системе. А так, в нашей Среде, как условностабильной Системе, как Структуре, Систем от 3 до 12. Хотя, строго говоря, колличество Систем Среды неограниченно. Ограничения носят исключительно практический характер.
Ко всему прочему, Обмен между Системами не носит плоского линейного характера. И он, мало что "паралелен", так еще и разнонаправлен. В общем им, пока, до нашей Конференции, далековато. Но, позвольте, я не буду Вас "грузить". Пусть все придет постепеннно.

Несомненно, сама работа, Уважаемого Рема Георгиевича, от приведенной выше критики, хуже не становится и несомненно представляет определенный практический интерес.
К стати, несмотря на оптимизм Рэма Георгиевича, в СПбГУ, понятие Синергетика повторяют шопотом. А ученый секретарь Факультета, никак не смогла вспомнить, хотя бы одного ученого, работающего в этой области.

_________________
С Системами скоро закончим. Материала, скажем так, мало. Есть другие фундаментальные работы. По Культурологии, Семантике, Естествознанию и т.д. и т.п. И некоторым из них уже более полутора тысяч лет. Как например, работе Иоанна Домаскина (надеюсь найти репринтный перевод 1913 года).
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 10562
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Добавлено: 17.12.2007 0:54  |  #78624
Ответить с цитатой

Наконец то Марсель приступил, с согласия Георгия Львовича, к публикации его работ:

Цитата:
Книгу Тульчинского Г.Л.
"PR фирмы: технология и эффективность"
можно скачать здесь:
http://toulchinsky.narod.ru/knigi/prfirmy.pdf
http://toulchinsky.narod.ru/knigi/prfirmy.rar
http://toulchinsky.narod.ru/knigi/prfirmy.zip


Открывается спокойно из под Internet Explorer, в Adobe Reader (у меня "8" -проблем нет).

Еще, рекомендую почитать, вот эту его книгу:

Цитата:
"Истории по жизни" :

http://toulchinsky.narod.ru/knigi/613.pdf
http://toulchinsky.narod.ru/knigi/613.rar
http://toulchinsky.narod.ru/knigi/613.zip



Следите за публикациями:
Ресурс.
Гостевая ресурса.
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 10562
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Добавлено: 09.01.2008 23:20  |  #79444
Ответить с цитатой

Йоханнес Иттен - Искусство формы.

Цитата:
"Текст книги набран буквами, но именно пустота между ними составляет суть книги." - Йоханнес Иттен

Йоханнес Иттен (1888-1967) — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог — получил всемирную известность как создатель первого учебного курса Баухауза, так называемого форкурса, который лег в основу преподавания многих современных художественных школ.
Выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник. Автор книги входит в известный список 100 дизайнеров мира.

Книга «Искусство формы» - это изложение системы подготовки художников, созданной Иоханнесом Иттеном для его знаменитого форкурса в Баухаузе, одной из самых новаторских школ искусства, архитектуры и дизайна XX века.
Обучение всех студентов в Баухаузе начиналось с форкурса Иттена. Оно было нетрадиционным. В своей книге Иттен пишет, что главной задачей он считал необходимость развить в будущих художниках, архитекторах, дизайнерах обостренное чувство формы и материала, научить творчески мыслить в любых ситуациях. Поэтому на его занятиях много внимания уделялось образному восприятию формы.

В книге подробно излагается его система специальных упражнений для начинающих художников, включающая в себя даже музыку и ритмические движения, чтобы научить их «входить в образ» формы. И только так, по словам Иттена, можно попасть в цель и штудия сможет превратиться в произведение искусства.

Иттен знакомит с основами профессиональной работы художников, для которых необходимо знать, что такое ритм и акцентные точки композиции, какова роль текстуры формы и материала, как видеть и передавать ее в изображении предметов и сюжетных тем, как пользоваться цветовыми контрастами и т.д.
Текст иллюстрирован большим количеством учебных работ, выполненных его студентами в Баухаузе и других школах, где Иттен продолжал развивать методы своего форкурса. Книга адресована художникам, архитекторам и дизайнерам самых разнообразных сфер деятельности.


Источник.
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW



cult 
Гость
Добавлено: 10.01.2008 9:26  |  #79449
Ответить с цитатой

Замечательно, господа. Тема замечательна сама по себе. Постараюсь хотя бы у новых авторов отискать выход за т.н. "функции мозга". Надоело все материальное до нельзя. Надеюсь, понятно, о чем я.
Вернуться к началу



VikRost 
Гость
Добавлено: 16.02.2008 19:17  |  #80820
Ответить с цитатой

Вот спасибо огромное за все материалы! Будет чем занять свой мозг на досуге!

P.S. Приветствую всех форумчан. Теперь и я с Вами, коллеги!
Вернуться к началу

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 10562
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Добавлено: 15.09.2008 22:17  |  #87291
Ответить с цитатой

Интересная ссылка:
http://www.gutenberg.org/files/18821/18821-h/18821-h.htm

В заключительной части присутствуют образцы рекламы середины 19 века.
Приводить в подлиннике смысла не вижу - очень много материала.
Приятного чтения и просмотра.
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Jur

Jur Вы знаете, я мужчина

Харизма: 17

Сообщений: 423
С нами с 24/04/2008 г.
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Добавлено: 16.09.2008 10:18  |  #87300
Ответить с цитатой

Спасибо за материалы.
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | WWW



koldare 
Гость
Добавлено: 18.09.2008 9:14  |  #87370
Ответить с цитатой

Ценные публикации,всем спасибо!





Иван,фотографии!!!!!
Эл.почта: koldare@fotosa.ru
телефон: + 7(495) 781 63 76
www.fotosa.ru
Вернуться к началу
 
Показать сообщения:    Страница 1 из 1
Список форумов -> Теория Рекламы Предыдущая тема :: Следующая тема
Уровень доступа: Вы не можете начинать темы, Вы не можете отвечать на сообщения, Вы не можете редактировать свои сообщения, Вы не можете удалять свои сообщения, Вы не можете голосовать в опросах

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

на правах рекламы

25.04.2024 - 05:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация