Общая Теория Рекламы: «Варвар» и «Еретик».

Список форумов -> Теория Рекламы
Начать новую тему  Ответить на тему На страницу: Пред.  1, 2, 3 ... 30, 31, 32, 33, 34, 35  След.
Предыдущая тема :: Следующая тема
Автор Сообщение

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11739
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 24.07.2025 15:07  |  #153238
Ответить с цитатой



Предметный указатель текущего поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик».
_________________


Последний раз редактировалось: Dimitriy (24.07.2025 19:37), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11739
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 24.07.2025 16:51  |  #153240
Ответить с цитатой

Начало текущего поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик».
Начало первого поста серии: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».



Настоящая, четвертая часть серии «Между ангелом и бесом», посвящается описанию национальных форм розничной торговли Руси X – XVII(XIX) веков.

Данный материал не претендует на подробность третьей части и носит ознакомительный характер, давая Уважаемым коллегам общее представление о традиционной розничной торговле нашей страны X - XVII веков, включительно.



Ввиду обширности и сложности привлеченного материала а.п. вновь обращается к помощи платформы ИИ «Deepseek».

Основная часть работы по поиску данных и их сквозному и перекрестному анализу была выполнена а.п. на платформе И.И. «DeepSeek-R1» .

А.п. выражает платформе И.И. «DeepSeek-R1» искреннюю благодарность за продолжительное конструктивное плодотворное сотрудничество.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Начнем с определений торговых розничных и оптовых форматов Руси X-XVII веков.

Какие торговые розничные форматы не магазинной торговли Вам известны?

- торг;
- рынок;
- базар
- ярмарка.

Определимся кто есть кто, уберем лишнее и оставим нужное.

1. Торг:
o Определение: Торг — это основное, постоянное или регулярное место купли-продажи
в древнерусском городе или крупном поселении. Часто располагался в укрепленной части (детинце/кремле) или на посаде, около пристаней, крепостных ворот. Это была централизованная торговая площадь, где велась повседневная розничная и мелкооптовая торговля преимущественно местными товарами (ремесленными изделиями, продуктами питания). Здесь же могли находиться постоянные лавки, гостиные дворы для иногородних купцов и осуществляться административные функции (сбор пошлин, контроль мер и весов).
o Ключевые черты: Постоянное/регулярное место, городской центр, повседневная торговля, местные товары, административный центр торговли.
o Лингвистика: Исконно славянское слово (общеславянское tьrgъ ). Происходит от той же праславянской основы, что и глагол "торговаться" . Означает как место торговли, так и сам процесс. Наиболее древний и универсальный термин.

2. Рынок:
o Определение: Рынок
— в рассматриваемый период (X-XV вв.) чаще всего синоним "торга" , особенно в письменных источниках. Однако, термин мог иметь и более широкое значение, обозначая торговлю вообще, сферу обращения товаров или конкретное место периодической торговли (в т.ч. менее центральное или менее постоянное, чем главный городской торг). Со временем, особенно к концу обозначенного исторического периода, "рынок" мог обозначать торговые точки на посаде или стихийные точки торговли.
o Ключевые черты: Часто синоним торга; подчеркивает сам процесс/сферу обмена; могло быть менее централизованным местом, чем главный торг.
o Лингвистика: Заимствовано из польского языка ( rynek - площадь, рынок) или через южнославянское посредничество, где оно восходит к нем. Ring (круг, площадь). В древнерусских источниках домонгольского периода встречается реже, чем "торг", активнее входит в употребление позднее (XIV-XV вв. и далее). Первоначально означало именно рыночную площадь .

3. Базар:
o Определение: Базар — место розничной и мелкооптовой торговли, часто под открытым небом, характеризующееся более стихийной организацией, активным торгом и широким ассортиментом преимущественно повседневных товаров
(продукты питания, ремесленные изделия местных производителей, скот). Мог располагаться как на главной площади ( торгу ), так и на окраинах города, у въездных ворот, на перекрестках дорог. Мог быть еженедельным (в определенные дни) или ежедневным. Чаще ассоциировался с торговлей сельхозпродукцией и ремеслом для местных нужд.
o Ключевые черты: Розничная/мелкооптовая торговля повседневными товарами, часто стихийность, активный торг, возможна периодичность (еженедельно), связь с местным производством, часто менее центральное расположение, чем главный торг.
o Лингвистика: восточное заимствование. Пришло из тюркских языков ( bazar ), куда, в свою очередь, попало из персидского ( bāzār ). Проникло в русский язык, по всей видимости, в период Золотой Орды (XIII-XV вв.) через контакты с тюркоязычным населением. Первоначально могло обозначать именно восточный тип рынка, но быстро стало использоваться для обозначения любого шумного места розничной торговли, особенно с восточным колоритом или менее официального, чем главный торг. Стало очень распространенным термином.

4. Ярмарка:
o Определение: Ярмарка — крупный периодический торг
, приуроченный к конкретному времени (часто раз в год, реже - сезонно) и месту (обычно у стен крупного города, монастыря, на перекрестке важных путей, речной пристани). Главные особенности — оптовая и международная торговля, съезд купцов из разных земель и стран (в т.ч. иностранных), торговля привозными, дорогими и сезонными товарами (меха, мед, воск, соль, оружие, ткани, специи, вина). Длилась несколько дней или недель, сопровождалась увеселениями, был строгий регламент (суд, безопасность, пошлины).
o Ключевые черты: Периодичность (1-2 раза в год), оптовая/международная торговля, съезд иногородних/иностранных купцов, привозные товары, строгий регламент, длительность.
o Лингвистика: как и рынок - калька. Заимствовано через польский ( jarmark ) из средневерхненемецкого Jahrmarkt (Jahr - год, Markt - рынок), т.е. "ежегодный рынок". В русский язык термин приходит довольно поздно, активное распространение получает в XV-XVI веках, хотя сами явления периодических крупных торгов (под названием торг или праздненъ торгъ) существовали и раньше (например, известные торги у стен монастырей). Термин закрепился именно за крупнейшими периодическими торгами.


То есть, по существу, в двух случаях из трех, речь идет о разных названиях одного и того же торга.

Единственное исключение – ярмарка.

Вернемся ко второму и третьему названию розничного формата торговли.

Очевидно, что все эти термины обозначают места/способы торговли, и границы между ними в исторических источниках часто размыты (особенно между торгом и рынком , а иногда торгом и базаром ).

Однако, ключевые различия, которые выделяют историки (например: Б.А. Рыбаков, А.В. Арциховский, П.П. Толочко и др.), основаны на:
o Постоянство/Периодичность (Торг/Рынок - регулярные; Ярмарка - редкая периодичность; Базар - часто периодический, еженедельный).
o Масштаб и География торговцев/товаров (Торг/Рынок - местные/региональные; Ярмарка - межрегиональные/международные; Базар - преимущественно местные).
o Тип товаров (Торг/Рынок - повседневные, ремесленные; Ярмарка - дорогие, привозные, оптовые; Базар - повседневные, продукты, мелкий ремесленный товар).
o Степень организации/официальности (Торг - самый официальный, центр; Ярмарка - высокоорганизованная, регламентированная; Базар - часто менее организованный, стихийный).

Торг был основой повседневной городской торговли. Ярмарки были ключевыми событиями экономической жизни, двигателями межрегиональной и международной торговли, особенно для сбыта экспортных товаров (меха, воск, мед) и закупки импортных (ткани, металлы, вина, специи). Базар как термин и явление в его специфическом значении активнее развивается в период и под влиянием Орды, но сама практика периодической розничной торговли существовала и раньше (просто могла называться торгом в определенные дни). Рынок как термин в X-XIII вв. встречается реже торга , но его значение растет к XV веку.

Подведем итог.

Все четыре термина отражают нюансы одного явления (торговля), пришли в разное время из разных источников (славянский, немецкий через польский, тюркский/персидский) и закрепились за разными, хотя и пересекающимися, аспектами торговой практики Древней Руси.
Различия между ними важны для понимания структуры и эволюции древнерусской торговли.

Поэтому, в дальнейшем, в описании форматов розничной торговли Руси X-XVII веков, а.п. будет использовать только два термина – торг и ярмарка.



Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11739
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 24.07.2025 16:57  |  #153241
Ответить с цитатой

Начало текущего поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик».
Начало первого поста серии: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».



В предыдущей части было установлено, что для описания национальных форматов розничной торговли Руси X-XVII веков, необходимо и достаточно использовать два термина – торг и ярмарка .

Это хорошо но не достаточно.

Важным фактором торгов и ярмарок Руси являлась их регулярность. Относительная и абсолютная.

И дело здесь не только в их периодичности, но и в привязке дат их проведения к языческим, светскому и церковному календарям.

1. Торг:

• Уточнение/Дополнение:

o Регулярность
как правило привязывалась к церковному календарю (торговые дни до/после служб, исключение больших праздников), но также диктовалась экономической логикой (приезд крестьян после полевых работ, дни выдачи жалованья, приход/отход купеческих караванов). Церковный календарь был основным маркером времени , но не всегда единственным регулятором (торг мог идти и в "неприемлемые" с точки зрения строгой церковности дни, особенно в крупных городах).

o Товары и участники: Преобладала розничная и мелкооптовая торговля местными товарами (ремесло, продукты городских огородов, привоз из ближней округи) для местного населения. Однако на крупных городских торгах (Новгород, Псков, Москва) всегда присутствовал элемент региональной/межгородской торговли (купцы из других русских земель, иноземные гости в Гостиных дворах).

o Ключевое: торг - инфраструктурный и административный центр городской торговли.


2. Ярмарка:

• Уточнение/Дополнение:

o Эпизодичность
(1-2 раза в год) и крупный масштаб — главные отличия.
o Часто регулярны по времени и месту! Крупнейшие ярмарки (например, позднейшие Макарьевская, Ирбитская) имели строгую ежегодную привязку к определенным датам (часто связанным с сезоном навигации, окончанием полевых работ, церковным праздникам на месте старого языческого) и месту. Они были ожидаемым событием.

o "Страновая/Международная": Это ключевая характеристика. Ярмарка — место оптовой (преимущественно!) торговли между регионами и странами. Купцы везли товары специально на ярмарку за сотни и тысячи верст.
o На крупных ярмарках розничная торговля присутствовала (мелким покупателям, местным жителям), но не была основной. Опт (скупка больших партий купцами для последующей перепродажи в своих городах/странах) — главное.
o "Языческая традиция": Корни ярмарочной периодичности часто лежат в языческих календарных праздниках (сборы у священных рощ, гор, источников в дни солнцестояний/равноденствий, поминальные тризны, которые постепенно превращались в торги). Места ярмарок часто совпадали с бывшими капищами или погостами. Церковь позже освящала эти места и приурочивала ярмарки к христианским праздникам (Спас, Покров, Введение и т.д.), но народная память и традиции (гулянья, некоторые обряды) сохраняли древний подтекст. Это был синкретизм.
o "Нерегулярная": Для крупнейших ярмарок скорее редкая, но регулярная (раз в год). Мелкие сельские/местные "праздники-торжки" могли быть менее регламентированы.

Выразим эти особенности в виде таблицы:



Церковь не столько отменяла, сколько адаптировала эти мощные экономико-ритуальные комплексы под новую идеологию.


Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11739
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 24.07.2025 17:02  |  #153242
Ответить с цитатой

Начало текущего поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик».
Начало первого поста серии: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».



Определились с терминами и календарем, продолжим.

Регулирование местной розничной торговли ("торга") осуществлялось на Руси через сочетание традиций, княжеской власти и местного самоуправления.

Хотя единых "уставов" в западноевропейском понимании не существовало, правила устанавливались и фиксировались следующими способами:


Цитата:

1. Княжеские указы и административные решения:
• Установление периодичности и мест:
Князья определяли дни недели для торга (часто привязывая к церковным праздникам или воскресеньям). Например, в Новгороде торги могли проводиться по средам и пятницам, что закреплялось княжескими грамотами.
5. .
Сбор пошлин: В "Русской Правде" (XI–XII вв.) зафиксированы нормы о "торговом мыте" (пошлине), которую собирали княжеские чиновники — "мытники". Это косвенно подтверждает существование регламента.
5.
11. .
Легендарные прецеденты: Например, летописи сообщают, что Андрей Боголюбский лично утверждал места для торгов во Владимире при строительстве Золотых ворот (XII в.)
4.
11. .
2. Вечевые постановления (в городах с самоуправлением):
• В Новгороде и Пскове правила торговли устанавливало вече. Например:
o Новгородский устав "Иванского сто" (объединения купцов при церкви Иоанна Предтечи, XII в.) регулировал взносы, порядок торговли и разрешал споры. Устав записывался на пергаменте и хранился в церкви
5. .
o Контроль за мерами и весами: Вече назначало "тарханов" (надзирателей), проверявших гири и объёмы зерна на торгу. Нарушителей штрафовали, а случаи фиксировались в летописях (например, восстание 1209 г. в Новгороде из-за злоупотреблений посадника Дмитра)
5.
11. .
3. Церковное регулирование:
• Запрет торговли в праздники:
Митрополичьи уставы (например, Устав князя Владимира, X–XI вв.) запрещали торговать по воскресеньям и в дни крупных праздников. Нарушителей отлучали от церкви
5. .
Монастырские уставы: В владениях монастырей (например, Киево-Печерской лавры) правила торговли на подконтрольных территориях прописывались в хозяйственных документах
11. .
4. "Русская Правда" как свод правил:
Хотя это не городской устав, в Пространной редакции "Русской Правды" (XII в.) есть статьи, регулирующие торговлю:
За долги: Купца, не вернувшего деньги инвесторам после торга, разрешалось продать в рабство (ст. 54).
11. .
Порча товара: Если купец хранил зерно у другого лица, а оно портилось, виновный платил штраф (ст. 49)
11. .

Примеры из летописей:
• Новгородская первая летопись:
Под 1137 г. описано восстание против князя Всеволода Мстиславича, который нарушил "старинные права" торговцев, введя новые пошлины. Вече аннулировало его указы
5. .
Псковская судная грамота (XV в., но основана на древних нормах): Ст. 14–19 устанавливали штрафы за обвес и мошенничество на торгу, а также правила для "гостей" (иногородних купцов)
11. .

Почему не было аналогов европейских городских хартий?
• Децентрализация власти:
В отличие от Западной Европы, где города боролись за автономию, на Руси торги контролировались князьями или вече, но не имели отдельного правового статуса.
Устные традиции: Многие правила (например, запрет торговать до звона колокола) передавались устно и фиксировались лишь в случае конфликтов.
Роль "обычая": В судах ссылались на "старину" (традицию), а не писаные законы. Например, в договоре Смоленска с Ригой (XIII в.) упоминается, что споры решаются "по русьскому закону и по старине"
5.
11. .

Заключение.
Таким образом, хотя единых "уставов торга" не создавали, регулирование осуществлялось через:
1. Княжеские указы (определение мест, сбор пошлин)
5.
11. .
2. Вечевые постановления (фиксация правил в Новгороде и Пскове)
5. .
3. Церковные уставы (ограничения по дням)
11. .
4. Своды законов ("Русская Правда")
11. .
Лучше всего документирована практика в Новгороде, где сохранились свидетельства о письменных уставах купеческих объединений и вечевых решениях.


«DeepSeek-R1»



Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11739
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 24.07.2025 17:05  |  #153243
Ответить с цитатой

Начало текущего поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик».
Начало первого поста серии: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».



Здесь следует сделать важное уточнение.

Так часто в истории бывает, что мы ссылаемся на важные исторические источники, смешиваем цитаты или выбираем примеры иллюстрации материалов, не обращая особого внимания на соотнесения этих источников, времени их создания и реальных исторических событиях, случившихся в это время в нашей стране.

Только что упомянутая Псковская судная грамота – прекрасный тому пример.

Дело в том, что Псковская судная грамота была составлена и действовала до присоединения Пскова к Московскому княжеству Василием III, отцом Ивана IV. Основные этапы её создания и политический контекст выглядят следующим образом:


Цитата:

1. Даты создания грамоты:
• Первоначальная редакция
принята псковским вечем в 1397 году (указано в преамбуле грамоты)
[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Псковская_судная_грамота]2.[/url] [url=https://znanierussia.ru/articles/Псковская_судная_грамота]4.[/url] 10. .
Дополнения вносились в течение XV века, включая период 1407–1414 годов (при князе Константине Дмитриевиче) [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Псковская_судная_грамота]2.[/url] [url=https://znanierussia.ru/articles/Псковская_судная_грамота]4.[/url].
Окончательная редакция утверждена вечем в 1467 году
[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Псковская_судная_грамота]2.[/url] [url=http://музейреформ.рф/node/13623]3.[/url]
5. 10.
Это подтверждается ссылками на "пять соборов", построенных к 1460-м годам 5. 10.

2. Присоединение Пскова к Москве:
• Псков утратил независимость 13 января 1510 года, когда по приказу Василия III был снят вечевой колокол — символ республиканского самоуправления 7.
• К этому моменту грамота уже около 40 лет действовала как основной правовой документ Псковской земли.
3. Судьба грамоты после 1510 года:
• Несмотря на ликвидацию псковской автономии, нормы грамоты не были отменены . Они частично вошли в общерусское законодательство:
o Отдельные статьи использовались в Судебнике 1497 года (при Иване III, отце Василия III) 8. 11. .
o Земская реформа Ивана Грозного (1550-е годы) заимствовала элементы псковского самоуправления 7. .
• В московский период грамота применялась локально как источник обычного права, но постепенно замещалась централизованными законами 6. 8. .
4. Почему возникла путаница?
• Хронологические разночтения:
В преамбуле грамоты указан 1397 год (лето 6905), но упоминание "пяти соборов" (построенных к 1460-м годам) свидетельствует о поздних редакциях 5. 10. . Некоторые историки считают дату 1397 года ошибкой переписчика, предлагая читать 6975 (1467 год) 5. .
Политический подтекст: Василий III, присоединяя Псков, сохранил часть местных законов для легитимации власти. Это создало иллюзию "московского" происхождения грамоты 7. 8. .

_________________

Заключение:
Псковская судная грамота — продукт вечевой республиканской эпохи (XIV–XV вв.), а не Московского княжества. Её создание завершилось за 43 года до присоединения Пскова к Москве, хотя отдельные нормы были адаптированы московскими властями позднее [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Псковская_судная_грамота]2.[/url] 6. 10. .
Историческое значение документа — в синтезе княжеского законодательства, вечевых постановлений и Русской Правды, что отражает уникальный опыт правового развития Северо-Западной Руси 6.



«DeepSeek-R1»



Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11739
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 24.07.2025 17:08  |  #153244
Ответить с цитатой

Начало текущего поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик».
Начало первого поста серии: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».



Разумеется, падение Псковской республики – трагедия, Василий III – сволочь, но какое отношение эта трагедия и эта сволочь имеют к истории нашей отрасли?

Так самое прямое, по тому, что – “гости” и “Гости”.

Непонятно? Поясняю.

Термин "гость" в XV веке на Руси имел два основных значения, и их нужно строго различать по контексту.

Произведем это уточнение на примере Псковской судной грамоты (ПСГ) и реалий XV века:


Цитата:

_________________

1. "Гость" в Псковской судной грамоте (ст. 14–19, 38 и др.):
Значение: Иностранный купец (немец, швед, ливонец и т.д.)

В Новгороде и Пскове — городах с активной международной торговлей — термин "гость" традиционно означал именно зарубежного торговца:
В ст. 38 ПСГ прямо говорится: "А которою гость на конех приедеть из-за рубежа..." (иностранец, въехавший с товаром).
Ст. 14–19 устанавливают правила для "гостя" и "псковитина" (т.е. противопоставляют иноземца и местного купца).
Источник: Л.В. Черепнин, В.Л. Янин. Новгородские берестяные грамоты и акты Пскова.
Вывод: В западных русских землях (Новгород, Псков) "гость" = иностранный купец.

_________________

2. "Гость" в Московском государстве (XV–XVI вв.):
Значение: Привилегированный русский купец высшего ранга

В Москве к XV веку сформировалась сословная иерархия:
Гости — элита, приближенная к великому князю. Они вели международную торговлю, собирали налоги, служили финансистами казны (например, род Строгановых).
Гостиная сотня — купцы среднего статуса.
Суконная сотня — мелкие торговцы.
Источник: Н.П. Павлов-Сильванский. Государевы служилые люди.

В Москве иностранцы НЕ назывались "гостями"[/b]. Для них были термины:
"Немец" — любой западноевропейский купец (от слова "немой", т.е. не говорящий по-русски).
"Бесермен" — восточный торговец (из Орды, Персии).

_________________

3. Были ли исключения?
• "Немецкие гости"
— так в Новгороде называли членов Ганзейского союза, живших в Немецком дворе на Ярославовом дворище. Но это региональная специфика!
• В Москве иноземец мог получить статус "гостя" только по личной грамоте государя (например, за крупный кредит казне). Такие случаи были единичны (архив Посольского приказа, дела о "пожалованных гостях").

_________________

Итоговая таблица:




«DeepSeek-R1»



Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…


Последний раз редактировалось: Dimitriy (24.07.2025 17:34), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11739
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 24.07.2025 17:13  |  #153245
Ответить с цитатой

Начало текущего поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик».
Начало первого поста серии: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».



Почему в Псковской грамоте используется "гость" в значении иностранец ?

Псков унаследовал новгородскую традицию терминологии , где слово "гость" (от праслав. gostь ) изначально означало "чужеземец, торговец из другой земли" . Даже в «Повести временных лет» (XII в.) "гость" — купец, прибывший "из грек" или "из варяг" .

То есть, после присоединения Новгорода (1478 г.) и Пскова (1510 г.) к Московскому государству произошла системная трансформация терминологии и статуса иностранных купцов:


Цитата:
Исчезновение термина "гость" для иностранцев:
В новгородско-псковской традиции "гость" = иностранец.
В московской традиции "гость" = высший разряд русского привилегированного купечества.
Итог: Употребление слова "гость" по отношению к иностранным купцам в официальных документах и практике прекратилось. Оно стало эксклюзивным для русской купеческой элиты.

2. Новые официальные термины для иностранцев:
"Немецкие купцы" / "Немцы":
Так стали официально называть всех западноевропейских торговцев (не только немцев, но и англичан, голландцев, шведов и т.д.). Это слово утратило узкоэтническое значение, став сословно-профессиональным обозначением.
"Бесермены" / "Бусурманы": Термин для купцов с Востока (из бывшей Орды, Персии, Османской империи, Средней Азии).
Универсальные термины: "Иноземные купцы", "торговые иноземцы", "заморские гости" (в бытовой речи или литературе, но не в официальном статусе!).

3. Административные изменения:
Ликвидация вольностей:
Немецкий двор в Новгороде (центр Ганзейской торговли) был закрыт Иваном III в 1494 г. после конфликта. Хотя торговля позже возобновлялась, прежних привилегий и самоуправления у иностранцев уже не было.
Централизация контроля: Все иноземные купцы обязаны были:
Регистрироваться в Посольском приказе или Приказе Большой казны в Москве.
Платить специальные пошлины (обычно выше, чем для русских купцов).
Торговать только в определенных местах:
Архангельск (главные морские ворота с 1584 г.).
Пограничные пункты (Псков, Смоленск, позже Астрахань).
Немецкая слобода в Москве (Кукуй) – основана в середине XVI в., но особый статус получила после 1652 г., став единственным местом постоянного проживания и оптовой торговли западных купцов в столице.
Запрет на розничную торговлю: Иноземцам часто запрещалось торговать в розницу и напрямую с населением. Розницу должны были вести русские купцы, перекупавшие товар у "немцев".
4. Юридическое закрепление (примеры):
Судебник 1550 г. (Иван IV):
Статья 94 прямо разделяет: "гости" (русские) и "торговые немцы" (иноземцы). Упоминает особые правила для "иноземцев, которые торгуют в Московском государстве".
Новоторговый устав 1667 г. (при Алексее Михайловиче): Детально регламентирует права и ограничения "торговых иноземцев" и "московских гостей", подчеркивая их разный статус. Вводит протекционистские меры в пользу русских купцов.


«DeepSeek-R1»


Подведем итог.
С ликвидацией новгородско-псковской автономии и интеграцией их земель в централизованное Московское государство:

1. Термин "гость" был монополизирован для обозначения русской купеческой верхушки.
2. Бывшие "гости"-иностранцы официально стали "немецкими купцами" (для Запада) или "бесерменами" (для Востока), а в документах – "иноземными/торговыми иноземцами".
3. Их правовой и экономический статус стал строже регламентирован и ограничен в пользу московской казны и русских купцов ("гостей" и "торговых людей").

Это был важный шаг в создании национальной экономической системы с протекционистскими элементами и четкой сословной иерархией, где высший купеческий статус ( "гость" ) стал прерогативой только подданных русского государя.



Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…


Последний раз редактировалось: Dimitriy (24.07.2025 17:35), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11739
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 24.07.2025 17:18  |  #153246
Ответить с цитатой

Начало текущего поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик».
Начало первого поста серии: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».



Определились с законами, посмотрим на критерии выбора мест для постоянного торга (ежедневная/еженедельная торговля в городах) и ярмарок (крупные сезонные торжища) на Руси в X-XVII вв. определялся комплексом факторов, и ключевую роль играли власть и практическая целесообразность.

Основные определяющие стороны и принципы:

1. Княжеская Власть (X - нач. XVI вв.):
Главный распорядитель:[/b] Князь был верховным собственником земли и главным гарантом порядка. Он санкционировал создание торга в городе или ярмарки в своих владениях.
Выбор места в городе: Торг почти всегда располагался в детинце (кремле) или, чаще, сразу за его стенами, на посаде, в специально отведенном месте – Торгу или Торговище. Князь (через своих представителей - посадников, тысяцких) определял и утверждал это место, исходя из:
Безопасности: Близость к крепостным стенам для защиты.
Доступности: Центральное расположение, близость к реке или сухопутным дорогам.
Инфраструктуры: Наличие пристаней, мостов, пространства для лавок и амбаров.
Ярмарки: Князь давал разрешение ("жалованная грамота") на проведение ярмарки, часто приурочивая ее к церковным праздникам или дням памяти святых (у монастырей). Место выбиралось с учетом удобства подъезда (перекрестки дорог, крупные села у рек, монастыри).
Сбор пошлин: Учреждение торга/ярмарки было прежде всего фискальным мероприятием. Князь обеспечивал порядок ("государево слово и дело") и собирал многочисленные пошлины (мыт, тамга, осмничее, весчее и т.д.). Пример: "Русская Правда" (XI-XII вв.) уже регулировала торговлю и сборы.

2. Вече (в вечевых городах, особенно Новгород и Псков, XII-XV вв.):
Коллективное решение:
В республиках высшая власть принадлежала вечу – собранию свободных горожан. Оно утверждало место торга, правила торговли, размеры пошлин, избирало должностных лиц, отвечавших за порядок на Торгу (например, новгородского тысяцкого).
Защита интересов: Вече следило, чтобы торг был удобен для горожан и купцов, защищало их интересы от произвола княжеских наместников (хотя князь тоже участвовал в сборах).

3. Монастыри (особенно для ярмарок, XIII-XVII вв.):
Инициаторы и организаторы:
Крупные, богатые монастыри, находившиеся на пересечении путей, часто становились учредителями и хозяевами знаменитых ярмарок. Ярмарка приурочивалась к престольному празднику монастыря.
Место: Территория вокруг монастыря или специально отведенная площадка рядом. Монастырь обеспечивал безопасность (духовный авторитет и часто свои укрепления), инфраструктуру, собирал пошлины (часто делясь с княжеской/царской казной). Примеры: Макарьевская (у Желтоводского Макариева монастыря), Ирбитская (у монастыря), Тихвинская.

4. Земское (Общинное) Самоуправление (особенно в сельской местности и для мелких торжков):
• Местная инициатива:
Жители волости или села могли инициировать устройство небольшого торжка (местный базар) в удобном для них месте (центр села, перекресток).
Согласование: Это требовало согласия вотчинника (боярина, монастыря) или княжеского наместника/волостеля, который санкционировал торг и назначал сборщиков пошлин.

5. Централизованная Государственная Власть (Московское царство, XVI-XVII вв.):
• Царские Указы:
Царь (через соответствующие приказы, прежде всего Большую Казну) окончательно утверждал учреждение новых крупных ярмарок и основные правила их проведения. Это стало особенно важно после Смуты для пополнения казны.
Губные и Земские Старосты: На местах контроль за порядком на торгах и ярмарках, сбор пошлин осуществляли представители царской администрации (воеводы) и выборные земские власти (старосты, целовальники), действовавшие по царским наказам и законам (Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г.).
Регламентация: Соборное Уложение 1649 г. детально регламентировало торговлю, взимание пошлин и борьбу с беспошлинной торговлей ("татьба").

Ключевые факторы выбора места (независимо от того, кто санкционировал):
1. Транспортная доступность:
Реки (Волга, Двина, Днепр, Ока и др.) - главные артерии. Перекрестки сухопутных дорог. Наличие пристаней.
2. Безопасность: Под защитой крепостных стен (городской торг), монастыря, вблизи административного центра (воеводская изба).
3. Населенность/Потенциальные покупатели: Близость крупного города, села, центра ремесла или сельскохозяйственного района.
4. Традиция: Устоявшееся место, куда купцы и покупатели привыкли приезжать из года в год.

Итог:
• В городах:
Место постоянного торга определялось изначально князем при основании/развитии города, с учетом безопасности и логистики. В вечевых республиках – окончательно утверждалось вечем. В Московский период – контролировалось царской администрацией.
Для ярмарок: Инициатива могла исходить от князя/царя, монастыря или местной общины. Но санкция верховной власти (князя, позже царя) была обязательна через выдачу жалованной грамоты. Место выбиралось с практической точки зрения (транспорт, безопасность, традиция) и утверждалось этой же властью. Монастыри были очень активными организаторами ярмарок.



Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…


Последний раз редактировалось: Dimitriy (24.07.2025 17:36), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11739
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 24.07.2025 17:23  |  #153247
Ответить с цитатой

Начало текущего поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик».
Начало первого поста серии: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».



Разберем участников торговли по форматам и типу операций (розница/опт) системно:

I. Городской Торг (Ежедневный/Еженедельный Рынок):
Основная функция:
Обслуживание местных потребностей города и ближайшей округи (розница + мелкий опт).

Кто торговал:

1. Розничные Продавцы (Преобладали):
Ремесленники:
Продавали собственные изделия прямо в лавках/мастерских (в своем "ряду" – гончарном, кожевенном, кузнечном и т.д.).
Сельские жители (Смерды, позже крестьяне): Привозили излишки продукции со своего хозяйства: овощи, фрукты, яйца, мясо, птицу, сено, дрова. Торговали с возов или временных прилавков ("с земли").
Мелкие перекупщики ("Барышники", "Прасолы"): Скупали товары у производителей (крестьян, мелких ремесленников) и перепродавали в розницу на торгу.
Холопы/Дворовые люди: По поручению господ (бояр, монастырей) продавали излишки продукции вотчин.
Специализированные розничные торговцы: Мясники, рыбники, калачники – часто покупали оптом и делили на мелкие партии для розницы.

2. Оптовые Продавцы (Значительно меньше, чем на ярмарках):
Купцы (Гости, гостиная/суконная сотни):
Продавали дорогие привозные товары (вина, специи, дорогие ткани, металлы) мелкими оптовыми партиями местным розничным торговцам или богатым горожанам прямо из своих амбаров при торге. Реже – принимали крупный опт на продажу.
Крупные вотчинники (Бояре, Монастыри): Через приказчиков могли продавать крупные партии однородного товара (зерно, мед, воск, кожи, лен) местным перекупщикам или пекарям, свечникам и т.д.
"Оптовики" местного масштаба: Купцы, специализировавшиеся на доставке соли, рыбы из определенных регионов в данный город для дальнейшей перепродажи мелкими партиями.

Кто покупал на Торгу:
• Розница:
Горожане (ремесленники, служилые люди, духовенство, прислуга), жители окрестных сел.
Мелкий опт: Местные розничные торговцы, владельцы харчевен, пекарен, мастерских.

_________________

II. Ярмарка (Крупное Сезонное Торжище):
Основная функция: Оптовая
торговля между разными регионами и странами + крупная розница для приезжего населения.

Кто торговал:
1. Оптовые Продавцы (Доминировали):
Купцы (Русские и Иностранные):
Главные действующие лица. Торговали крупными партиями товаров:
Русские купцы: Пушнина, мед, воск, лен, пенька, сало, кожи, деготь, зерно (из плодородных регионов), изделия русских ремесленников (холсты, грубое сукно, изделия из дерева/металла).
Иностранные купцы (Восточные, Западные): Дорогие ткани (шелк, парча, сукно), пряности, вина, краски, благородные металлы, оружие, предметы роскоши (ювелирные изделия, зеркала).
Крупные Производители/Вотчинники: Продавали массовые товары большими объемами напрямую купцам-оптовикам:
Монастыри: Продавали излишки продукции огромных монастырских хозяйств (зерно, мед, воск, рыба, соль, изделия монастырских ремесленников).
Князья/Цари (Через казну): Продавали монопольные товары (сибирская пушнина – "мягкая рухлядь", поташ, смола).
Крупные светские вотчинники: Зерно, лен, конопля, кожи, сало из своих имений.
Скупщики ("Прасолы"): Специализировались на сборе мелких партий однородного товара (например, пеньки или льна) по деревням в течение года и свозили его на ярмарку для оптовой продажи крупным купцам или на экспорт.

2. Розничные Продавцы (Значительная доля, но подчинена потоку опта):
Ремесленники и Мелкие торговцы из других городов:
Везут свои уникальные или дефицитные изделия (качественное оружие, иконы, книги, ювелирные изделия, качественная обувь/одежда) для продажи в розницу богатым покупателям (дворянам, купцам, духовенству) и мелким оптом местным торговцам.
Местные ремесленники и крестьяне: Пользуются наплывом людей, продают продовольствие, фураж, простые изделия приезжим и участникам ярмарки в розницу (харчевники, торговцы с лотков).
Иностранные розничные торговцы: Продают экзотические товары (диковинки, дорогие специи, книги) в розницу знати и богатым купцам.

Кто покупал на Ярмарке:
• Опт:
Купцы (русские и иностранные), крупные вотчины (монастыри, бояре – для снабжения хозяйств), казна (для гос. нужд и экспорта).
Крупная розница: Дворяне, богатые горожане, духовенство (дорогие привозные товары, предметы роскоши).
Розница: Приезжие крестьяне, служилые люди, участники ярмарки (еда, фураж, простые изделия).

_________________

Ключевые различия:
• На Торгу:
Розничная торговля местными товарами для местных нужд (доминируют ремесленники и крестьяне-производители).
На Ярмарке: Оптовая торговля межрегиональными/международными товарами (доминируют русские и иностранные купцы, крупные производители), дополненная крупной розницей для приезжих.



Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…


Последний раз редактировалось: Dimitriy (24.07.2025 17:37), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11739
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 24.07.2025 17:26  |  #153248
Ответить с цитатой

Начало текущего поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик».
Начало первого поста серии: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».



Для торга и для ярмарки:

• Где хранили товар?
• Как и кем подвозился товар?
• Как и кем товар доставлялся покупателю?

Разберем логистику по этапам и форматам, подчеркивая различия:


I. Городской Торг (Постоянный рынок):

1. Хранение товара:
Лавки/Амбары купцов и ремесленников:
Основное место. Купцы и богатые ремесленники имели собственные каменные или деревянные лавки с подклетами (погребами) и амбарами прямо на Торгу или рядом, в своем "ряду". Там хранился постоянный запас.
Гостиные дворы (с XV-XVI вв., особенно в крупных городах): Специальные комплексы с лавками, складами, жилыми помещениями. Иногородние и иностранные купцы арендовали здесь место для хранения и торговли. Имели укрепленные ворота и охрану.
Дома производителей: Мелкие ремесленники и крестьяне часто хранили товар дома, привозя на торг небольшими партиями по мере необходимости.
Княжеские/Царские/Монастырские склады: Для товаров, принадлежащих казне или крупным вотчинникам.

2. Подвоз товара:
[b]Водный путь
(основной для тяжелых/объемных грузов): Летом – речные суда (ладьи, струги, насады, позже расшивы). Купцы и крестьяне везли товар из ближней и дальней округи. Бурлаки, гребцы.
Сухопутный путь: Зимой – санные обозы, летом – телеги. Использовались лошади (основная тягловая сила), волы. Подвоз осуществляли:
Сами производители/владельцы: Крестьяне, мелкие ремесленники.
Наемные извозчики ("ямщики", "обозники"): Для купцов и вотчинников.
Холопы/Дворовые люди: По поручению господ.
Локально: Товар могли просто нести (крестьяне с корзинами).

3. Доставка покупателю:
Розница:
Покупатель (горожанин, крестьянин) забирал товар сразу с прилавка/из лавки/с воза – самостоятельно (в руках, корзине, мешке). Мелкие покупки.
Мелкий опт: Покупатель (местный торговец, харчевник) мог забрать сам или договориться о доставке силами продавца/наемного носильщика ("носильщика", "подносчика") на небольшие расстояния (в пределах посада).
Опт (редкий на торгу): Покупатель (купец, приказчик вотчинника) организовывал вывоз самостоятельно со склада продавца на свой склад/подворье, используя своих людей и транспорт или нанимая извозчика.

_________________

II. Ярмарка (Временное торжище):

1. Хранение товара:
Временные склады/амбары:
Организовывались устроителями ярмарки (монастырь, казна) или местными жителями вокруг ярмарочной площади. Сдавались в аренду.
Гостиные дворы (если ярмарка в городе): Главное место хранения оптовых партий иногородних купцов.
Купеческие обозы/судa: Сами обозы (телеги, сани) и суда часто служили первичным складом, особенно в начале ярмарки или для товара, ожидающего погрузки. Охранялись своими людьми.
Шатры/Павильоны купцов: Богатые купцы (особенно иностранные) ставили собственные укрепленные шатры с отсеками для хранения.
Монастырские/Царские склады: Для товаров казны или монастыря-устроителя.
Под открытым небом (под охраной): Крупногабаритные или неценные товары (сено, дрова, бревна).

2. [Подвоз товара:
Дальний подвоз (основной объем):

Водный путь : Караваны речных судов (до сотен единиц). Требовал согласования сроков (после ледохода, до заморозков). Бурлаки, лоцманы, сплавщики. Огромные риски (штормы, мели, разбой).
Сухопутный путь: Крупные обозы (десятки-сотни саней/телег). Зимний путь ("зимник") часто предпочтительнее из-за твердого снега и льда. Ямщики, обозники, охрана. Очень медленно, дорого, рискованно.
Кто организовывал:
Купцы:
На свои средства или в складчину ("артелью") нанимали транспорт и охрану.
Крупные вотчинники/Монастыри: Свои люди и транспорт + наемные.
Казенные транспорты: Для особо ценных или стратегических товаров (пушнина, поташ).
Локальный подвоз: Как на городском торгу (крестьяне на возах, телегах).

3. Доставка покупателю:
Опт (основная сделка):

Товар часто не покидал места хранения (склада, судна, обоза) продавца. После заключения сделки покупатель (другой купец) сам организовывал вывоз/перегрузку на свои суда/обозы/склады силами своих работников или наемных грузчиков ("крючников") и извозчиков.
Крючники: Ключевая фигура на ярмарке! Нанимались на месте для погрузки/разгрузки/перемещения товара между складами, судами, обозами. Работали артелями.
Крупная розница (дорогие товары): Покупатель (дворянин, богатый купец) забирал сам или товар доставлялся его слугами на подворье.
Розница (еда, мелочи): Как на городском торгу – покупатель забирал сам.



Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…


Последний раз редактировалось: Dimitriy (24.07.2025 17:39), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW
 
Показать сообщения:    Страница 31 из 35
На страницу: Пред.  1, 2, 3 ... 30, 31, 32, 33, 34, 35  След.
Список форумов -> Теория Рекламы Предыдущая тема :: Следующая тема
Уровень доступа: Вы не можете начинать темы, Вы не можете отвечать на сообщения, Вы не можете редактировать свои сообщения, Вы не можете удалять свои сообщения, Вы не можете голосовать в опросах

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

на правах рекламы

09.12.2025 - 08:13
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация