Интервью

Внимание - первому

Внимание - первому

"Внимание к тому, кто первый, кто второй,- несколько надуманное". Гендиректор "Вымпелкома" Елена Шматова - о конкуренции за абонентов и частотах LTE.

Год назад "Вымпелком" стал частью международной Vimpelcom Ltd, созданной в результате объединения активов ее основных акционеров - "Альфа-групп" и Telenor, а также Wind Telecom египетского миллиардера Нагиба Савириса. О том, что изменилось для "Вымпелкома", как оператор планирует отвоевывать у "МегаФона" второе место по количеству абонентов и выручке от мобильных услуг, в интервью "Ъ" рассказала гендиректор "Вымпелкома" ЕЛЕНА ШМАТОВА.

Что изменилось после сделки по объединению Vimpelcom Ltd и Wind Telecom Нагиба Савириса? Как это отразилось непосредственно на "Вымпелкоме"? 

Идеология нашей штаб-квартиры состояла в том, что все бизнес-единицы продолжают вести, что называется, business as usual и фокусироваться на решении своих операционных задач. С точки зрения общей картины, конечно, сейчас мы ожидаем получения определенного синергетического эффекта от объединения. Мы уже видим в переговорах с поставщиками явные позитивные сдвиги: они ведутся с учетом интересов всех стран, и это уже дает вполне определенный финансовый эффект. Уверена, позитивный эффект от масштабов закупок и выравнивания цен по всем бизнес-единицам будет еще более значителен в следующем году. 

Что изменилось для "Вымпелкома" после смены менеджмента штаб-квартиры (в июле вместо Александра Изосимова главой Vimpelcom был назначен Джо Лундер, бывший председатель совета директоров компании)? 

Сейчас, наверное, рано говорить о том, что изменилось. Пока штаб-квартира продолжает формирование своей команды. Если говорить о перспективном видении на уровне группы, то на эту тему, наверное, лучше говорить непосредственно с Джо Лундером. Тем не менее очевидно, что российская менеджерская команда не может не радоваться тому факту, что головную компанию возглавил именно Джо Лундер, который на собственном опыте знает все особенности российского рынка и ведения бизнеса здесь. 

6 сентября наблюдательный совет Vimpelcom утвердил новую стратегию. Какие задачи поставлены перед российской бизнес-единицей? 

Стратегия, особенно в столь динамичной отрасли, всегда должна подвергаться определенной корректировке ввиду изменения рыночной ситуации, появления новых трендов - как на глобальном уровне, так и в отдельно взятой стране. Это не застывший механизм. Общее направление, которое мы определили для себя год назад, остается прежним: мы ставили перед собой задачу по восстановлению рыночных позиций в мобильном сегменте и соответственно по увеличению темпов роста выручки. Мы определили для себя четыре ключевых стратегических направления, по которым активно работали: развитие сетей; широкая представленность и доступность наших услуг на рынке и работа с дилерами; хорошие ценовые предложения; а также развитие программ лояльности, что все вместе должно сказаться на развитии нашего бренда. 

Можете подвести промежуточные итоги? 

Мы более активно строим сети, это можно увидеть по увеличению капитальных вложений. Если сравнить показатели по инвестициям во втором квартале этого года и за тот же период год назад, то мы увидим рост более чем в полтора раза. Но это не только вопрос увеличения объема, но и повышения качества работ и лучшей управляемости процессом. Раньше львиная доля капитальных затрат у нас приходилась на второе полугодие, теперь мы пытаемся сделать этот процесс равномерным. Доказательством того, что эта задача успешно решается, может служить более чем 80-процентный рост затрат в первом полугодии текущего года по сравнению с цифрами 2010 года. Наша цель здесь как можно скорее улучшить качество работы сети, что, надеюсь, оценят и наши абоненты. 

Начиная с декабря прошлого года мы видим последовательное увеличение активной абонентской базы (по данным ACM-Consulting, "Вымпелком" был лидером по количеству новых подключений в январе, марте, апреле, мае, июне и августе этого года.- "Ъ"), это тоже эффект того, что мы начали делать в прошлом году. Рост базы со временем конвертируется в рост доходов. Например, во втором квартале темпы роста выручки год к году увеличились как в целом, так и по отдельным сегментам по сравнению с показателями роста в первом квартале (по каждому из показателей рост - от 0,5 до 1 процентного пункта). 

Но пока конкуренты все же обгоняют "Вымпелком". По результатам второго квартала выручка МТС в России выросла на 9%, "МегаФона" - на 12%, а у "Вымпелкома" - на 6%. То же с мобильным бизнесом: рост - 5% вместо 10% - у МТС и 8,5% - у "МегаФона"... 
Это правда, но, как я уже говорила, рост абонентской базы не приводит к немедленному росту выручки, тем более что на определенном этапе для укрепления лояльности абонентов стоит иногда пожертвовать ростом выручки в краткосрочной перспективе, чтобы добиться долгосрочных отношений с нашими абонентами и получить устойчивый и финансово эффективный бизнес. Да и строительство сети - процесс не мгновенный, а, учитывая, что в 2009-2010 годах мы несколько отставали от конкурентов по темпам стройки, нужно время, чтобы сократить это отставание. 

Не секрет, что, в отличие от МТС и "Вымпелкома", "МегаФон" не сокращал капитальные затраты во время кризиса и сейчас компания является лидером "большой тройки" по количеству базовых станций 3G. Как быстро вы рассчитываете сократить разрыв от конкурента по доходам от передачи данных? 

Во-первых, разница в абсолютных цифрах сейчас не драматическая. Во-вторых, мы находимся сейчас на такой ранней стадии развития рынка мобильной передачи данных, что сегодняшний отрыв, на мой взгляд, не может являться определяющим в долгосрочной перспективе. 

И вообще, я думаю, что повышенное внимание к тому, кто первый, кто второй,- несколько надуманное. Особенно, если говорить только о размере абонентской базы или о выручке от услуг мобильной связи. Надо смотреть скорее на те показатели, которые говорят об эффективности и здоровье бизнеса в целом: на прибыльность, генерированный денежный поток, возврат на инвестиции. И именно генерация денежного потока и устойчивый прибыльный рост, в том числе за счет реализации программы повышения операционной эффективности, легли в основу скорректированной стратегии для российской бизнес-единицы и всей группы компаний, входящих в Vimpelcom Ltd. Поэтому мы, конечно, будем защищать свои позиции на рынке, но сбалансированно, имея в виду финансовые показатели и долгосрочную перспективу. 

Стоит ли в принципе задача вернуть второе место? 

Задача, как я уже сказала, формулируется в иной терминологии. Понятно, что все промежуточные шаги: абонентская база, доход, прибыль - звенья одной цепи, но важен окончательный результат: полученные денежные средства и возврат на вложенные ресурсы. 

8 сентября Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) утвердила принципы распределения частот под LTE. В частности, в первом квартале следующего года будут объявлены конкурсы на четыре комплекта таких частот. Вы будете участвовать? 

Конечно. Все понимают, и мы об этом неоднократно говорили, что LTE - это естественный шаг дальнейшего развития GSM- и 3G-операторов. Надеемся, что условия будущих конкурсов будут открытыми, прозрачными и справедливыми. 

Согласно решению ГКРЧ, ваши основные конкуренты - МТС и "МегаФон" - уже получили частоты для строительства LTE в Москве. Насколько серьезное преимущество это им дает? Вы будете пытаться как-то оспаривать это решение? 

Если речь идет о режиме TDD, в котором наши партнеры получат по 25 МГц в обмен на освобождаемые ими частоты в диапазоне 2,5-2,7 МГц, то мы здесь не видим сегодня серьезных конкурентных преимуществ. Этот диапазон еще более высокий, чем тот, который сейчас используется в России под 3G, поэтому с точки зрения экономики, по крайней мере в ближайшем будущем, этот бизнес-кейс не выглядит очень привлекательно. 

При этом МТС рассчитывает получить компенсацию как минимум 1,5 млрд руб. от будущих победителей конкурсов за свой проект мобильного Wimax, у которого собираются забрать частоты. В случае победы в конкурсе вы готовы платить? 

Мне кажется, что рассуждать сейчас на тему возможной компенсации за что-либо с позиций победителей конкурса, условия которого еще не объявлены,- как минимум преждевременно. Слишком много неизвестных переменных. Давайте дождемся конкурса. 

Говорят, обсуждается вариант кооперации операторов при строительстве сетей LTE. Насколько это может снизить затраты? 

Это один из трендов, который позволяет улучшить эффективность всех операторов. Объединяя усилия, мы можем строить быстрее и эффективнее, существенно снижать издержки, при этом расширяя географию и повышая качество предоставляемых услуг. Мы рассматриваем такие партнерства как одну из мер в нашей программе по повышению эффективности нашей работы. Поэтому совершенно логично, что мы приветствуем кооперацию - как при строительстве новых сетей, так и при оптимизации уже существующих. 

В любом случае речь идет о достаточно больших затратах. Обсуждался ли вопрос инвестиций "Вымпелкома" в сети 4G в штаб-квартире? Будет ли головная компания вкладывать средства, учитывая, что сделка по покупке активов Нагиба Савириса серьезно увеличила долговую нагрузку Vimpelcom? 

Для любого обсуждения нужны конкретные цифры. Когда мы поймем, что можем получить и сколько это будет стоить, мы вынесем это на обсуждение штаб-квартиры. Но я думаю, что для операторов "большой тройки" это не изменит драматически размер капитальных вложений, потому что каждый год мы и так вкладываем достаточно большие средства в развитие сети. Мне это напоминает дискуссию по поводу строительства 3G. 

Как и в этом случае, для нас (в случае получения этой лицензии) развертывание сети LTE будет вестись не по законам greenfield. При развертывании сетей оборудование LTE будет дополнять оборудование 2G/3G. А в каких-то случаях мы сможем переиспользовать существующую инфраструктуру сети (например, оборудование опорной и транспортной сетей, а также площадки базовых станций). 

Региональные операторы много критикуют консорциум 4G ("большая тройка" и "Ростелеком") за то, что он написал исследование перспектив использования LTE в России практически под себя - в частности за предложение отказаться от ресурса, использующегося сейчас в связи 2G/3G. Что вы думаете по этому поводу? 

Федеральный игрок отличается от регионального способностью быстро развернуть сеть по всей стране и начать предоставление новых услуг. Существуют разные взгляды на возможности использования существующих диапазонов 2G и 3G для внедрения LTE, разные мнения. Эти вопросы, безусловно, надо исследовать. Но, на наш взгляд, в первую очередь необходимо решить проблемы с новыми диапазонами, которые требуют конверсии (800/2600 МГц). В целом мы считаем исследование консорциума достаточно взвешенным. 

Помимо конкурсов "Вымпелком" претендует на получение ресурса для LTE через соглашение со "Скартелом". К 1 июня компания вместе с "Ростелекомом", "МегаФоном" и МТС должны были подписать опцион на покупку по 20% "Скартела", но этого не произошло. Более того, недавно МТС объявила завышенной оценку оператора (называлась цифра $1 млрд) и пригрозила, что может выйти из переговоров. Вы сейчас заинтересованы в этой сделке? 

Сделка достаточно сложная. Такое партнерство обсуждается впервые, требуется достаточно много времени. Каждый должен будет сам для себя решить, участвовать ему или нет. Некоторые наши партнеры по рынку высказались, причем заняли диаметрально противоположные позиции. Мы не готовы к публичному обсуждению этой темы. 

Вы продолжаете переговоры с Apple по поставкам в Россию iPad?

Мы хотели бы их продавать. Но мы видим, что у Apple разная политика в отношении iPhone и iPad, последние сейчас продаются в основном через розницу, а не через операторов. 

Правда ли, что iPhone 4 продавался гораздо лучше, чем предыдущие модели? 

По нашей статистике продажи по сравнению с предыдущей моделью - iPhone 3GS - были лучше примерно на 15%. 

Возможно ли, что следующая модель смартфона iPhone 4S появится в России одновременно с ее выходом на американский и европейский рынки? 

Думаю, такое вряд ли возможно. Будет некоторое отставание, но не очень большое. 

Осенью у вас подходит срок реализации опциона на увеличение доли в "Евросети" на 25% (сейчас у оператора - 49,9% "Евросети"). Планируете его использовать? 

Мы сейчас рассматриваем этот вопрос. Иметь опцион - это всегда достаточно полезно. Рынок может меняться, зачем ограничивать себе дальнейшие возможности? Сейчас мы анализируем, как развивается рынок, как продвинулись наши уважаемые конкуренты в развитии своих монобрендовых сетей, но окончательное решение еще не принято. 

Если вы реализуете опцион, вопрос об IPO "Евросети" будет снят?

Сейчас трудно дискутировать на эту тему: решение об IPO - это не только вопрос взаимодействия существующих акционеров, но и учет фактора рынка: насколько он будет вообще восприимчив к публичным предложениям ритейл-компаний. Сейчас сложно прогнозировать дальнейшие шаги. 

Вы возглавляете "Вымпелком" чуть больше года. Что за это время вы назвали бы своим главным успехом, что - ошибкой? 

Наверное, главный успех - это то, что мы видим положительные тренды в развитии компании. То есть направление было выбрано верно. А ошибка - наверное, в расчете скорости. Все надо было делать чуть-чуть быстрее.

КоммерсантЪ
Advertology.Ru

14.10.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 10:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация