Статьи

Необычный голубой экран

Необычный голубой экран

Платное ТВ в России уже давно не экзотика: в прошлом году, по данным iKS-Consulting, на эти услуги было подписано 11,5 млн клиентов. С ростом конкуренции между операторами для абонента все большее значение имеет набор дополнительных услуг.

В середине 1990-х гг. у москвича, желавшего подключиться к платному ТВ, был небогатый выбор: либо спутниковая тарелка «НТВ-плюс» с несколькими эксклюзивными телеканалами на русском языке, либо комнатная MMDS-антенна от «Космос-ТВ» с несколькими десятками каналов на иностранных языках.

С тех пор ситуация изменилась: на столичном рынке появилось множество новых участников. Операторы кабельного телевидения «Акадо столица» и «Национальные кабельные сети» (НКС, бренд Onlime) предлагают, помимо собственно ТВ, услуги интернета и телефонии. Интернет-провайдеры - работающая под брендом «Стрим» компания «Комстар - объединенные телесистемы», принадлежащая с 2008 г. «Вымпелкому» «Корбина телеком» и «Центральный телеграф» (бренд Qwerty), наоборот, предлагают телевидение в дополнение к интернету. Между операторами есть и различия по контенту. Например, сильная сторона «НТВ-плюс» - большое количество фильмовых и спортивных каналов собственного производства, у «Космос-ТВ» расширенный пакет зарубежных каналов (включая каналы Индии, Кореи, Японии и др.), у «Стрима» за дополнительную плату можно подключиться к телеканалам стран СНГ. Кроме того, у операторов разные наборы телеканалов высокой четкости (HDTV).

Но в целом различия по контенту не разительны: списки каналов, предлагаемых разными операторами, более или менее идентичны. Зато по мере развития технологий доступа все заметнее становятся различия в другой сфере - дополнительных телевизионных услуг.

Каждому по каналу

Одна из услуг, потребность в которой возникает при наличии в доме многоканального телевидения, - это запрет просмотра каналов «для взрослых», фильмов ужасов и т. п. для детей. Здесь различий между операторами нет: все современные декодеры можно запрограммировать таким образом, чтобы они блокировали просмотр отдельных программ или целых телеканалов, помеченных в специальной системе рейтингов Американской киноассоциации ограничением для лиц до 18 лет. Для каналов, не включенных в такую систему рейтинга (как многие российские эфирные каналы), ограничения можно установить самостоятельно. Стоит лишь помнить, что код, разрешающий просмотр, изначально очень прост (что-то вроде 1111) и указан в инструкции, поэтому его лучше изменить.

Даже при наличии 5-10 каналов между членами семьи нередки разногласия о том, какую программу включить. А если оператор предлагает 50-100 каналов? Возможный вариант - подключить к декодеру еще несколько телевизоров. Технически подключить второй телевизор к любому декодеру платного ТВ несложно. Но это не решит проблему: в один момент на обоих экранах будет один и тот же канал, а право переключения каналов будет монопольно принадлежать тому члену семьи, который находится в одной комнате с декодером. Вариант, увы, один - купить второй декодер и удвоить абонентские платежи.

Прошлым летом «Акадо-столица» попыталась предложить желающим подключить дополнительные телевизоры скидку - компания собралась взимать за второй телевизор не 150-300 руб. в месяц (стандартная абонплата), а лишь 100 руб. Спрос оказался огромным: за два месяца было раскуплено 10 000 декодеров, началась нехватка этих устройств и акцию пришлось остановить, вспоминает директор по связям с общественностью оператора Дмитрий Захаров.

Технически к системам кабельного ТВ вроде «Акадо» можно подключать не только второй телевизор, но и третий, и т. д. Операторы, использующие иные технологии, такого предложить не могут. Например, подписчики «Стрима» могут довольствоваться всего одним телеэкраном: компания передает телесигнал по телефонным линиям, используя технологию ADSL, где скорость передачи данных не превышает 7 Мбит/с; для передачи еще одного параллельного сигнала этого недостаточно, проблема решится лишь после перехода на технологию ADSL2.

Об этой особенности «Стрима» неплохо осведомлены конкуренты. Когда корреспондент «Ведомостей», подключившийся к «Стриму», взялся писать заявление с просьбой отключиться от НКС (на «социальный пакет каналов» этой компании по умолчанию подписано большинство москвичей), сотрудники последней стали всячески отговаривать его от этого, используя, в частности, в качестве аргумента невозможность смотреть каналы «Стрима» на двух телевизорах.

Что вижу, то и пишу

Запись телепрограмм - еще одна функция, к которой могли привыкнуть зрители эфирного телевидения и с которой возникают проблемы при переходе на платное ТВ. Подключить видеомагнитофон к декодеру в принципе можно - вы сможете записать тот телеканал, который смотрите в данный момент. Но запись будет вестись с декодера, тогда как в случае с эфирным ТВ видеомагнитофон способен принимать телесигнал на собственный тюнер. На практике это приводит к невозможности смотреть одну телепрограмму, параллельно записывая другую. А это было бы весьма кстати в условиях, когда у вас 100 доступных каналов.

Если требуется запрограммировать видеомагнитофон на автономную запись какой-либо программы в заданное время, декодер заранее необходимо перевести на нужный канал. Отсюда еще одно ограничение: невозможно запрограммировать последовательную запись программ с разных каналов.

Отчасти эти ограничения объяснимы, ведь сами операторы, по признанию менеджера одного из них, как минимум не приветствуют запись программ абонентами: это часто идет вразрез с требованиями правообладателей. «Корбина» едва ли не единственная пошла в этом абонентам навстречу. Она продает декодер Motorola со встроенным жестким диском на 160 Гб, с помощью которого можно параллельно записывать до четырех телеканалов. Комплект с этим декодером стоит 8300 руб. - на 2800 руб. дороже стандартного. Президент «Корбины телеком» Александр Малис объясняет: запись телепрограмм для личных целей закон разрешает.

Абоненты «НТВ-плюс» также могут воспользоваться возможностью расширенной записи телепрограмм, но для этого им необходимо приобрести у дилеров декодер со встроенным жестким диском (сама компания такое оборудование не распространяет).

Домашний кинотеатр

Обилие телеканалов, доступных абонентам платного ТВ, впечатляет, но операторы на этом не останавливаются. «НТВ-плюс» и «Акадо» предлагают услуги «домашнего кинотеатра» - возможность просмотра новинок кинопроката в любое удобное время (pay-per-view, PPV). Под услугу специально выделяется несколько телеканалов, по которым целые сутки идут одни и те же фильмы с повторами в разное время. Выбрав фильм и удобное время просмотра, абонент покупает «билет в кино» (от 60 до 100 руб.) и смотрит кино. У «НТВ-плюс» под PPV выделено три канала. Сейчас, например, в прокате «Замерзшая из Майами», «Нереальный блокбастер» и последняя серия бондианы - «Квант милосердия». Иногда компания предлагает смотреть подобным образом трансляции спортивных мероприятий. С момента запуска PPV в сентябре 2008 г. этой услугой воспользовались 100 000 раз, говорит директор по связям с общественностью «НТВ-плюс» Анастасия Казакова.

У «Акадо» под ту же услугу выделено целых 14 каналов, где одновременно транслируется 10 фильмов, авторское кино и программы «для взрослых». Во время подготовки этой статьи «Акадо» показывала «Обитаемый остров», «Враг государства», «Женщины» и др.

Некоторые операторы называют PPV «видео по запросу» (video-on-demand, VOD), хотя это две различные услуги. PPV - услуга не интерактивная: время просмотра назначается оператором. А суть «видео по запросу» - возможность выбрать и посмотреть фильм в то время, которое выбирает сам пользователь. Оператор транслирует кино специально для вас.

Такие интерактивные сервисы проще всего внедрить операторам IPTV, недаром использующие эту технологию «Корбина», Qwerty и «Стрим» уже вовсю предлагают услуги VOD. Сейчас, по данным «Стрима», с разной степенью регулярности просмотр фильмов заказывает 30-35% его телеабонентов. Спутниковым операторам внедрить такую услугу проблематично из-за отсутствия каналов обратной связи. А кабельные операторы могут ее предложить, хотя сделать им это сложнее, чем в IPTV, признает Захаров из «Акадо». Впрочем, кабельный оператор НКС услугу VOD все-таки запустил.

Для абонента преимущество «видео по запросу» - отсутствие необходимости дожидаться показа фильма; просмотр можно начать в любой момент. Также в любое время можно нажать «на паузу», «перемотать» фильм вперед или назад. Стоимость фильма варьируется от 50 до 150 руб., за эти деньги кино можно смотреть неограниченное число раз в течение суток.

Еще одно преимущество VOD перед PPV - гораздо большее число доступных для просмотра фильмов: оно измеряется сотнями (у «Стрима» сейчас доступно 200 фильмов, у Qwerty - 500). А недавно все три оператора IPTV дополнили «видео по запросу» услугой караоке, позволяющей купить фонограмму с текстом песни. Одна песня стоит 5 руб.; у Qwerty покупка действительна в течение часа, у «Стрима» - сутки.

Телевидение по запросу

Помимо технических трудностей на пути внедрения интерактивных сервисов есть и правовые. Права на показ фильмов в режиме VOD операторы приобретают на определенный срок, поясняет директор по маркетингу массового рынка «Комстар-ОТС» Евгений Абрамов. По истечении этого срока фильмы уходят из ротации и заменяются другими. Так что не стоит ожидать, что со временем библиотека фильмов разрастется до многих тысяч фильмов. К примеру, если недавно в разделе «Фантастика» у «Стрима» было несколько десятков фильмов, то сейчас всего пять.

Еще сложнее оказалось внедрение услуги «телевидение по запросу». Подобно VOD, эта услуга позволяет просматривать в повторе любую телепередачу, шедшую в эфире какого-либо канала в последние сутки. Как и обычную запись, передачу можно «поставить на паузу», «перемотать» и т. д. Год назад подобный сервис «Повтор-ТВ» запустил «Стрим». Компания попыталась работать без договоров с каналами, поскольку услуга была доступна лишь на эфирных телеканалах. Но вскоре на большинстве каналов ее пришлось отключить, сейчас просмотр программ в записи возможен лишь на «ТВ-центре», «Рен ТВ», СТС, «Домашнем», ТВ3, ДТВ и еще на нескольких дециметровых каналах (эксплуатация все еще тестовая, так что плата за услугу не взимается).

Onlime пошла дальше и запустила «телевидение по запросу» в коммерческую эксплуатацию. НКС заключила по договору с каждым телеканалом, рассказывает источник в холдинге. И это было непросто, ведь многие каналы сами не имеют прав на продажу своего контента подобным образом.

В отличие от «Стрима» Onlime не оказывает эту услугу на дециметровых каналах, зато позволяет заказывать просмотр передач зарубежных Discovery, Animal Planet, Fox Crime, Fox Life и некоторых программ каналов ВГТРК (стоимость услуги - 200 руб. в месяц).

Ненужные сервисы

Есть и такие услуги, о целесообразности запуска которых операторы спорят. Например, радиовещание. Qwerty и «Акадо» позволяют абонентам бесплатно прослушивать на экране телевизора эфирные радиостанции. Технически добавить эту услугу к прочим несложно, а плата за ретрансляцию эфирных радиостанций все равно не взимается, объясняет Захаров из «Акадо-столицы». «Стрим» пошел дальше: за 50 руб. в месяц его абоненты могут слушать не только эфирные станции, но и несколько десятков музыкальных радиостанций. «Корбина» могла бы запустить такой сервис, но не видит смысла, скептичен Малис.

«Стрим» при запуске ТВ предлагал за $1,5 в месяц доступ через телевизор к некоторым компьютерным играм. В дальнейшем предполагалось предложить и доступ в интернет - на пультах управления «Стрим-ТВ» уже есть кнопки веб-навигации (back, forward, stop, refresh). Но от этих планов компания отказалась.

Игорь Королев
Ведомости

30.03.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.04.2024 - 10:24
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация