Статьи

Тариф "антикризисный"

Тариф "антикризисный"

Первые разговоры о возможном повышении цен на сотовую связь либо о переводе тарифов в «условные единицы» начались в начале 2009 г., после резкой девальвации российской валюты. Над сотовыми операторами нависла угроза снижения выручки (в переводе на доллары, в которых отчитываются МТС и «Вымпелком»). Ведь доходы они получают в основном в рублях, а занимали на развитие преимущественно в валюте.

Первые ласточки

Вдобавок компании столкнулись с желанием корпоративных и частных абонентов снизить расходы на связь. В частности, МТС, уже успевшая отчитаться за первый кризисный период - IV квартал 2008 г., отметила сознательное стремление частных пользователей оптимизировать расходы на сотовую связь: люди стали переходить на более «легкие» тарифы. Отчасти из-за этого средняя цена минуты разговора в сети МТС снизилась в IV квартале на 9,5% по сравнению с тем же периодом предыдущего года - с 1,32 до 1,18 руб.

С точки зрения долгов операторы в неодинаковом положении. Осенью 2008 г. больше всего долгов было у «Вымпелкома» - $8,7 млрд, из которых $1,8 млрд компания должна погасить в 2009 г. Причем 84% задолженности было номинировано в дорожающей валюте. У МТС на конец сентября 2008 г. было $3,2 млрд долгов, а за IV квартал они выросли до $4,1 млрд. Структура долга осталась неизменной - порядка 80% в валюте. Меньше остальных долгов у «Мегафона» - $1,56 млрд на 30 сентября 2008 г.

Несмотря на это, первым в начале февраля о повышении цен объявил именно «Мегафон»: он в среднем на 25% увеличил тарифы на международный роуминг. Вслед за ним схожее решение принял «Вымпелком». Чуть иначе поступила МТС: в части стран она, как и конкуренты, повысила цены на звонки, но на ряде популярных туристических направлений, наоборот, снизила тарифы (на 10-60%). Для повышения тарифов операторы нашли вполне логичный аргумент: расчеты с зарубежными компаниями за роуминг своих абонентов они производят в валюте.

В начале этого года аналитики инвестбанков практически хором советовали сотовым компаниям переводить тарифы из дешевеющего рубля в у. е. Но операторы пока воздерживаются от таких действий. Хотя представители всех крупных сотовых компаний признаются, что изучают возможность замены рублевых тарифов на валютные, но добавляют: воспользуются они этой возможностью только в самом крайнем случае.

Самый смелый

В конце февраля «Вымпелком» увеличил стоимость местных и междугородных вызовов в целом ряде тарифных планов во всех регионах присутствия. В частности, в Москве на 0,5 руб. до 3,25 руб. выросла цена первой минуты разговора в «Монстре общения» - популярном тарифном плане, адресованном многоговорящим абонентам. Пользователи prepaid-тарифа «Область 2.0», находясь в Подмосковье, теперь платят за первую минуту разговора 4 руб. вместо прежних 3 руб. Подорожала местная связь и в некоторых архивных тарифах, таких как «Удивительные вещи 08» и «Простые вещи». Позже были повышены цены на пересылку sms-сообщений (+5-13%), подключение мелодии вместо гудка (ringbacktone; +56-57%), антиопределитель номера (+21-29%), а также введена абонплата за один «любимый номер» (1 руб. в день или 30 руб. в месяц - для кредитных тарифов) и повышена плата за три (+32%) и пять (+10%) «любимых номеров».

«Вымпелком» объяснил корректировки желанием стимулировать абонентов подключаться к запущенному с февраля тарифному плану «Твои правила» и другим новинкам. Цены пересматривают все операторы, это нормально, отмечает представитель «Вымпелкома» Светлана Анурова.

Маркетологи «Вымпелкома» ошиблись, объявив обо всех изменениях сразу, считает аналитик Mobile Research Group Сергей Потресов. Но они честно рассказали, честно «получили по голове» и теперь ждут развития ситуации, констатирует он.

В самом деле, реакция не замедлила себя ждать. В марте министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев предупредил, что министерство вместе с антимонопольными органами внимательно следит за ситуацией, а вице-премьер Сергей Иванов как «пользователь мобильной связи» выразил надежду на то, что сотовые операторы в условиях кризиса пойдут на снижение тарифов.

Самый хитрый

Иную тактику избрала МТС. Она заявила, что будет корректировать тарифы, но обещала проводить изменения дифференцированно: повышение по одним направлениям будет сопровождаться снижением по другим. По сути, МТС добилась того же результата, что и «Вымпелком», хотя она не делала «пакетного» изменения тарифов, а выкладывала все сообщения об их пересмотре по отдельным новостям, полагает Потресов.

Например, внутрисетевой роуминг у МТС подорожал в 1,5-2 раза, подсчитал аналитик. Раньше особенность внутрисетевого роуминга МТС заключалась в дешевых звонках внутри сети и очень дорогих - абонентам других операторов. Клиенты привыкли и старались звонить в роуминге только «своим», рассказывает Потресов. Теперь «штраф» за звонки чужим абонентам отменили, но звонки внутри сети подорожали.

МТС ввела единую цену звонков из роуминга на любые номера «домашнего» региона и все телефоны в сети МТС - 8,9 руб. за минуту; в результате для некоторых абонентов стоимость таких разговоров с другими пользователями МТС выросла, а для других - снизилась в зависимости от того, на какой тариф они подписаны, парирует пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Вырастут расходы у тех, кто подписан на тарифы, стимулирующие внутрисетевое общение в «домашнем» регионе. Зато стоимость исходящих звонков на сети конкурентов сократилась на 6-70%, говорит Осадчая, а отправить sms в роуминге стало почти вдвое дешевле. Она обращает внимание на то, что МТС сохранила услуги, которые позволяют звонить в роуминге по цене «домашнего» региона как на телефоны этого оператора, так и на номера конкурентов.

МТС нашла способ увеличить поступления от абонентов, формально не повышая тарифы. Например, изменив тарификацию на архивных тарифах с «посекундной с 61-й секунды» на «поминутную». Это, по расчетам Потресова, увеличит затраты на разговоры для подписчиков этих тарифов на 20-25%.

Для абонентов, которые пользуются мобильным интернетом, не будучи подписчиком специального тарифного плана («МТС коннект», «Онлайнер» или корпоративные тарифные планы), МТС приготовила неприятный сюрприз, изменив интервал округления интернет-сессии с 1 Кб до 100 Кб. Современные смартфоны, объясняет Потресов, прерывают сессию, как только закончена команда, так что работа с интернетом для абонента превращается в серию коротких сессий. Поэтому теперь, хотя сам тариф не вырос, активные мобильные интернет-пользователи будут тратить вдвое больше, считает он. Хотя пользователей специальных интернет-тарифов «МТС коннект» и «Онлайнер» изменения не коснулись, указывает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин.

Изменения затронули «непрофильные» тарифы, т. е. тех абонентов, которые иногда заходят в интернет через мобильный телефон, соглашается Осадчая. Для подписчиков интернет-тарифов интервал остался прежним - 1 Кб. По ее словам, новые условия соответствуют рыночным. У «Мегафона» интервал тарификации также равняется 100 Кб, соглашается пресс-секретарь этой компании Татьяна Зверева, но для тех, кто предпочитает округление по 1 Кб и льготную тарификацию, в Москве, например, есть тарифные планы с предоплаченным интернет-трафиком (15 Мб или 100 Мб), где льготы действуют и после исчерпания лимита. У «Вымпелкома» в зависимости от региона и тарифного плана интервал округления GPRS-трафика составляет от 50 до 100 Кб, рассказывает его пресс-секретарь Екатерина Осадчая, а на специальных интернет-тарифах - 1 Кб.

МТС старается сделать так, чтобы тарифы не повышались, но платить абоненты стали больше, резюмирует Потресов. Это обычная маркетинговая деятельность, не соглашается Ирина Осадчая. По ее словам, МТС старается стимулировать пользование, снижая тарифы на наиболее популярных направлениях, и компенсирует издержки по бизнес-направлениям, не востребованным в массовом сегменте.

Самый щедрый

Из трех крупнейших сотовых операторов всерьез не повышал цены только «Мегафон», причем его представители постоянно утверждают: в ближайшем будущем он и не планирует увеличивать цены. В самом деле, пока пересмотр цен на услуги «Мегафона» ограничился февральским подорожанием международного роуминга. Более того, оператор запустил в Москве проект «Просто для общения», который сам он называет «виртуальным оператором», а конкуренты и аналитики склонны рассматривать как новый тарифный план. Единственный пока тариф в рамках этого проекта предусматривает неограниченное общение с другими его подписчиками по 0,05 руб. за минуту разговора и за отправку sms. На внешние номера (в том числе и самого «Мегафона») звонок стоит 2,5 руб. за минуту, а sms - 2 руб. При этом набор допуслуг крайне ограничен и не включает, в частности, услуги передачи данных.

По мнению Потресова, «Мегафон» рассчитывает использовать свое сильное финансовое положение, чтобы укрепить абонентскую базу. Правда, согласно условиям тарифа цены действуют до конца июня, а потом могут быть изменены, предупреждает Савватин.

Читайте между строк

Какие изменения в тарифах планируют операторы в ближайшем будущем?

«Вымпелком» будет предоставлять абонентам дополнительные возможности сэкономить за счет подключения дополнительных скидок на разные виды звонков, обещает Анурова. Такие скидки уже предусматривает тариф «Твои правила»: его подписчики могут подключать скидки (43,5-76% к базовой стоимости минуты) на внутрисетевые вызовы, междугородные звонки или на звонки абонентам других операторов. Но за каждую подключенную скидку придется доплачивать по 2 руб. в день.

МТС обещает следовать нынешнему подходу к изменению тарифов: повышение цен на одни услуги или направления будет уравновешиваться удешевлением других. Кроме того, абоненты МТС могут сэкономить 15% расходов на связь при помощи программы «Прогрессивный годовой контракт»; условие - непрерывное обслуживание в МТС в течение года на одном из нескольких тарифных планов, говорит Ирина Осадчая. Абоненты, желающие сэкономить, могут подключиться также к тарифам «А-мобайл» (15 минут бесплатного общения с другими его подписчиками в день) или «Суперноль» (с большим количеством бесплатных минут разговора с абонентами МТС), советует она.

«Мегафон» повышать тарифы не хочет, говорил в феврале его гендиректор Сергей Солдатенков. А Зверева напоминает о его последних предложениях: в Москве появился тариф «Просто», в Петербурге - prepaid-тариф «Сказка» с ценой минуты местного звонка и sms в 1 руб. и по всей стране - тарифный план «Твое время» для многоговорящих абонентов: после пяти минут исходящих вызовов стоимость на все местные и мобильные звонки снижается в 10 раз.

Резких движений операторы делать не будут, считает Потресов. Повышение цен будет плавным, расходы абонентов увеличатся, но при этом мало кто поймет, за что же он, собственно, заплатил. Операторы начинают балансировать на грани фола, говорит он, приводя в пример акции, когда оператор без запроса абонента на несколько дней бесплатно подключает ему услугу замены гудка мелодией, а когда бесплатный период кончается, начинает взимать с абонента плату, если тот не успел или не сумел отключиться от этой услуги. В новых условиях операторы будут пытаться получать доход такими путями, какими раньше стеснялись, поэтому абонентам нужно внимательно следить за новостями операторов, читать мелкий шрифт, советует он.

Более внимательно следить за сайтами операторов советует и Савватин. Зачастую операторы не делают sms-рассылок об изменении тарификации, а сообщают об изменении тарифов на сайте - где-нибудь в середине новостной ленты, сетует он.

Наиболее простой способ экономить в этих условиях - комбинирование нескольких тарифных планов, считает Савватин, напоминая, что специально для этого существуют телефоны с гнездами для двух sim-карт.

Олег Сальманов
Ведомости

30.03.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.03.2024 - 15:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация