Репортажи

Он еще летит…

Он еще летит…Юбилейная выставка истории «Аэрофлота» в плакатах, открывшаяся недавно в Музее современной истории России,  интересна не только уникальностью экспозиции, но и спецификой самого предмета.

Самолет - настоящий герой ХХ века. Новый транспорт, новое оружие, новый спорт, новый бизнес. Выставка изобилует интереснейшими деталями этой, почти уже минувшей, жизни. Плакаты и сопровождающие их газетные вырезки будто перефразируют песню «Машины времени»: «Вот! Новый самолет! И мотор ревет! Что он нам несет?» Из своей, пока еще эмбриональной эпошки и-нета, джи-пи-эсов, блюю-тусов  и микрочипов мы оглядываемся на громадный айсберг, и дух захватывает, будто окунаешься в эпоху каравелл с Колумбами и Магелланами.

Плакат 1923 года из фондов издательства «Контакт-Культура». Автор А. Родченко

Плакат 1928 года из фондов ХФ «Новая галерея».Автор М. Мельников

Многого мы не помним или попросту не знаем. Да и не ставил никто такой задачи - показать феноменальную аэровездесущесть: спасать от чумы и малярии и лететь «скорой помощью» к больному Мичурину, доставлять матрицы «Правды» в глубинку и перевозить многотонные грузы и капризных курортников, бомбить Берлин аж в 41-м и приносить в Москву акт о капитуляции Германии, целиться водородной бомбой в Новую Землю и высаживать Хрущева в Нью-Йорке,  переправлять в Россию гостей Олимпиады и нового правителя - в Афганистан.

Интересно наблюдать за развитием индустрии - от первого, непопулярного «Ильи Муромца»  до знаменитого ТУ 104, от постоянно взрывающегося дирижабля до сенсационно успешного космического корабля.

Трогателен и первый бизнес-сервис -  от крымских рейсов «Укрвоздухпути» до первых стюардесс - не больше 58 кг весом, не выше 162 см, незамужних, и, на всякий случай, медичек. От бомбардировщика с туалетом на борту до летучего агит-аттракциона «Максим Горький». Если Вы акционер «Аэрофлота», то непременно прослезитесь, узнав о том, ваше АО - лишь второе после первого, родившегося под прессующим лозунгом Родченко-Маяковского «Тот не гражданин СССР, кто «Добролета» не акционер!».

Увлекательно сопоставлять две аэро-траектории - бизнеса и престижа, а с высоты амбициозных перелетов в Рим, Тегеран, Пекин и Нью-Йорк оглядываться на зарубежных конкурентов: кто из бесстрашных окажется быстрее и дальше? И успокоиться на том, что как бы Европа не старалась, она все-таки слишком мала, чтобы столько летать.

Но самое главное - не это. Реальное положение агрегата между небом и землей, космосом и недрами вкупе с нашей коммунистической способностью мифологизировать все и вся превратили самолет в супер-медийный объект. Именно в отечественном самолете совпали физические и ментальные взлеты и падения,  телесные и нравственные победы и катастрофы.Жизнь куска железа наполнилась мистическими смыслами и совпадениями. Первые соотечественники, поднявшиеся в воздух -  Борис Уточкин и Михаил Ефремов - закончили летально - один неизлечимой травмой, другой расстрелом. Кажется, самолеты не только создавались и запускались в воздух, но и падали по соображениям, далеким от рациональных. «Ленину небесному, как Ленину земному, не будет конца», - читаем на плакате, посвященном эскадрилье Ленин-2, построенной в годовщину смерти вождя. «Наш ответ Чемберлену» - эскадрилья 1927 г. для революционного Китая -  в ответ на брошенную политиком фразу о том, что сила - это все, что нужно русским.   Самолет «Крокодил», сделанный по рисункам карикатуриста Бориса Ефимова, «Правда» с матрицами на борту, агитпроп-эскадрилья «Известий», «глаголом» удерживавшая народ от миграций из Сибири и дальнего Востока.

Плакат 1931 года из фондов издательства «Контакт-Культура». Автор А. Дейнека

Плакат 1941 года из фондов издательства «Контакт-Культура». Авторы Л. Торич и П. Вандышев

Самолет сакрален, и те, кто его делает или летает на нем - богоподобны. А кто не богоподобен, скажем, беспартиен, тот прилетает вторым, как Громов, вслед за первым - Чкаловым. Или он дьяволоподобен и, обитая в том же пространстве, подлежит уничтожению, как конструктор  Александр Калинин и глава Аэрофлота Иван Ткачев или заключению, как Туполев и Королев, Мясищев и другие.  «Во глубине сибирских руд» те продолжают придумывать летательные аппараты, средства на которые, как на магический оберег, собирает и собирает народ. Сила  же тяготения будто соревнуется с капризами власти, срезая гроздья государственных голов.  Так во время рекордного полета гибнет команда пилотов дирижабля «СССР В-6» под руководством И. Панькова, по нелепой случайности расстается с жизнью все начальство «Аэрофлота» во главе с Абрамом Гольцманом.  И, наконец, физика и мистика пересекаются в крушении мега-медиа-лайнера «Максим Горький». Под крылом самолета исчезают почетные гости - сотрудники знаменитого ЦАГИ с детьми, совершавшие прогулку над Москвой в 18 мая 1938 года - в день открытия... первой линии Московского метро. Рассказывают, что пока пассажиров развлекал вмонтированный в салонную обшивку «голос  с неба», кто-то «сверху» скомандовал пилоту сопровождающего агит-лайнер самолета совершить показательную «петлю». Петля оказалась роковой. Какая именно? - Вопрос.

Плакат 1965 г. из фондов РГБ. Автор А. Лабунский

Плакат 1961 г. из фондов РГБ. Автор Я. Блюмин

Плакат 1961г. из фондов РГБ. Неизвестный автор.

Как вшитая под кожу ампула,  самолет становится индикатором чистоты помыслов и ужаса греха. Но самое удивительное, что полет доступен и привычен как киносеанс. Он, если так можно выразиться, - воинствующая норма жизни. Потому Мэри из «Цирка» и «едет в небеса». А «летят»  туда много позже маргиналы: блаженный «Икар» Андрея Тарковского, безбашенный авиатор Мартина Скорсезе, отрешенный раб цепеллина  Гордина Мауга. Мотивы этих одиночек приходится долго и мучительно выяснять. А наш «Аэрофлот» родился в  чистой, крахмальной рубашке бренда, и шли в авиацию наши папы и мамы, бабушки и дедушки ничтоже сумняшеся. Годы спустя гомогенное тесто «совка» станет предметом веселых и небезопасных насмешек. Помните, у «Ивасей»:

Я, говорит, могу понять
жест твой благородный,
но не надо опошлять
рейс международный!
На попятную пойдем -
стыд пред всем союзом,
уж раз назвался ты груздем,
так полезай, брат, в кузов!»

В «Исповеди террориста»,  захватчику самолета отводится почетное место знака качества СССР. Но шутка оборачивается для «Ивасей» пророчеством - оба барда с труппой и спущенным на сцену настоящим, но уже рекламно-реквизитным бомбардировщиком, становятся заложниками одного из самых ужасных  и «показательных» терактов уходящего века. Герой Второй мировой «У-2» оказывается в знаковой роли Эмпайр Стейт Билдинг, штурмуемого самолетом-смертником. Разумеется, этой истории роковых совпадений и перекличек на корпоративной выставке нет. И улетевшие было в народ  лихие строчки «Значит так, с «Аэрофлотом» я освоился вполне, и с тех пор, как «самолетом», чемодан всегда при мне» стараются не вспоминать. Как, впрочем, о многом другом  - недавнем развале индустрии с ненадежным парком машин и невозвратимой утечкой мозгов (из того же ЦАГИ).

Плакат 1965 г.из фондов РГБ. Автор - Л Гольберг

Современную часть экспозиции хорошенько сократили,  поставив в конце восклицательным знаком сменившую ТУ-134 модель SSJ-100 производства  КБ «Сухой». Желание сохранить бодрым и бессмертным, как логотип с крылышками, наш суперплюс-аэро-бренд вполне законно, хоть и совсем не исторично. И не только с точки зрения корпоративного духа или маркетинговых задач. Самолет все еще - тайна, загадка, символ. Он все еще задает правила игры. Иначе зачем бы нам критиковать за бездарность «Иронию судьбы»-2 и восторженно сравнивать  Литвинову («Небо, самолет, девушка») с Дорониной («Еще раз про любовь»). Зачем бы нам, вслед за «добролетом» Маяковского и Родченко, придумывать «казасамарань» и десятки раз экспериментировать с композицией листа? Самолет глобален и универсален, как телега или храм. Его просто хочется рисовать, и потому  на самолетной выставке представлена чуть ли не вся история рекламно-агитационного плаката. Потихоньку агрегат спускается к земле, оставляя где-то там пилотов-аполлонов, стюардесс-весталок, метрополитен-Тартар, Чемберленов, Гитлеров, врагов народа и вредителей полей. Но он все еще летит.

«Огонёк», 1935 год, № 23.

Выставка из более 60 плакатов, многие из которых сохранились в единственном экземпляре, сопровождаются газетными вырезками и описаниями, иллюстрирующими самые яркие события. Экспонаты предоставлены Российской Государственной Библиотекой, Российским госархивом социально-политической истории, Музеем «Аэрофлота», художественным фондом «Новая галерея», издательством «Контакт-культура».

В Интернете вывешен каталог выставки

http://www.pro-act.ru/aeroflothistory.pdf

Выставка открыта с 7 по 24 февраля по адресу: ул. Тверская, 21

Юлия Квасок
Advertology.Ru

14.02.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам..."Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам...
Нам придется искать и находить трюфели, а то мы слишком засиделись за компьютерами.
Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство...Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство...
Во вторник власти Москвы решили, что «Шереметьевской», «Рубцовской» и «Стромынки» на карте метро Москвы не будет. А Карачарово, Крюково и еще трем десяткам станций, ставшим частью МЦД, дадут другие названия.
Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...
Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.
Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

17.11.2019 - 13:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация