Магия жеста
В московском Музее Современного искусства, что на Петровке 25, проходит крайне любопытная фотовыставка под названием "Разговор руками". Здесь представлена 171 работа из собрания американского коллекционера Генри Буля.
Выставка является продолжением международного турне. Прежде чем приехать в Москву, она побывала в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, в Бильбао, в Фолькванг музее в Эссене и в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Из названия нетрудно догадаться, что основная тема коллекции – рука и все, что с ней связано. Почему американский филантроп, бывший финансист, создатель программы помощи беднякам в поиске работы выбрал для коллекционирования именно эту тему? Здесь не обошлось без игры случая. Восьмого октября 1993 года на аукционе Кристис в Нью-Йорке за немыслимые 398 тысяч 500 долларов он приобрел фотографию, которую, как он позже признавался, считает самой гениальной из всех, что приходилось ему видеть. Это была работа американского фотографа Альфреда Штиглица, на которой он увековечил руки своей жены – художницы Джорджии О'Кифф. Так родилась коллекция. На сегодняшний день собрание насчитывает более тысячи фотографий, собранных Генри Булем по всему земному шару. Есть здесь и работы наших соотечественников: Эль Лисицкого и Александра Родченко.
Следуя от фотографии к фотографии, невольно ловишь себя на мысли, что Генри Буль в процессе создания коллекции позволил себе определенную вольность, от которой собрание только выиграло. Согласитесь, наблюдать сотни однотипных изображений человеческих кистей было бы и утомительно и не интересно. Здесь же подчеркивается, что рука неотделима от человека, как и в дактилоскопии, является его идентификационной картой. И дело здесь не только в отпечатках пальцев. Психологи не дадут соврать, по жестикуляции человека, можно многое сказать о его внутреннем мире и характере.
В стенах музея разместились работы как середины девятнадцатого века, представленные раритетными дагерротипами, так и работы современных авторов. Перемещаясь во времени, зритель наблюдает, как фотография из таинства для избранных постепенно превращалась в массовое искусство реализма, а потом через художественный эксперимент отошла от банального отображения действительности. Эволюция данного вида искусства, показанная через магию жеста подталкивает зрителя к тому, что и до изобретения фотографии человеческая рука играла огромную роль в искусстве. Многие ученые склонны считать, что живопись родилась именно тогда, когда первобытный человек окунул руку в краску и оставил на стене пещеры свой отпечаток.
До сих пор, смотря на изображение руки, испытываешь какой-то доисторический трепет, природа которого не поддается логическому объяснению. Возможно, дело здесь в том, что рука в нашем сознании практически неотделима от человека. И видя десятки рук без тел, чувствуешь себя некомфортно. Но таковы далеко не все фотографии, представленные на выставке.
На большей части руки являются элементом в строительстве образа, передачи настроения. Как бы ни была богата наша мимика, один простой жест может сказать больше, чем тысяча гримас. Вот, в примеру, рука. Она лежит спокойно, но на каждом ее пальце есть шикарный перстень. И мы понимаем настроение достатка, роскоши и умиротворения. Или вот, перед нами три пожилых человека, сидящих в кафе. Их лица серы и безэмоциональны, но по характерному положению руки мы понимаем, что старцев заботят великие думы.
Но особенно хорошо эта выразительность жеста заметна в зале, посвященном интимному частному миру, изображению ключевых эмоциональных моментов встреч, зачастую скрытых, от глаз посторонних. Фотографии дышат откровенным эротизмом. Все они, имеют сходный сюжет: позы обнаженных тел разные, но мужские гениталии неизменно оказываются в женских руках. Трогательно и вызывающе одновременно. Простой жест, но как много он может сказать об отношениях двух людей на фотографии.
Разговор руками – это не столько разговор о руках, сколько размышления о нашей жизни и о роли рук в ней. Единственно правильный вывод, к которому может прийти зритель, покинув экспозицию: без рук никуда. Это утверждение справедливо не только для повседневной жизни. Оно важно и для представителей рекламной отрасли. Художественная фотография, без сомнения, - смежна с рекламой. Так что более частое использование креаторами "инструмента рука" вполне оправдано. Лично я уже убедился в его визуальной силе. Советую и вам сделать то же самое. Выставка пробудет в Москве до марта.
Advertology.Ru
17.01.2007
Комментарии
Написать комментарий