Репортажи

"Золотая пчела": между ульем и цветком

"Золотая пчела": между ульем и цветком

"Искусство принадлежит народу. Народ должен понимать искусство" - этот афоризм Ильича предназначался, видимо, не для всей культуры, а только для графического дизайна.Со всеми вытекающими вопросами.

С 1 по 8 сентября в ЦДХ и на других площадках проходит седьмая биеннале "Золотая пчела". 
Можно сколько угодно ходить в музеи современного искусства, смотреть на кучу бесполезных и недоступных вещей. Чтобы так жить, нужно иметь деньги, досуг и вообще отключиться от бытовой розетки, и думать только о себе. Поэтому вдохнешь воздуха где-нибудь на Арт-стрелке, и обратно, в душную хрущовку. Графический дизайн не таков. Он не врывается к тебе домой, не заставляет предъявлять близким справку от психиатра или мучительно искать свою половинку среди маргиналов. Он висит на стене и толкает под локоть, бросая  яркую реплику по поводу того, как можно "прочесть" то или иное событие. В этом КАК – вся суть дизайна. Вряд ли кто-нибудь из обывателей, глядя на картину Рембрандта,  станет жалеть о том, что не он ее нарисовал. А вот у остроумной идеологии и блестящего исполнения плаката завистников полно. И чем талантливее реплика, тем завистников больше.


Uwe LOESCH, Germany

У графического дизайна – все недуги "полукровки": в отличие от Московского Фестиваля Рекламы, Золотая пчела не продает, но задает планку (здесь охотно принимают работы, не принятые клиентом или сделанные специально для биеннале).

В отличие от живописи дизайн наоборот, прагматичен, так как нуждается в конкретном и сформулированном заказе. Получается, что и у бизнеса, и у государства, и у музейщиков всегда был повод не заниматься столь странным жанром.

Поэтому уже четыре года попечителями биеннале являются сами дизайн-студии.

Почти вся пресс-конференция была посвящена благодарностям попечителям и бесплатным помощникам, коих армия множится с каждым годом. Седьмая "Пчела" оказалась настоящим коммунистическим субботникам для куратора, фотографов, дизайнеров студентов. Да и попечители постоянно выбивались за рамки своих прямых обязанностей. Но лед тронулся. Теперь у биеннале несколько музейных площадок: помимо традиционного ЦДХ, двери открыли музей Архитектуры, Государственный музей имени А.С.Пушкина, Галерея Зураба Церетели. Внимание столичных музейщиков закономерно: было бы, согласитесь, странно экспонировать работы Звонимира Фейста, привозить  из Германии виртуальный музей русского плаката и доставать из запасников  Музея кино и "Пушки" советскую и французскую афишу, игнорируя при этом то, что делается сегодня и "под боком". В прошлом году Третьяковка приняла в свой фонд часть коллекции "Пчелы". А нынче работы высокого жюри биеннале -  Михаила Аникста,  Петра Банкова, Рене Ваннера, Уве Леша, Давида Тартаковера и Сигео Фукуды  в европейских стеклопакетах можно будет увидеть в Галерее искусств Зураба Церетели современного искусства на Петровке, предоставившей свои залы для выставки жюри. "Что бы мне  сегодня не говорили о Церетели, я знаю, что этому человеку не надо объяснять, что такое графический дизайн", - благодарно заметил на пресс-конференции  президент биеннале С.И.Серов.


Дэвид Карсон

Кое-какие идеи по поддержке графического дизайна вынашивает Минэкономразвития.  По словам начальника отдела экономического развития министерства Артема Шадрина, проект пока -  на бумаге, но если все сложится, появятся долгожданные госзаказы, станут прозрачными конкурсы и тендеры, а там, глядишь, недалеко и до светлого дня, когда графический дизайн будет именоваться "современным искусством".

Наконец, в Москве создается музей графического дизайна по типу Лондонского. Сейчас действует лишь скромный сайт, объединяющий энтузиастов и спонсоров, но посетителям "пчелы" уже раздаются от имени музея красные листовки для народного голосования за лучший выставочный плакат. В ней также  есть графа о любимом предмете, дизайн которого до сих пор волнует душу.

Но пока трогается лед, наши дизайнеры пробавляются театральными афишами и рекламой развлечений, а большие, социальные идеи вынуждены придумывать и реализовывать сами. Один из таких проектов – плакат к двадцатилетию Чернобыльской катастрофы, принадлежит "Линии График". Работа настолько удалась, что удостоилась специально учрежденной для нее премии на Харьковском триеннале экологического плаката, и произвела настоящий фурор за рубежом. "Графический дизайн – не живопись, - говорит куратор последних двух "Пчел" Ирина Рымшина. – Печатный станок, бумага и краска стоят больших денег. Кроме того, плакат должен быть актуален, востребован, злободневен, его нельзя откладывать "в долгий ящик".  Наши дизайнеры порой интереснее и талантливее зарубежных. Но без заказа и материалов они – как без рук. Графический дизайн – это искусство, создаваемое людьми и для людей".


Дэвид Карсон

Теперь об искусстве. В этом году в конкурсе участвует 46 стран. Прислано около 4 000 работ, из которых отборочный комитет выбрал 1000 лучших. В ходе голосования высокого жюри, в финал выйдет полтора-два десятка работ, которые и будут задавать тон в индустрии дизайна. Не приедет судить, в силу рабочих обстоятельств,  блестящий Дэвид Карсон, зато, к величайшей радости дизайнерского сообщества, прибудет вечно занятый Сигео Фукуда.


Сигео Фукуда

Трем конкурсным номинациям – плакату, книге и каллиграфии будут посвящены три полноценных дня, с мастер-классами, симпозиумами и каллиграфическим перформансом.

Биеннале "забирает" уже с первого этажа ЦДХ.

На стенах, утяжеленные для равновесия канцелярскими прищепками (стеклопакетов катастрофически не хватает), висят белые листы с буквами русского алфавита. То есть, идеи этих букв, эмоции, иероглифы, пиктограммы. Эйдосы, в общем. У кого подсмотрели студенты эти каракули – у пещерных жителей, у детей, у сумасшедших? Каллиграфию можно разглядывать часами, игнорируя кактусы в стаканчиках для мороженого, сложенную из розовых пальцев физиономию, похожую на Вуди Алена, собранную из древесных крон кошачью морду и дерущихся жуков с надписью "А.П.Чехов. Павильон №6".

На мой вопрос, чем интересен современный графический дизайн,  Елена Рымшина отвечает просто: "Яркими индивидуальностями. Мы не проигнорировали ни одногоиз заметных в современном дизайне имен. Все они – узнаваемы, каждый – непредсказуем. И ни один из них не задал дурацкого вопроса – с кем рядом будет он "висеть" на выставке. Потому что  главный критерий здесь – качество, пусть даже присланный вами плакат вообще - первый в жизни".


Петр Банков

А вот что рассказал Сергей Иванович Серов:

"У визуальной культуры - свои будни. Но для праздника  она припасает то, к чему хотела бы стремиться сама. "Золотая Пчела" - не только отражает современное состояние визуальной культуры, но и является ее катализатором.  Сейчас, в постиндустриальную эпоху, когда главное орудие – не сила, а информация, графический дизайн двигается в сторону игры, эфирности, эмоциональности, женственности, чуткости. Не внешнее правит миром, а внутреннее. Мир уже поделен и переделен. Мир благоустроен. Работают роботы или гастрабайтеры. В развитом обществе все острее становится проблема свободного времени. Посмотрите, террористы посягают не на стратегические объекты, а на мирную, досужую, жизнь, уничтожают визуально важные, эстетические объекты, давят на эмоции, создают ажиотаж. И опять же – шахидские пояса взрываются легким, осторожным касанием пальцев. Культура обрастает тайнами, которые требуют постижения. Правильно говорили, что если ХХ1 век не будет веком гуманитарным, его не будет вовсе. Что такое компютер? – Модель нашего мозга. Это скачок, равнозначный изобретению Гуттенберга, но его век только начинается, а век книги уходит. У каждого средства есть свои недостатки, но компьютер еще не достаточно изучен, он используется по-мужски, грубо. Но – вы видели? - внизу висит хэнд-мэйд каллиграфия. Она сделана на компьютере. Мы слишком скованы эпохой типографского станка. Компьютер раз и навсегда ломает стандартизацию. Теперь мы можем вернуться к допечатной,  "ручной" эпохе.  - Французская афиша? – Да, во Франции всегда была традиция эмоционального, рукотворного шрифта. Культура ведь акцентирует то одно, то другое. Сегодня графический дизайн как никогда близок к искусству.  Между прочим, именно компьютер и возродил интерес к каллиграфии. По сути каллиграфия – это свобода. – Акакий Акакиевич Норштейна и Ярбусовой?  - Нет, ни ускорять, ни копировать их работу я бы не стал. Такие художники прорывают вселенную. Мы же говорили об общих тенденциях, а если переходить на личности, нужны другие инструменты. Для "Шинели" Норштейна наши рассуждения слишком грубы.


Бен Лалойа, Дидер Паскаль, Нидерланды

А вообще компьютер подобен ножу – можно резать, а можно и зарезать. И Авангард когда-то ругали. Но свобода – это риск. Просто ее надо использовать во благо. Как Бог завещал людям в Эдемском саду.

- Реклама? – Она предполагает реализацию проекта. Мы занимаемся не этим. Мы говорим о языке культуры, об образах, об искусстве. Реализованность – это другой семиотический угол зрения. Угол прагматики. А мы находимся в синтактическом углу."

Юлия Квасок
Advertology.Ru

05.09.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 00:31
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация