Репортажи

За рекламным "золотом" - в Пушкинский музей

За рекламным "золотом" -  в Пушкинский музей

В "низких жанрах" часто находят познавательную ценность:  на уровне бытования и тиражирования отчетливее видны тенденции развития высокой культуры. Что ж, может, и так, но французская реклама Belle Epoque – периода между восьмидесятыми годами Х1Х века и первой четвертью ХХ – исключение из этого правила.

Интерес рекламистов к выставке "Мастера французской афиши" в Пушкинском музее может быть обусловлен не только "историческим" любопытством, хотя именно тогда была одержана победа цветной афиши над унылым объявлением и зародились актуальные по сей день принципы и каноны построения рекламного и агитационного плаката.

Дело в том, что современным рекламистам не хватает той эмоциональной ситуации, в которой реклама предстает не как следствие развития бизнеса в художественную, гуманитарную, сторону, а наоборот, как результат движения самого искусства к жизни, в частности, предпринимательской.

Эта, другая, причинность  опрокидывает представление о продающих свойствах рекламы, которая сама выступает в качестве независимого товара на рынке произведений искусства, а  рекламируемый продукт оказывается втянутым в общее эмоциональное переживание, являясь, скорее его атрибутом, а не объектом. Такую рекламу отличает адресность, уникальность, авторсткий стиль.

Именно такой была французская афиша начала прошлого века, превратившая парижские улицы в картинные галереи. Говоря современным языком, за рекламным месседжем стоял не товар, а стихийный бренд, нередко выражавшийся в имени художника. А уж популярность его творческого почерка, в свою очередь, повышала продажи рекламируемого продукта.

Участие в создании рекламного постера, афиши,  политического плаката было  для художника не просто способом заработать, а актом нового жизнетворчества, рычагом изменения реальности, отказом от искусственности искусства во имя живого жеста.

Много позже бизнес будет более жестко контролировать рекламу, а сейчас именно реклама как вид искусства задает тон в потребительской и социальной культуре. А Франция – в рекламе.

По словам куратора выставки Ирины Никифоровой, "Мастера французской афиши" - это  только начало. Триумфального выхода из подполья запасников ГМИИ ждут коллекции американского, английского, немецкого, австрийского, польского и чешского плакатов.

Пресс-релиз о выставке, ее наполнении и источниках коллекции, можно прочесть  на сайте Пушкинского музея.

А мне хотелось бы вернуться к мысли о возможном рождении рекламы, как Афины из головы Зевса, не  только из потребностей бизнеса  но и из стремления  искусства к "заземлению". Для параллели: одна из афиш выставки приглашает на странное мероприятие – кантомиму. То есть, один артист поет голосом, а другой  - изображает телом – один и тот же шансон. Нечто подобное можно было наблюдать в свое время в концертах Аллы Пугачевой.

Что дает такая вывернутая, по отношению к бизнес-практике, позиция?  - ориентацию на эмоциональные потребности и ценности. На напряженность переживаний, а не сложность рассуждений. На награду, а не выгоду. На подарок, а не "полезный горшок", выражаясь словами Вини Пуха. А поскольку эмоциональное воздействие сейчас актуально, стоит приблизиться к французской афише и внимательно рассмотреть ее форму.

На содержании – преимущественной пропаганде развлечений, алкоголя, сигарет и велосипедов  - физиологических и культурных галлюциногенов, потребляемых прежде всего европейской богемой между двумя войнами – франко-прусской и первой мировой - распространяться не будем, просто сделаем поправку: да, перед нами модные штучки, максимально приближенные к стилю жизни, а не к  рациональной прагматике. Лицо целевой аудитории, преимущественно женское или женоподобное, само – предмет эмоционального потребления. Но заметим: именно эта "женская", композиционная, стилистика, и управляла последующей рекламой самолетов, пароходов, и других, "тяжелых" и "мужских", промышленных товаров.

Итак, о форме.

Перед нами –  "принт", "наружка" – от монументальной афиши или, как сейчас называют, биллборда, до небольшой листовки. И больше того - реклама, которая не только продает товары, зазывает на концерты и защищает бедных, но и является предметом коллекционного ажиотажа. Типографии объявляют конкурсы, ищут талантливых художников и неплохо на них зарабатывают. Одному из них –  Адольфу Виййету -  заказчик настоятельно посоветовал переделать афишу, прикрыв хоть чем-нибудь изображенную на нем нагую прелестницу. Вы думаете, владелец типографии огорчился недовольством клиента? – Нет, он обрадовался возможности получить еще один  выдающийся рисунок.

Немарксова формула Афиша – Деньги – Афиша, как уже было сказано, работает как стихийная бренд-стратегия. Именно в этот период решается важнейшая дискурсивная проблема: от чего зависит эффективность рекламы: от эмоциональной остроты? От устойчивого развлекательного образа? От декоративной гармонии? От идеи, цветового пятна, линии, каллиграфии шрифта?

Каждый предлагал свое: Жюль Шере  - образ расфуфыренной и затянутой пампушки (привет будущей Монро!), Анри Тулуз-Лотрек – нервные гримасы бледных див, Леонетто Каппьелло – ренессансных героев на детски-ярком фоне, Альфонс Муха – меланхолические орнаменты из цветов и женских тел. Здесь можно удивиться  эротической смелости Адольфа Вийета (у нас такое уже не пройдет!) и оценить удар подошвой старого доброго Мишлена (О’Галлоп), одного из первых фантастических персонажей, сменивших толпу красоток рококо, разношерстных аполлонов и шаржированных парижан. Жан-Мари Дрю, помните, в своей книге "Ломая стереотипы", рассказывал, что не так давно Мишлен обнародовал формулу резины фирменных шин, и тем самым "вернул" товару забытые в рекламных играх с персонажем, технические характеристики.

Здесь можно проследить, как из женственной и меланхоличной папиросной бумаги в стиле ар-нуво  вдруг вырастает лаконичный пароход  в манере ар-деко. Здесь черешневый  ликер Анри Жюссо рекламирует смертообразное привидение, а хинный вермут Эжена Оже  под присмотром нянюшки лихо распивают дети. Начинаешь понимать, как из пронзительных гримас нищеты завиваются змеи империализма Жюля Гранжуана.

Герои французских афиш отнюдь не всегда веселы и счастливы, даже если перед нами коммерческая реклама. Частенько они просто проявляют сосредоточенную заинтересованность в продукте.

Французская афиша до мозга костей живописна. Здесь почти нет лозунгов, но названия товаров, фирм, событий и организаций настолько гармонично переводят картинку в шрифт, что такое утекание  в "рамку" кажется сейчас экзотическим как китайская каллиграфия. Действительно, дальний восток этим и привлекал тогдашних художников.

Здесь почти нет того, что дала  русскому копирайту визуальная поэзия авангардистов, но медитативный живописный эффект легкомысленной французской рекламы настолько силен, что впору действительно повесить афишу на стену и любоваться в одиночку.

Целостность восприятия была характерна даже для тех, кто не "болел" декоративностью, как Альфонс Муха или абстракцией, как Наталья Гончарова, а шаржировал гримасы, сажал "антиков" на велосипеды и угощал алкоголем гигантского Колобка.

И не важно – ар-нуво или ар-деко, закон был один: рассматривать товар как аксессуар переживания.

Рукотворный и горячий шрифт лепился тут же, на месте, чтобы через несколько недель быть сорванным ветром и смыт дождем. Вряд ли когда-либо представлялась большая возможность приравнять рекламную афишу к театральной декорации. Вряд ли когда улицы Парижа были так похожи художественные салоны.

Сегодня – время актуальных идей, но их технократичное исполнение в удручающе скучном, реалистическом "три дэ квадрате" наводит неимоверную скуку. Реклама "золотой эпохи" отличается от современной как Вини Пух от Джеймса Бонда. Она правдива и непохожа одновременно, являясь гармонией неправильностей, рукотворным искажением во имя эмоциональной истины и смело плюет на прямую перспективу. Теперь подобная реклама занимает узкую нишу развлечений и моды, а тогда, повторяю, роль ее была шире.

Вот почему  афиши массово распродавались – от грубой рулонной бумаги до шелка. Именно этим  просуществовавшая шесть лет галерея "Салон Ста" ("Salon des Stnts") и отличается от сайта "Золотой Пчелы" в Интернете и дорогостоящих альбомов для дизайнеров. Шедевров было вдоволь и по карману. Они становились частью домашнего интерьера, украшая и гармонизируя приватный мир.

А в городе, кусочек которого инсценирован в выставочном зале, афиши расклеивались на круглых английских тумбах, сопровождавших толпу специальных повозках и тележках. Газеты кричали о преступных сговорах расклейщиков и коллекционеров, скупке тиражей и спекуляциях афишами.

Признаться, тогдашний парижанин сидит и в москвиче: разве не приятно ухватить в лотке даровой симпатичный флаерс? Но украшать стены дома компьютерной афишей современного кинофильма, стянутой из клипарта рекламой банка или полосатой "дурилкой" Би-Лайна – увы - не приходит в голову.  Исключение можно сделать для какого-нибудь Асисяя, балансирующего на границе репортажной и постановочной съемки. Рекламная Москва барахтается в куче мусора и ждет не благодарного зрителя, а веника.

А между тем в наивной банальности старой французской афиши оказывается бездна вкуса и внимания к человеку. Которого в золотую пору рекламы искало искусство. А теперь ищет реклама. До 20 августа еще можно успеть.
Юлия Квасок
Advertology.Ru

11.08.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.04.2024 - 17:36
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация