Интернет против традиционных СМИ
Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), Деловая газета "Взгляд" и информационное агентство "РИА Новости" 13 июля 2006 года в 14:00 провели круглый стол на тему: "Интернет против традиционных СМИ"
"...В будущем будет одно сплошное телевидение... |
В последние годы Интернет издания заметно потеснили в информационном пространстве традиционные СМИ (газеты, журналы, телевидение). Многим СМИ приходится менять формат или закрываться, в то время как ленты новостей в Интернете приобретают все большую популярность.
Каким станет информационное поле завтра, на какие СМИ пиарщикам делать ставку сегодня – такими были основные вопросы круглого стола.
Валерий Федоров, директор Всероссийского центра изучения общественного мнения, сообщил, что согласно данным ВЦИОМа, Интернет является пока далеко не самым популярным источником информации в России. Из него предпочитает получать информацию лишь каждый десятый россиянин. Однако в крупных городах, Москве и Санкт-Петербурге и для молодой аудитории роль Интернета, как источника информации становится достаточно заметной.
Таблица 1
Какими источниками информации Вы пользуетесь чаще всего?
(любое число ответов, опрос 25-26 июня 2005 г.)
Всего опрошенных | Тип поселения | |||||
Москва и Санкт-Петербург | Более 500 тыс. жителей | 100-500 тыс. | Менее 100 тыс. | Сёла | ||
Центральное телевидение | 76 | 82 | 79 | 75 | 78 | 72 |
Областное телевидение | 32 | 7 | 37 | 34 | 34 | 34 |
Местное телевидение | 28 | 33 | 29 | 31 | 23 | 27 |
Местные газеты | 28 | 15 | 22 | 28 | 26 | 35 |
Центральное радио | 27 | 46 | 34 | 23 | 24 | 21 |
Центральные газеты | 25 | 18 | 30 | 20 | 27 | 26 |
Областные газеты | 23 | 6 | 25 | 20 | 27 | 25 |
Местное радио | 12 | 12 | 10 | 13 | 12 | 11 |
Областное радио | 12 | 5 | 15 | 12 | 14 | 12 |
Интернет | 10 | 21 | 12 | 9 | 12 | 3 |
Зарубежные СМИ | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | 0 |
Другое | 1 | 1 | 1 | 3 | 0 | |
Затрудняюсь ответить | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 |
Технические возможности Интернета в идеале призваны сближать общество, а на самом деле сразу обнажают разрыв между членами общества и подчеркивают различия социального, экономического уровней. Востребованность Интернета, как и других СМИ, тесно связана с местом проживания опрошенных. Этим источником сведений, как приоритетным, пользуется 21% москвичей и петербуржцев, 9-12% респондентов из других городов и 3% сельских жителей.
Половина людей, имеющих высшее образование, регулярно заходит в сеть.
Важную роль играет и возраст потребителей. Популярность "паутины" снижается с 26% среди молодежи 18-24 лет до 3% в группе 60 лет и старше.
Как форма проведения досуга, Интернет пока проигрывает просмотру телевизионных передач и чтению печатных СМИ. Отвечая на вопрос, чем они обычно занимаются в свободное время, респонденты нечасто (8%) говорят о своем увлечении Интернетом, по сравнению с телевидением (60%) и прессой (39%). Причём доля тех, для кого это типичный вид досуга, резко сокращается с 23% в группе 18-24-летних опрошенных до 14% в группе 25-34 лет и до 2-5% среди респондентов 35 лет и старше.
Таблица 2
Чем Вы обычно занимаетесь в свободное время?
(до пяти ответов, опрос 12-13 февраля)
Всего опрошенных | Возраст, лет | |||||
18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-59 | 60 и старше | ||
Смотрю телевизор, слушаю радиопередачи | 60 | 48 | 58 | 62 | 64 | 65 |
Занимаюсь домашним хозяйством, детьми, дачей | 47 | 22 | 49 | 59 | 50 | 47 |
Читаю газеты, журналы | 39 | 17 | 32 | 44 | 46 | 46 |
Встречаюсь и общаюсь с друзьями дома или в гостях | 30 | 38 | 32 | 34 | 28 | 22 |
Читаю книги | 27 | 20 | 26 | 30 | 33 | 23 |
Просто отдыхаю, расслабляюсь | 24 | 19 | 24 | 25 | 27 | 24 |
Слушаю музыку | 18 | 42 | 23 | 15 | 11 | 8 |
Провожу время на природе, гуляю | 14 | 10 | 11 | 16 | 16 | 16 |
Имею хобби и занимаюсь им дома (рукоделие, фотография, моделирование т. д.) | 11 | 13 | 11 | 11 | 10 | 9 |
Смотрю видео | 10 | 25 | 12 | 10 | 5 | 2 |
Хожу в кинотеатры | 8 | 16 | 16 | 7 | 3 | 2 |
Увлекаюсь компьютером, Интернетом, играю в компьютерные игры | 8 | 23 | 14 | 5 | 3 | 2 |
Посещаю дискотеки, ночные клубы, другие развлекательные мероприятия | 7 | 33 | 8 | 2 | 1 | 1 |
Посещаю спортклубы, секции, тренировки | 6 | 18 | 8 | 4 | 3 | 1 |
Занимаюсь дополнительно для получения образования, повышения квалификации | 6 | 8 | 11 | 5 | 7 | |
Посещаю театры, | 5 | 5 | 6 | 7 | 4 | 3 |
Посещаю церковь, другие религиозные собрания | 5 | 1 | 2 | 3 | 6 | 13 |
Посещаю концерты | 3 | 6 | 3 | 3 | 3 | 2 |
Посещаю библиотеки | 3 | 6 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Посещаю кафе, бары, рестораны | 3 | 14 | 3 | 3 | 1 | |
Посещаю музеи, выставки, вернисажи | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Занимаюсь в различных кружках, клубах по интересам (музыкой, танцами и т. д.) | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Другое | 1 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Среднестатистическая американская семья из четырех человек пользуется всемирной "паутиной" всего шесть минут в день, а телевизор смотрит 3 часа 20 минут.
Интернет до сих пор не стал общенациональным СМИ. Большинство его активных пользователей - молодые люди. Так, например, сведения о жизни людей из других регионов страны из Интернета получает каждый пятый россиянин 18-24 лет и (для сравнения) менее 1% в возрасте "60+".
Таблица 3
Откуда Вы главным образом получаете информацию о жизни людей из других регионов страны?
(до трёх ответов, опрос 10-11 июня 2006 г.)
Всего опрошенных | Возраст, лет | |||||
18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-59 | 60 и старше | ||
Центральные каналы телевидения, радио, печатные СМИ | 93 | 88 | 93 | 95 | 92 | 97 |
Региональные и местные СМИ | 42 | 39 | 41 | 43 | 44 | 40 |
Зарубежные СМИ | 3 | 2 | 3 | 3 | 6 | 1 |
Интернет | 7 | 19 | 10 | 6 | 5 | 0 |
Мнения родственников, знакомых | 25 | 29 | 23 | 27 | 23 | 24 |
Личные впечатления от поездок | 9 | 9 | 9 | 12 | 8 | 6 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Всероссийские опросы ВЦИОМ проведены в 2005-2006 гг. Опрошено по 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Ольга Карабанова, Директор Института развития прессы, считает, что подход традиционных СМИ к публикации все же более ответственен. Журналисты и корреспонденты имеют профильное образование и заботятся о своей деловой репутации и репутации издания. Яркий пример работа по выпуску газеты Boston Globe, которая выходит три раза в сутки. Сотрудники редакции работают в три смены, предоставляя читателям возможность получать оперативную информацию и читать о развитии поднятых ранее тем.
Между традиционными СМИ и Интернетом происходит непрерывный информационный обмен.
Причем достоверность описываемых событий может быть далека от действительности. Все большую популярность как источник сведений приобретают блоги. Недавно в одном из них упоминалось о гибели сына Валентины Матвиенко. Газеты, не удосужившись проверить данные, напечатали новость на первых полосах. Потом пришлось публиковать опровержения.
Алексей Гореславский, главный редактор деловой газеты "Взгляд" и продюсер "Буржуазного журнала", предложил построить редакцию Интернет-СМИ по принципам традиционной журналистики, чтобы разногласий о качестве информации не возникало. Не принципиален вопрос о носителях, с которых события поступают конечному получателю медиа-продукта.
Таким образом, в России Интернет пока не может серьезно конкурировать с традиционными СМИ ни как средство информации, ни как способ проведения свободного времени.
Поэтому докладчики единогласно предложили наиболее вероятную тенденцию развития медиа-рынка России - построение крупных медиа-холдингов. И в этом немаловажную роль должна сыграть государственная поддержка и регулирование. В данный момент практически никто не регистрирует информационно-рекламные сайты, и поэтому владельцы подобных изданий легко ускользают от ответственности перед законом. А что касается всех "желтых" изданий, Алексей Николов, редактор телеканала Russia Today, выдвинул идею их регистрации в качестве отдельной категории под названием "таблоиды". Так ни у кого не возникнет претензий к достоверности преподносимой ими информации.
Владимир Мединский, президент Российской Ассоциации по связям с общественностью, считает, что, с точки зрения рекламы и ПР, слияние всех информационных носителей наиболее перспективно для охвата более широкой аудитории. Всем известен пример РБК, который после успешного запуска Интернет-версии информационного агентства запустил телевизионные и печатные медиа-проекты.
Вывод по итогам обсуждений следует лишь один – новаторство не победит традиции. Интернет и традиционные СМИ продолжат свое существование и развитие бок о бок. Пока еще не каждый россиянин может позволить себе взять лэптоп в дорогу и отслеживать текущие события. Единственный выход, чтобы скоротать время – чтение газеты или журнала.
И все же всемирной сети предстоит стремительный рост – затраты на рекламу в Интернете в следующем году увеличатся на 70%.
Advertology.Ru
14.07.2006
Комментарии
Написать комментарий