Репортажи

Реклама и короткий метр

Реклама и короткий метрПочти одновременно с появлением в России рекламы появились и сверхкороткие фильмы, величиной в минуту – маленький такой артхаус и видеоарт, анимация и перформанс, и бог знает что еще. Два этих мира сосуществуют, практически игнорируя друг друга. Рекламщиков никто не зовет на кинофестивали, будь то "Пусто", фестиваль сверхкороткого фильма ESF,  медиафорум, биеннале или Арт-Стрелка.

Как-то не принято у нас. Ну и рекламисты не торопятся позвать художников на свои Идеи, ДаЕжи, фестивали социальной рекламы, ММФРы и каннские прогнозы. А между тем, поговоришь с народом  - все люди, все человеки. Жизнь товара и предмета искусства довольно тесно переплетена, что наглядно продемонстрировали два недавних фестиваля: сверхкороткого фильма  ESF в "Проекте Фабрика" (http://www.esff.ru/rus/)  3-го июня и медиафорум в клубе на Брестской (http://mediaforum.mediaartlab.ru/)  24-27 июня этого года. Вот несколько сюжетов.

Художники активно борются против навязчивой рекламы и внимательно следят за недостатками продуктов. То, что попадает им "под нож" - важный симптом для рекламистов и маркетологов. Именно художникам приходит в голову пустить камеру шагать не горизонтально, а вертикально – по полкам супермаркетов под бранденбургский концерт Баха или делать из горы упаковок безликий и выморочный Город Гигантов (Фильмы из коллекции британского видеоарта, представленной на медиафоруме). И маркетинговая статистика о выборе продукта на единицу времени получает острую качественную характристику. И если Макдоналдс вызывает нездоровые реакции желудков и мозгов, то – будьте готовы увидеть в фильмах художников гламурное поедание бумажного гамбургера (Ксении Перетрухиной) и растерянных Адама и Еву с самодельными молитвами и в чем мать родила, пардон, Макдональд создал – прямо в забегаловке (Андрей Устинов).

Из некоторых потребительских свойств – скажем, длинного и бестолкового автоответчика, вырастают неплохие триллеры (пока девушка из ролика аргентинской художницы Адрианы Юркович дозванивается до полиции, ее успевает никуда не торопясь, не схватить даже, а взять, как йогурт с полки, злой маньяк).  Может быть, не стоит увлекаться излюбленной в артхаусе "чернухой", скажем, агонией чайного пакетика и смертью заводного ципленка, но социальные сюжеты художники разрабатывают на уровне, который и не снился нашей официальной рекламе (см. только что завершившийся конкурс). А вот Каннские номинанты явно следят за тем, что делается в европейском артхаусе. Социальная реклама в коротком метре изобретательна, остроумна и действительно действует. Вот среди идущих по улице ног ползет заводной солдатино, а вот у бумажного новобранца в трусах отрезают ножку и ставят штамп "не годен". Вот человеку растягивают рот до ушей проволочным "американайзером", а вот кашляющая от сигареты девчонка одним нажатием кнопки мостит экран (то же самое проделывает ее кашель). Все это – материал уже упомянутого фестиваля сверхкороткгого фильма, часть которого вывешена здесь: http://vision.rambler.ru/users/esf-fest/1/. Довольно много интересного было показано и на медиафоруме. Это и переместивший с фестиваля на форум "Гвоздь" Юрия Ланкова, где гвозди не слушаются молотка, и  "реставрация Антона Литвина, проявляющая в каждой оттертой от пыли матрешке один и тот же образ, который в конце концов оказывается физиономией президента.

В целом же артхаусные фильмы слишком длинны и обрывочны для рекламного стандарта и потомучасто являются лишь источником идей.   Если, конечно, не иметь в виду маститых художников, скажем. Ольгу Флоренскую ("Маленький патриотический фильм").

Образную взаимосвязь рекламы и короткометражки иногда ощущается на уровне летающего в воздухе эйдоса. Замечательный мультик про двух слезливых любителей мелодрам ("Полет"  Максима Шуакова) будто-бы скопирован с "красных попок" Арбат-Престижа. Скорее всего, обывательское сердце именно так и выглядит.

Есть и противоположная тенденция. Нередко высмеиваемые в фильмах товары или – шире – культура потребления – заменяются легкими бумажными "симулякрами". Гамбургеры, автомобили, фотоаппараты… Все просвечивает дырами, сдувается ветром, падает и мнется, как газета.

Один из замечательных примеров артхаусного обращения с голливудским  товаром – шуршащие сминаемые газеты в фильме "Жесть" - метафора быстрой смены экранных звезд в самом фильме. Эти же мятые листы – ироничное, но успешное продвижение "Комсомольской правды". В стиле "Антикиллера". И не случайно: оба фильма продюсировал Юсуп Бакшиев. Но мы отвлеклись от темы.

Не стоит думать, что рынок и реклама влияет на короткий метр только в негативном смысле, встречаясь лишь в сфере социальной проблематики. Артхаусу есть чему учиться у рекламистов: зажатые в тисках "противных обстоятельств" те, порой,  выдают чудеса внятности и завершенности. Таков, например, блестящий, болезненный и шумный, к тому же -  запрещенный в Азербайджане фильм Теймура Даими "Черный Рай", сделанный по всем правилам хорошей рекламы (http://www.artdaimi.com/rus/films/bp.html) .

И более того: художники – такие же благодарные потребители, как и мы, и точно так же увлекаются вещами, как и весь остальной народ, неосознанно встраиваясь в ряды лояльной аудитории. И здесь короткий метр – настоящий кладезь рекламных идей. Кажется даже, что в тут "всплывает" все то, что "оседает" в мусорной корзине рекламного агентства. Особенно отличаются в этой "потребительской корзине" два сюжета: электроника и пиво.

Глядя на то, как киношники справляются с несуществующим брифом, просто зависть берет. "Гамовер" (Game over) Владимира Вязанцева, Сергея Зилина и Дмитрия Карпова – прост как две копейки: по общежитию носятся, сломя голову, включая и выключая свет, трое парней. В результате на громадной панели идет азартная световая игра в тетрис. "Clic &Cut" Андрея Гончарова – про невероятно быстро щелкающего по клавиатуре мальчишку, который случайно кликает по мухе на экране, и она волшебным образом исчезает.

А вот пойманные на досуге пивные "инсайты". Они также просты, но действуют как-то уж очень свежо. "Гулливер" Марины Ражевой: просто наливается пиво в высокий стакан. С аппетитом смотрится, пока пенка войдет в свои берега. А потом появляется громадная рука, для которой этот стакан оказывается чуть ли не стопкой – и пиво исчезает в один глоток, а пустой стакан вызывает острое чувство жажды. Потому что ему, великану, мало! Другой ролик, кажется, Дмитрия Булныгина, "Weekend". Из пустынного неба идет холодный снег. Грустноватый, он нарастает и нарастает сугробом, и вдруг оказывается пенкой. Мужичок выпивает стакан пива в знойный летний день, и многозначительно смотрит: так то вот, дружок! Очень лиричный ролик, будто с этим парнем сто лет знаком…и песня Олега Митяева "Лето это маленькая жизнь"- про него.

Всех тем, объединяющих рекламу и короткий метр, не перечесть. Да и не нужно это. Недавно прошедшая выставка "Пэкшот" - выглядела своеобразной арт-реабилитацией для художников, занятых в рекламе и блокбастерах. Однако идеи и вещи, художники и рекламисты не такие уж и "оппоненты". Короткий метр наглядно показывает: все мы дружим с вещами, ценим остроумные идеи и хорошее исполнение, и, быть может, даже во сне видим нормальную, человеческую, рекламу. Не верите? – идите и смотрите.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

03.07.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 10:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация