Реклама и короткий метр
Как-то не принято у нас. Ну и рекламисты не торопятся позвать художников на свои Идеи, ДаЕжи, фестивали социальной рекламы, ММФРы и каннские прогнозы. А между тем, поговоришь с народом - все люди, все человеки. Жизнь товара и предмета искусства довольно тесно переплетена, что наглядно продемонстрировали два недавних фестиваля: сверхкороткого фильма ESF в "Проекте Фабрика" (http://www.esff.ru/rus/) 3-го июня и медиафорум в клубе на Брестской (http://mediaforum.mediaartlab.ru/) 24-27 июня этого года. Вот несколько сюжетов.
Художники активно борются против навязчивой рекламы и внимательно следят за недостатками продуктов. То, что попадает им "под нож" - важный симптом для рекламистов и маркетологов. Именно художникам приходит в голову пустить камеру шагать не горизонтально, а вертикально – по полкам супермаркетов под бранденбургский концерт Баха или делать из горы упаковок безликий и выморочный Город Гигантов (Фильмы из коллекции британского видеоарта, представленной на медиафоруме). И маркетинговая статистика о выборе продукта на единицу времени получает острую качественную характристику. И если Макдоналдс вызывает нездоровые реакции желудков и мозгов, то – будьте готовы увидеть в фильмах художников гламурное поедание бумажного гамбургера (Ксении Перетрухиной) и растерянных Адама и Еву с самодельными молитвами и в чем мать родила, пардон, Макдональд создал – прямо в забегаловке (Андрей Устинов).
Из некоторых потребительских свойств – скажем, длинного и бестолкового автоответчика, вырастают неплохие триллеры (пока девушка из ролика аргентинской художницы Адрианы Юркович дозванивается до полиции, ее успевает никуда не торопясь, не схватить даже, а взять, как йогурт с полки, злой маньяк). Может быть, не стоит увлекаться излюбленной в артхаусе "чернухой", скажем, агонией чайного пакетика и смертью заводного ципленка, но социальные сюжеты художники разрабатывают на уровне, который и не снился нашей официальной рекламе (см. только что завершившийся конкурс). А вот Каннские номинанты явно следят за тем, что делается в европейском артхаусе. Социальная реклама в коротком метре изобретательна, остроумна и действительно действует. Вот среди идущих по улице ног ползет заводной солдатино, а вот у бумажного новобранца в трусах отрезают ножку и ставят штамп "не годен". Вот человеку растягивают рот до ушей проволочным "американайзером", а вот кашляющая от сигареты девчонка одним нажатием кнопки мостит экран (то же самое проделывает ее кашель). Все это – материал уже упомянутого фестиваля сверхкороткгого фильма, часть которого вывешена здесь: http://vision.rambler.ru/users/esf-fest/1/. Довольно много интересного было показано и на медиафоруме. Это и переместивший с фестиваля на форум "Гвоздь" Юрия Ланкова, где гвозди не слушаются молотка, и "реставрация Антона Литвина, проявляющая в каждой оттертой от пыли матрешке один и тот же образ, который в конце концов оказывается физиономией президента.
В целом же артхаусные фильмы слишком длинны и обрывочны для рекламного стандарта и потомучасто являются лишь источником идей. Если, конечно, не иметь в виду маститых художников, скажем. Ольгу Флоренскую ("Маленький патриотический фильм").
Образную взаимосвязь рекламы и короткометражки иногда ощущается на уровне летающего в воздухе эйдоса. Замечательный мультик про двух слезливых любителей мелодрам ("Полет" Максима Шуакова) будто-бы скопирован с "красных попок" Арбат-Престижа. Скорее всего, обывательское сердце именно так и выглядит.
Есть и противоположная тенденция. Нередко высмеиваемые в фильмах товары или – шире – культура потребления – заменяются легкими бумажными "симулякрами". Гамбургеры, автомобили, фотоаппараты… Все просвечивает дырами, сдувается ветром, падает и мнется, как газета.
Один из замечательных примеров артхаусного обращения с голливудским товаром – шуршащие сминаемые газеты в фильме "Жесть" - метафора быстрой смены экранных звезд в самом фильме. Эти же мятые листы – ироничное, но успешное продвижение "Комсомольской правды". В стиле "Антикиллера". И не случайно: оба фильма продюсировал Юсуп Бакшиев. Но мы отвлеклись от темы.
Не стоит думать, что рынок и реклама влияет на короткий метр только в негативном смысле, встречаясь лишь в сфере социальной проблематики. Артхаусу есть чему учиться у рекламистов: зажатые в тисках "противных обстоятельств" те, порой, выдают чудеса внятности и завершенности. Таков, например, блестящий, болезненный и шумный, к тому же - запрещенный в Азербайджане фильм Теймура Даими "Черный Рай", сделанный по всем правилам хорошей рекламы (http://www.artdaimi.com/rus/films/bp.html) .
И более того: художники – такие же благодарные потребители, как и мы, и точно так же увлекаются вещами, как и весь остальной народ, неосознанно встраиваясь в ряды лояльной аудитории. И здесь короткий метр – настоящий кладезь рекламных идей. Кажется даже, что в тут "всплывает" все то, что "оседает" в мусорной корзине рекламного агентства. Особенно отличаются в этой "потребительской корзине" два сюжета: электроника и пиво.
Глядя на то, как киношники справляются с несуществующим брифом, просто зависть берет. "Гамовер" (Game over) Владимира Вязанцева, Сергея Зилина и Дмитрия Карпова – прост как две копейки: по общежитию носятся, сломя голову, включая и выключая свет, трое парней. В результате на громадной панели идет азартная световая игра в тетрис. "Clic &Cut" Андрея Гончарова – про невероятно быстро щелкающего по клавиатуре мальчишку, который случайно кликает по мухе на экране, и она волшебным образом исчезает.
А вот пойманные на досуге пивные "инсайты". Они также просты, но действуют как-то уж очень свежо. "Гулливер" Марины Ражевой: просто наливается пиво в высокий стакан. С аппетитом смотрится, пока пенка войдет в свои берега. А потом появляется громадная рука, для которой этот стакан оказывается чуть ли не стопкой – и пиво исчезает в один глоток, а пустой стакан вызывает острое чувство жажды. Потому что ему, великану, мало! Другой ролик, кажется, Дмитрия Булныгина, "Weekend". Из пустынного неба идет холодный снег. Грустноватый, он нарастает и нарастает сугробом, и вдруг оказывается пенкой. Мужичок выпивает стакан пива в знойный летний день, и многозначительно смотрит: так то вот, дружок! Очень лиричный ролик, будто с этим парнем сто лет знаком…и песня Олега Митяева "Лето это маленькая жизнь"- про него.
Всех тем, объединяющих рекламу и короткий метр, не перечесть. Да и не нужно это. Недавно прошедшая выставка "Пэкшот" - выглядела своеобразной арт-реабилитацией для художников, занятых в рекламе и блокбастерах. Однако идеи и вещи, художники и рекламисты не такие уж и "оппоненты". Короткий метр наглядно показывает: все мы дружим с вещами, ценим остроумные идеи и хорошее исполнение, и, быть может, даже во сне видим нормальную, человеческую, рекламу. Не верите? – идите и смотрите.
Advertology.Ru
03.07.2006
Комментарии
Написать комментарий