Статьи

Фирменный стиль предприятия

По определению фирменный стиль - это визуальное и смысловое единство предлагаемых товаров/услуг, всей информации, исходящей от предприятия, его внутреннего и внешнего оформления. Это характерный для данного предприятия язык, своеобразное удостоверение личности предприятия, его опознавательный знак, визитная карточка.

Свой стиль способствует запоминанию фирмы, марки и их рекламированию, в том числе и через молву. Например, такой диалог: "Ты где так хорошо машину отремонтировал? - А в сервисе "Самоделкин". В создании имиджа при помощи фирменного стиля используют подходы типа: "Мой товар, как у всех, но зато сам я уникален". Потом это незаметно трансформируется в безапелляционное: "Я - уникален, и потому мой товар тоже совсем особый!" У потребителя должно выработаться понятие: "Я клиент этой оригинальной фирмы. Значит, я тоже неординарный человек!"

Основными, "официальными" элементами фирменного стиля являются: 1) название фирмы или марки товара; 2) логотип; 3) товарный знак; 4) слоган; 5) фирменные цвета.

Название. Нельзя, конечно, безоглядно верить, что "как корабль назовешь, так он и поплывет". Это больше говорится для красного словца. Если весь бизнес-план не продуман, предприниматель не учился маркетингу, удачное название не спасет его детище.

Для раскрутки любого предприятия, особенно малого, очень важно, чтобы как можно быстрее люди запомнили его название хотя бы на слух. Тогда при наличии заметного конкурентного преимущества большую помощь окажет "сарафанное радио".

Очень эффективно использовать уже готовое "народное" название предприятия. Если местные покупатели давно прозвали магазин по его номеру, то после приватизации так и зарегистрируй его название "Тридцатый", "Сотый". Зачастую местные жители называют магазин по месту расположения или по имени директора: "В Яме", "На горке", "Три ступеньки", "У парка", "У Григория". Если эти названия отразить на вывеске, это обязательно будет воспринято народом с симпатией.

Мне нравится название "Раздолбай сервис", которое носит малое предприятие, занимающееся работами разрушительного характера: делает проемы в стенах, проходы и пр. Здесь есть и юмор, и отражение профиля деятельности. Вообще сейчас много забавных и запоминающихся названий: "Елки-палки", "Обжора", "Пирожки из печи", "Бабушкины блины" и пр.

Второй элемент - логотип. Это оригинальное графическое начертание (специально разработанное или подобранное среди существующих шрифтов) полного или сокращенного наименования предприятия или товарной группы. Единожды выбранный прием изображения логотипа должен затем использоваться всегда. Главные требования к логотипу: легкая читаемость и визуальная запоминаемость. В самом трудном положении находятся предприятия, выпускающие какой-то изящный товар, вроде духов, кондитерской продукции, нижнего женского белья и т.п. Сюда просятся красивые, но плохо читаемые шрифты - затейливые, с росчерками, нажимами и завитушками. Есть на рынке строительная фирма "Зодчий". С одной стороны, само название удачно отражает строительный профиль. Но оно лучше читалось бы, если разделить эти пестрые буквы.

Товарный знак - это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров - других. Ни одну марку нельзя сделать брендом без товарного знака. Кто не знает мерседесовского круга с тремя лучами? Он символизирует первенство в трех стихиях: на небе, на земле и на воде. В то же время этот товарный знак похож на баранку автомобиля. Или вот эмблема фирмы "Nike". Она похожа и на клюшку, и на конек, но на самом деле это контуры перышка, что призвано напоминать о легкости спортивной одежды "Nike".

Словесные товарные знаки могут быть разделены на слова (ведь буквы - это тоже знаки) естественного языка - "Кавалер", "Табурет" и знаки в виде слов, образованных искусственно: "Свема", "Ксерокс". Следует обратить внимание, что сегодня даже в бизнес-среде и любой товарный знак, и логотип ошибочно называют одним словом "логотип". Но по определению в лого-типе (logo - слово) должно присутствовать слово хотя бы в виде аббревиатуры.

Товарный знак, зарегистрированный в черно-белом исполнении, может использоваться в любых цветовых сочетаниях. Обозначение, заявленное на регистрацию в качестве товарного знака в цветном исполнении, регистрируется и охраняется только в цветовой гамме, предусмотренной в свидетельстве. Товарный знак, как правило, ставится и на сами изделия, этикетки, на упаковку и на всю документацию; он присутствует на всех видах рекламы, начиная от визиток, а также на фирменной одежде.

Около зарегистрированных элементов фирменного стиля помещают значок (registered - "зарегистрировано"). Значок (Trade mark - "торговая марка") не имеет хождения в РФ, поскольку у нас юридически не утверждено понятие "торговая марка". К сожалению, большинство российских фирм не всегда ставят знак, даже получив документы о регистрации. А ведь этот значок поднимает репутацию фирмы и подчеркивает коммерческую грамотность предпринимателя!

Слоган - это главный рекламный лозунг. По большому счету он должен выражать миссию компании или конкурентное преимущество товара/услуги. Считаю удачным слоган компании "Миэль-недвижимость": "Нас рекомендуют друзьям!". Рекламный лозунг должен содержать не более семи слов. Удачными бывают рифмованные слоганы, например: "Жилет" - лучше для мужчины нет!". Более эмоциональным будет слоган, содержащий восклицание, вопрос. Легко воспринимается и запоминается шутка, каламбур. Довольно распространенным приемом является антитеза, как, например: "Мини-машина для макси-стирки".

Фирменные цвета. Их выбор зачастую определяется типом товаров. Например, минеральная вода и молоко традиционно имеют этикетки сине-голубой и зеленой гаммы. Мясные продукты лучше предлагать в упаковках с цветами красно-розовых оттенков. На упаковке продукции "Коркунов", например, явно звучат шоколадные цвета. Цвет может отталкиваться и от гендерной (половой) характеристики основных целевых покупательских аудиторий. Напомним, что женщины предпочитают теплые красно-желтые оттенки, а мужчины - холодные сине-фиолетово-зеленые.

Фирменный блок - это объединенные в общую графическую композицию товарный знак и логотип (иногда и слоган). Часто на регистрацию подают весь фирменный блок. В качестве удачного примера можно привести фирменный блок "Билайн". Здесь ярким символом-образом стала пчела, от которой выстроился ассоциативный ряд: пчела-соты-сотовая связь. "Bee Line", как известно, переводится как "линия пчелы". Образ пчелы традиционно позитивен: это польза от меда, а также трудолюбие и скорость. Весь фирменный блок "Билайн" визуально удачен, ибо синий, желтый, белый и красный - хорошо сочетаемые цвета.

Одним из основных критериев при окончательной оценке фирменного блока является понимание и прочтение всех деталей изображения в случае, когда он будет нанесен на визитку и мелкие сувениры в сильно уменьшенном виде. Исходя из этого критерия, в виде товарных знаков лучше использовать предельно упрощенные фигуры типа криптограмм.

Теперь по поводу регистрации фирменного блока. Вот иногда меня просят через "свои каналы" сократить время регистрации до месяца-двух. Объясняю. Быстрее, чем через год, зарегистрировать фирменный стиль невозможно. Этот установленный срок, по-видимому, является контрольным - если предприятие не выжило в течение этого времени, то стоит ли тратить время на патентную экспертизу и засорять информационное пространство? В связи с этим хотелось бы предупредить наших читателей, чтобы они не кормили тех мошенников, которые будут предлагать "за отдельную плату" ускорить оформление. Цена этим купленным "документам" будет, не выше, извините, туалетной бумаги.

Михаил ТИМОФЕЕВ
businesspress.ru

09.03.2006

на печать


Комментарии

eco43
12.03.2006 15:05 | сообщение #1
 

Сиасибо за напоминание простых истин. Честно.

Ольга
04.06.2014 13:11 | сообщение #2
 

Информация оказалась очень полезной. Спасибо.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Искусство из холодильника: как нарисовать Майкла Джексона обезжиренным...Искусство из холодильника: как нарисовать Майкла Джексона обезжиренным...
В Instagram набирает популярность аккаунт британского художника-экспериментатора по имени Yaseen. Вместо красок он использует фруктовые соки, ореховую пасту и какао-порошок, а моделями делает всемирно известных личностей.
Банковские программы лояльности: ключевые трендыБанковские программы лояльности: ключевые тренды
За последние два года рынок банковской розницы изменился до неузнаваемости: поменялись правила игры, устанавливаемые регулятором, из растущего на 30–40% рынок превратился в стремительно падающий, а еще недавно прибыльные игроки едва сводят концы с концами.
Встречают трафик по CPC, а провожают – по конверсииВстречают трафик по CPC, а провожают – по конверсии
Ильнур Юлдашев, специалист отдела веб-аналитики Registratura.ru, рассказывает о том, почему  при оценке ведения интернет-рекламы нельзя делать поспешные выводы об эффективности/неэффективности источников, анализа входящего трафика.
Исследование "Еда и жизнь вокруг нее"Исследование "Еда и жизнь вокруг нее"
Исследование ИКЕА Россия «Еда и жизнь вокруг нее» проводилось среди 1500 человек в возрасте от 25 до 40 лет, из которых 60% женщины и 40% мужчины. Более половины респондентов имеют детей в возрасте до 12 лет.
559 рублей559 рублей
559 рублей потратил в июле 2015 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Открылась выставка Lexus Hybrid ArtОткрылась выставка Lexus Hybrid Art
21 июля в Москве в театре «Россия» (бывший кинотеатр «Пушкинский») начала работу шестая ежегодная выставка гибридного искусства Lexus Hybrid Art. Следуя концепции этого сезона — «создавая чувства» — куратор Бернардо Москейра собрал инсталляции, видеокартины и контактные перформансы ведущих современных художников в пространстве театра.
Упаковочка, этикеточка, коробочкаУпаковочка, этикеточка, коробочка
Открыта выставка RosUpack — крупнейшее в России, СНГ и странах Восточной Европы событие упаковочной индустрии.
Типоманский фестивальТипоманский фестиваль
«Типомания» на новой площадке, с новыми проектами, новыми впечатлениями.
Дизайн и РекламаДизайн и Реклама
С 14 по 17 апреля в Доме Художника проходит  21-я выставка рекламной индустрии "Дизайн и Реклама". Худшие опасения не оправдались. Посетителей много; стендов много; семинаров, мастер классов и прочих активностей много. С чем Advertology.ru всех и поздравляет!
ФАС. Лечим, или как обычно?ФАС. Лечим, или как обычно?
Под видом нерецептурных лекарств и БАДов рекламируют лекарства, отпускаемые по рецепту

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

29.08.2015 - 04:00
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация