Риски и возможности

Клиент всегда неправ

Взаимоотношения журналистов и пиарщиков часто полны драматизма. Особенность профессии приводит к тому, что их конфликты на виду, они обсуждаются много и шумно.  Однако обычно речь ограничивается внешними проявлениями скрытых дефектов управления. Мы же хотим поговорить именно о причинах. Кстати, они характерны не только для этой, немного бесшабашной публики, но и для взаимодействия с любыми клиентами. 

Любите ли вы пиарщиков так, как люблю их я? Всеми силами души вашей, всею страстью? Вопрос, разумеется, риторический, но, тем не менее, он поставлен. Шутить изволит автор? Ничуть не бывало. Когда остро нужен комментарий к статье, сюжет для статьи, когда надо быстро понять что происходит в той или иной отрасли, журналист обращается именно к пиарщику. Просто потому, что эксперт, обладающий сакральным знанием, всегда занят, зато пиарщик самой своей должностью определен помогать в этих вопросах. Ему, в конце концов, именно за это платит деньги его родная фирма. Поэтому в случаях счастливого совпадения интересов – когда комментарий приходит за минуту до дедлайна, когда мнения экспертов не надо редактировать, вычеркивая абзацами и без того скудный текст, когда… Да что говорить, в эти минуты проникаешься к партнеру нежностью, которой напрочь, казалось бы, лишен наш бизнес. Ничего личного, говорите? Неправда, очень даже личные возникают чувства к человеку, знакомому лишь по переписке.

К хорошему привыкают быстро. То, что случилось однажды, начинает казаться нормой. В то время как нормой такие отношения вовсе не являются. Комментарии не приходят, звонки и обращения игнорируются. Почему?

Гипотетически, конечно, возможна ситуация, когда отказ связан с тем, что профиль работы фирмы не соответствует тематике журнала или требуется прокомментировать действия конкурентов. Но в работе профессиональных журналистов подобные обращения крайне редки. Обычно такого рода варианты легко просчитываются и сразу отбрасываются. Однако даже в случаях, когда интересы сторон, казалось бы, полностью совпадают, можно встретить только: "Ждите ответа, ждите ответа… Ваш звонок очень важен для нас, все операторы заняты…". И все-таки – почему? Причин видится, как минимум, две.

В очередь, сукины дети!

Разумеется, мы не будем называть тут конкретные компании. Как сказал недавно Явлинский в телевизионном интервью: "Вы, конечно, догадываетесь, что я никого не имею в виду". Истинно так. 

В одном из лидеров рынка… скажем так, важных для населения услуг, был заведен такой порядок. Позвонив в пресс-службу и задав свой вопрос определенному человеку, журналист уже не может получить ответ от кого-то другого. Таков порядок, который твердо (хотя и не своей воле, вероятно) заучили сотрудники этой пресс-службы. И неважно, что этот человек уехал на встречу вскоре после получения звонка, что на следующий день он заболел, уехал в командировку. Порядок есть порядок. Орднунг, одним словом. С точки зрения компании это удобно: информация о каждом звонке не потеряется и координация действий сотрудников не требуется. Клиенты? (а журналисты в этом случае именно клиенты и есть) Какие пустяки!

Эффективность работы, которая является мерой вещей в любом учебнике по какой угодно бизнес-дисциплине, сплошь и рядом таковой не является. Просто потому, что нет единства мнений в том, что считать единицей измерения. Эффективность чего мы будем считать, конструируя организацию, устанавливая связи и прописывая должностные инструкции? Компании? Помилуйте, у крупной компании масса отделов и каждый из них имеет собственные интересы. А у начальников отделов есть и свои собственные интересы, не всегда совпадающие ни с первыми, ни со вторыми. Речь не идет о деньгах, разумеется. Нам разобраться бы со структурой отношений. И в нашем случае руководителю отдела гораздо проще установить удобную для управления структуру отношений, чем "париться" с координацией действий подчиненных в условиях вечных дедлайнов беспокойных клиентов.

Впрочем, можно пойти другим путем. Правом выступать публично от имени компании наделен, как правило, очень узкий круг лиц. Руководитель пресс-службы обычно входит в него и замыкает все вопросы на себя. Он дружелюбен и контактен. Ему нравится быть таким, и он действительно таков. Но он очень занят – вот беда. Он – узкое горло в потоке информации и никакой тайм-менеджмент, вообще говоря, тут не поможет. Если, конечно, не трактовать этот инструмент расширительно, т.е. не изменять принятый порядок прохождения информации. Беда усугубляется еще и тем, что быть "узким горлом" руководителю – нравится. От него все зависит, он нужен, он востребован, по-своему, т.е. по собственным критериям эффективен. А интересы человека выше интересов общества (или компании) – так считает современная гуманистическая идеология.

Родовое проклятие

Однажды автор этих строк получил отказ от комментария в ситуации, более чем удивительной. Готовилась статья для известного делового журнала ("Компания"), нужен был комментарий от фирмы-импортера FMCG-товаров, не имеющей в России своего производства. Журналисту было известно, что одна из фирм, в которой работает его хорошая знакомая (только бизнес, ничего личного) по своему профилю идеально подходит для участия в этой статье. Собственно, комментарий был уже написан им самим, исходя из известной информации о фирме. Оставалось только согласовать ее. Но последовал отказ даже рассматривать подготовленный текст. Эффект был похож на столкновение с неожиданно возникшей на пути стеклянной стеной. Почему? И ответ был получен.

Компании очень прагматично подходят к общению с прессой. Если нужны только глянцевые журналы, то работать будут только с ними. Если нужны отраслевые – значит, будут и они. Речь идет, подчеркнем, не о рекламе, а о PR, т.е. общих статьях, комментариях и т.п. При этом даже десяти минут не будет потрачено на общение с журналистом из другого, не входящего в этот перечень издания.

Дело не только в том, что время - деньги, а привычка считать последние усвоена очень хорошо. Риск искажения информации, который, по мнению руководства, существует при любом контакте с прессой, не стоит выгод этого контакта. При этом не учитываются малозначимых, с точки зрения руководителя такой фирмы, факторов.

Во-первых, лояльность журналиста – не пустяк. Отказав ему однажды в подобной ситуации, пиарщик может вычеркнуть его из своей телефонной книги. Его пресс-релизы будут лететь в корзину, приглашения игнорироваться. Журналисты не мстительны, но эмоциональны. Конечно, это неважно, но ведь журналист может и поменять издание. Равно как и компания может изменить свой профиль деятельности. Но осадочек-то остался.

Во-вторых, отказ по причине неизбежного искажения информации – это, скорее всего, отговорка. Истинная причина в том, что руководитель не понимает роли прессы, считая ее чем-то вроде такси: заплатил и довезет куда скажешь. На наш взгляд, корректнее применять к распространению публичной информации квантовый принцип неопределенности. Согласно ему невозможно точно измерить одновременно два параметра – местоположение и скорость - элементарной частицы, например, электрона. Так и тут: эффект от появления имени компании в другом, "нецелевом" с ее точки зрения издании точно измерить нельзя. А измерения эффективности пиара в целевых,  переносимые на эффективность от размещения рекламы – некорректны.

Таким образом, происходит разделение СМИ на "чистых" и "нечистых". О том, как обходятся с журналистами, не вошедшими в "пул", мы уже писали в первой части статьи. Как становится понятно теперь, одно и то же явление может иметь совершенно разные причины.

Ну и что, - может сказать въедливый читатель. Дают журналистам информацию или не дают – это их проблемы. Узкотематическая получается статья. Позвольте, не согласиться. Попробуйте вставить вместо слова "журналист" - слово "клиент" или "покупатель". Удивительная получится картинка.

Дмитрий Фролов,
Advertology.Ru

08.12.2005

на печать


Комментарии

cadet
08.12.2005 14:14 | сообщение #1
 

Про "узкое горлышко", т.е. руководителя пресс-службы: на мой взгляд, такое положение вещей как раз эффективно, и речь не об интересах человека, а о компании: только 1 человек должен давать информацию, только от него в прессу должны проникать сведения - это основы PR. Просто потому, что это наилегчайший способ избежать противоречий в публикациях. да и крайнего найти легко :)
Про "не входящие в этот перечень издания": ИМХО, очень недальновидно и глупо со стороны таких компаний, хотя отчасти они правы - вряд ли кому-то будет приятно увидеть себя в каком-нибудь таблоиде.

Дмитрий Фролов
08.12.2005 14:56 | сообщение #2
 

2 cadet
Разумеется, комментарий должен давать или один человек или ограниченное их число (и должен быть список). Но - это с одной стороны. Я же говорю об опасностях этого ясного и логичного порядка. Их надо предусмотреть, ибо "порядок для порядка" это как искусство для искусства.
О таблоидах. Разумеется, речь не идет о столь широких разницах в форматах. Мне приходилось сталкиваться с гораздо более узкими ножницами. Например, в "Свой бизнес" не дам, а в "Компанию" дам. Или в "Компанию" не дам, а в узкоспециализированный отраслевой - дам. Таблоиды - слишком очевидный пример, тут и копья ломать не надо

cadet
08.12.2005 15:54 | сообщение #3
 

Дмитрий, добрый день!
1. комментарии. И ради И - глупо, согласен. может, речь идет о небольших просчетах в организации: например, комментировать могут какие-нить PR-менеджеры, но предварительный "одобрям" от руководителя должен быть - по-моему, оптимальный вариант - изнутри-то манагеру легче на руководство выйти.

2. издания. может, проблема была все-таки в формулировке запроса??? или речь зашла о деньгах??? или при подобных комментариях компания оказывалась в невыгодном свете??? а иначе просто невозможно логически объяснить причины подобных отказов.

Дмитрий Фролов
09.12.2005 10:11 | сообщение #4
 

Формулировки запроса давно отработаны, с ними все ОК. И с отношениями все ОК. Тем не менее... В том-то вся и проблема. Она реальна, поверьте. Я сталкиваюсь с этим постоянно. Потому и пишу.

cadet
09.12.2005 11:02 | сообщение #5
 

Дмитрий Фролов, если не секрет - для кого пишете? в смысле - для каких изданий? т.е. какой профиль, какую инфу запрашиваете? (это уже личное, не по статье - может сработаемся:))

Дмитрий Фролов
09.12.2005 13:49 | сообщение #6
 

Сейчас я работаю в "Индустрии рекламы". Довольно много (сейчас меньше) писал в "Компанию", немного в "Свой бизнес", есть еще Пищевое оборудование в России", "Мясной ряд", БОСС. Но - еще раз - в последнее время штатная работа занимает все больше времени. К тому же это еще и интересно

cadet
09.12.2005 19:11 | сообщение #7
 

издания известные, впечатляет. если вдруг что из области HR понадобится - обращайтесь, всегда буду рад помочь

nipani
12.12.2005 0:45 | сообщение #8
 

Здравствуйте, Дмитрий!
Хотел вас пригласить в участники форума СОВЕТНИК.ru
http://www.sovetnik.ru/forum/view/?topic=6027&period=
Много интересного можно там узнать о ваших коллегах, которые ... (если интересно сами прочитаете)
Я думаю, что "малоумных" хватит и на век наших прямых потомков, но... давайте знакомиться, делиться проблемами, взглядами...
И, я так думаю, что пора "переходить на личности". Журналист вообще - это кто? Поисковик и компилятор? Конечно нет. Ещё раз нет. Мне кажется "форумы" идеальное место, спасибо редакциям, для обмена мнениями по вопросам УДОВЛЕТВОРЕНИЯ КЛИЕНТА... тут с ВАМИ будет спорить только тот, который и подвиг вас на эту статью. Других не будет (по "гамбургскому" счёту!)

Думаю будут вопросы, точнее вопрос. Кого вы (то есть я) подразумеваете под КЛИЕНТОМ?
Интересно услышать варианты.
Лучше на двух форумах одновременно.

cadet
12.12.2005 1:35 | сообщение #9
 

nipani, огромное спасибо за интересный ресурс (я про "Советник")

С уважением,

nipani
13.12.2005 16:59 | сообщение #10
 

А Дмитрий знал. О Советнике.

nipani
13.01.2006 19:14 | сообщение #11
 

Один раз и в другой теме. Дмитрий скромный, как все "спецы".

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 16:43
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация