Бизнес-форум бизнес-разведчиков
Тайное становится явным. Пусть не сразу, но становится. Однако слова "конкурентная разведка" в названии конференции говорили о том, что именно там могут быть, наконец, раскрыты тщательно скрываемые технологии. Отчасти так и произошло.
Конференция "Конкурентная разведка: стратегия и тактика", прошедшая 25 октября 2005 года (организатор – компания Onconference) чуть было не закончилась скандалом. Мерное течение докладов отнюдь не усыпило публику. И народ (слушатели), до поры терпеливо пережидавший несколько академические, скажем так, сентенции типа "риск – это возможность опасности, а угроза – это возможная опасность", сразу же после завершения официальной программы перестал безмолвствовать. В ходе бурной и конструктивной дискуссии между слушателями и докладчиками выяснилось следующее.
В понятие "конкурентная разведка" (далее "КР") разные люди – как докладчики, так и слушатели - вкладывают разное содержание. Одни под КР понимают изучение конкурентов в контексте плана маркетинга, другие считают, что задача КР – обеспечивать безопасность бизнеса. И каждый ожидал услышать на конференции подтверждение и конкретизацию своей точки зрения. Естественно, этого не случилось. Но ожидания и не могли полностью реализоваться в силу своей антагонистичности. Причина проста: обе точки зрения имеют свою историю и свои, судя по всему, различающиеся друг от друга пути развития. Вот об этом-то мы и поговорим здесь подробнее, приводя при необходимости ссылки на докладчиков конференции и/или специалистов отрасли.
С кем вы, мастера КР?
Собственно, "двуликость" на глазах зарождающейся отрасли известна давно. Практически на каждом крупном мероприятии последних нескольких лет, будь то круглый стол или конференция, заходит речь о целях КР. И каждый раз специалисты стремятся выработать общий язык и общие подходы. Однако, судя по всему, "воз и ныне там". Несмотря на искренность регулярно возобновляемых попыток сближения, пока стороны говорят на разном языке и о разном. Кто же они?
Точку зрения маркетологов на конференции представлял Игорь Березин, Президент Российской гильдии маркетологов. Вот его определение: "под КР мы будем понимать получение легальными аналитическими и/или исследовательскими методами из открытых источников информации о рынке, конкурентах, технологиях и разработках. Эта информация необходима руководству компании для принятия правильных стратегических решений". Таким образом, КР, по мысли Березина, может считаться одним из проявлений маркетинговых исследований (МИ), причем, КР существенно меньше МИ, а уж тем более маркетинга в целом. Разница в том, что КР исследует взаимодействие компании с конкурентами, а МИ, включая в себя это, описывает также рынок, в т.ч. желания и стремления потребителя. Однако маркетологи, заметим мы, заканчивали самые разные институты и работали в самых разных компаниях. Но никогда (исключения неизвестны автору этих строк, хотя, разумеется, и возможны) среди них не было и нет сотрудников силовых структур. Бывшие или действующие силовики, "экономисты в штатском", как образно назвал их Александр Доронин, признанный эксперт по экономической и информационной безопасности, образуют вторую группу специалистов КР.
Под КР специалисты, вышедшие из силовых структур, обычно понимают обеспечение безопасности бизнеса, т.е. выявление угроз, раскрытие планов конкурентов и противодействие им, своевременное информирование о ключевых событиях, выявление слабых мест безопасности и организация защиты собственной конфиденциальной информации и т.д. Как легко видеть, эти цели лишь в небольшой своей части пересекаются с целями первой группы.
Каждому свое
Спор о том, "кто более полезен для бизнеса" не имеет под собой оснований: и те, и другие цели, несомненно, важны. Инструменты, которые используют обе группы специалистов для достижения своих целей, также похожи. Одним из значимых итогов конференции можно считать факт признания приоритета анализа открытых источников над применением "специфических сил и средств", т.е. подслушивающих устройств и прочей разведывательной техники. Об этом говорили многие докладчики, причем из уст выходцев из силовых структур такие слова звучали особенно убедительно. "Применение специальной техники, - утверждал, например, Игорь Кузьмичев, директор компании "Лигант", - неоправданно дорого в подавляющем числе случаев". Именно стоимость работ является главным ограничителем их применения.
"Главное в КР не инструменты (их подобрать не так сложно), а правильная постановка задачи, - считает Александр Доронин". Именно фокусированием на разных вопросах и различаются специалисты описанных нами выше двух групп.
Интересно, что за последние несколько лет специалисты КР – силовики и маркетологи – сумели выработать общий язык. Во всяком случае, на конференции не возникало ощущения непонимания друг друга, как это было еще 2 – 3 года назад. Да, в силу различного жизненного и профессионального опыта, люди по-разному видят свои задачи. Но они могут обсуждать их! По сути, произошло деление отрасли. Специалировавшиеся фирмы обслуживают смежные и связанные между собой, но уже разные рынки. Поскольку совершенствуется инфраструктура, то можно ожидать роста спроса на услуги КР.
Однако "взросление" рынка – это не только создание общего языка. Это еще и умение всех участников разговаривать на нем. Здесь же, судя по наблюдавшейся на конференции ситуации, до идиллии еще далеко. Разрыв между ожиданиями слушателей и проблемами, актуальными для выступающих, стал причиной активной и временами резкой дискуссии. Слушатели, как это часто бывает на конференциях, ожидали конкретных методик, кейсов, примеров решений тех или иных задач. В то же время большинство выступающих сосредоточились на описании инфраструктуры рынка, своих представлениях о потребностях отрасли и направлениях их развития.
В сухом остатке имеем…
Что же полезного вынесли для себя представители производственных компаний, присутствовавшие на конференции? Разумеется, для точного ответа желательно было бы провести опрос, однако некоторые выводы можно сделать и на основании наблюдений.
Несомненно, удалось уточнить для себя "кто есть кто" в отрасли – на конференции присутствовали если не все, то многие признанные авторитеты КР.
Безусловно, удалось узнать о новых инструментах поиска информации. Например, известный проект "Публичная интернет-библиотека" (http://www.public.ru/) достиг уровня, когда объем информации, вкупе с развитой системой поиска, стали позволять решать качественно иные задачи.
Однако главным итогом, "полезным знанием" для них, на наш взгляд, стало лучшее понимание того, как соответствуют друг другу бизнес-задачи и уже созданные инструменты. Это позволяет правильно расставить акценты как при создании собственной службы КР, так и при передаче заказа на аутсорсинг. В меру скромных сил мы в этой небольшой статье тоже постарались сказать именно об этом.
P.S. Мало конкретики? Помилуйте, весь интернет перед вами. Посмотрите программу конференции, почитайте книги, написанные выступающими. Главная цель любой конференции – назвать "кто есть кто" и уточнить в дискуссии проблемы отрасли. Решение любых других, детальных задач – это предмет последующей повседневной работы.01.11.2005
Комментарии
Написать комментарий