Риски и возможности

Бизнес-форум бизнес-разведчиков

Бизнес-форум бизнес-разведчиков

Тайное становится явным. Пусть не сразу, но становится. Однако слова "конкурентная разведка" в названии конференции говорили о том, что именно там могут быть, наконец, раскрыты тщательно скрываемые технологии. Отчасти так и произошло.   

Конференция "Конкурентная разведка: стратегия и тактика", прошедшая 25 октября 2005 года (организатор – компания Onconference) чуть было не закончилась скандалом. Мерное течение докладов отнюдь не усыпило публику. И народ (слушатели), до поры терпеливо пережидавший несколько академические, скажем так, сентенции типа "риск – это возможность опасности, а угроза – это возможная опасность", сразу же после завершения официальной программы перестал безмолвствовать. В ходе бурной и конструктивной дискуссии между слушателями и докладчиками выяснилось следующее.

В понятие "конкурентная разведка" (далее "КР") разные люди – как докладчики, так и слушатели - вкладывают разное содержание. Одни под КР понимают изучение конкурентов в контексте плана маркетинга, другие считают, что задача КР – обеспечивать безопасность бизнеса. И каждый ожидал услышать на конференции подтверждение и конкретизацию своей точки зрения. Естественно, этого не случилось. Но ожидания и не могли полностью реализоваться в силу своей антагонистичности. Причина проста: обе точки зрения имеют свою историю и свои, судя по всему, различающиеся друг от друга пути развития. Вот об этом-то мы и поговорим здесь подробнее, приводя при необходимости ссылки на докладчиков конференции и/или специалистов отрасли.

С кем вы, мастера КР?

Собственно, "двуликость" на глазах зарождающейся отрасли известна давно. Практически на каждом крупном мероприятии последних нескольких лет, будь то круглый стол или конференция, заходит речь о целях КР. И каждый раз специалисты стремятся выработать общий язык и общие подходы. Однако, судя по всему, "воз и ныне там". Несмотря на искренность регулярно возобновляемых попыток сближения, пока стороны говорят на разном языке и о разном. Кто же они?

Точку зрения маркетологов на конференции представлял Игорь Березин, Президент Российской гильдии маркетологов. Вот его определение: "под КР мы будем понимать получение легальными аналитическими и/или исследовательскими методами из открытых источников  информации о рынке, конкурентах, технологиях и разработках. Эта информация необходима руководству компании для принятия правильных стратегических решений". Таким образом, КР, по мысли Березина, может считаться одним из проявлений маркетинговых исследований (МИ), причем, КР существенно меньше МИ, а уж тем более маркетинга в целом. Разница в том, что КР исследует взаимодействие компании с конкурентами, а МИ, включая в себя это, описывает также рынок, в т.ч. желания и стремления потребителя. Однако маркетологи, заметим мы, заканчивали самые разные институты и работали в самых разных компаниях. Но никогда (исключения неизвестны автору этих строк, хотя, разумеется, и возможны) среди них не было и нет сотрудников силовых структур. Бывшие или действующие силовики, "экономисты в штатском", как образно назвал их Александр Доронин, признанный эксперт по экономической и информационной безопасности, образуют вторую группу специалистов КР.

Под КР специалисты, вышедшие из силовых структур, обычно понимают обеспечение безопасности бизнеса, т.е. выявление угроз, раскрытие планов конкурентов и противодействие им, своевременное информирование о ключевых событиях, выявление слабых мест безопасности и организация защиты собственной конфиденциальной информации и т.д. Как легко видеть, эти цели лишь в небольшой своей части пересекаются с целями первой группы.

Каждому свое

Спор о том, "кто более полезен для бизнеса" не имеет под собой оснований: и те, и другие цели, несомненно, важны. Инструменты, которые используют обе группы специалистов для достижения своих целей, также похожи. Одним из значимых итогов конференции можно считать факт признания приоритета анализа открытых источников над применением "специфических сил и средств", т.е. подслушивающих устройств и прочей разведывательной техники. Об этом говорили многие докладчики, причем из уст выходцев из силовых структур такие слова звучали особенно убедительно. "Применение специальной техники, - утверждал, например, Игорь Кузьмичев, директор компании "Лигант", - неоправданно дорого в подавляющем числе случаев". Именно стоимость работ является главным ограничителем их применения.

"Главное в КР не инструменты (их подобрать не так сложно), а правильная постановка задачи, - считает Александр Доронин". Именно фокусированием на разных вопросах и различаются специалисты описанных нами выше двух групп.

Интересно, что за последние несколько лет специалисты КР – силовики и маркетологи – сумели выработать общий язык. Во всяком случае, на конференции не возникало ощущения непонимания друг друга, как это было еще 2 – 3 года назад. Да, в силу различного жизненного и профессионального опыта, люди по-разному видят свои задачи. Но они могут обсуждать их! По сути, произошло деление отрасли. Специалировавшиеся фирмы обслуживают смежные и связанные между собой, но уже разные рынки. Поскольку совершенствуется инфраструктура, то можно ожидать роста спроса на услуги КР.  

Однако "взросление" рынка – это не только создание общего языка. Это еще и умение всех участников разговаривать на нем. Здесь же, судя по наблюдавшейся на конференции ситуации, до идиллии еще далеко. Разрыв между ожиданиями слушателей и проблемами, актуальными для выступающих, стал причиной активной и временами резкой дискуссии. Слушатели, как это часто бывает на конференциях, ожидали конкретных методик, кейсов, примеров решений тех или иных задач. В то же время большинство  выступающих сосредоточились на описании инфраструктуры рынка, своих представлениях о потребностях отрасли и направлениях их развития.

В сухом остатке имеем…

Что же полезного вынесли для себя представители производственных компаний, присутствовавшие на конференции? Разумеется, для точного ответа желательно было бы провести опрос, однако некоторые выводы можно сделать и на основании наблюдений.

Несомненно, удалось уточнить для себя "кто есть кто" в отрасли – на конференции присутствовали если не все, то многие признанные авторитеты КР.

Безусловно, удалось узнать о новых инструментах поиска информации. Например, известный проект "Публичная интернет-библиотека" (http://www.public.ru/) достиг уровня, когда объем информации, вкупе с развитой системой поиска, стали позволять решать качественно иные задачи.

Однако главным итогом, "полезным знанием" для них, на наш взгляд, стало лучшее понимание того, как соответствуют друг другу бизнес-задачи и уже созданные инструменты. Это позволяет правильно расставить акценты как при создании собственной службы КР, так и при передаче заказа на аутсорсинг. В меру скромных сил мы в этой небольшой статье тоже постарались сказать именно об этом.

P.S. Мало конкретики? Помилуйте, весь интернет перед вами. Посмотрите программу конференции, почитайте книги, написанные выступающими. Главная цель любой конференции – назвать "кто есть кто" и уточнить в дискуссии проблемы отрасли. Решение любых других, детальных задач – это предмет последующей повседневной работы.
Дмитрий Фролов, Advertology.Ru

01.11.2005

на печать


Комментарии

nipani
01.11.2005 14:17 | сообщение #1
 

Добавлю для ясности: за список присутствовавших на аналогичных конференциях идёт очень серьёзная борьба. Доходит и до выявления подставных участников, которые рассматриваются, как "кончик ниточки", ведущей к заинтересованной стороне.



На фоне "совершенствования" государственного контроля за прозрачностью бизнеса.

gramma
02.11.2005 12:51 | сообщение #2
 

Действительно, очень интресная тема. Очень часто путают экономическую, информационную безопасность с безопаснотью как таковой, т.е. физической. Некоторые методы информационной безопасности, принятые в силовых структурах, иногда просто неприемлемы в структурах коммерческих по ряду объективных причин. А вот цена информации под час значительно выше. Не раз видел как информацию сливают через элементарное ICQ. Но к сожалению в своей практике сталкивался с тем, что руководители сами не желают безопасности. Контроль третей стороны мешает наёмным директорам воровать.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.03.2024 - 18:59
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация