Риски и возможности

Фактор страха

Фактор страха

"Не надо прогибаться под изменчивый мир", - пел Андрей Макаревич, и почти вся советская страна, держа фигу в кармане, тихонько подпевала ему. Однако еще с дарвиновских времен известно, что "прогнуться", т.е. измениться, для биологического вида в целом означает возможность выжить в новых условиях. Для каждого же из нас внутренние изменения могут стать решающим условием для повышения личной эффективности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако изменения – это потеря себя, прежнего. Страшно…

Дорога в тысячу ли начинается с одного шага
Древняя китайская мудрость

Этой весной я получил заказ. Надо было написать более 100 небольших "маркетинговых загадок", т.е. задач, построенных в виде небольших кейсов. Заказ только с виду был прост. Расчет показывал, что времени на его выполнение достаточно. Однако в ходе выполнения работы был критический момент, когда казалось, что невозможно не только ее выполнение в оговоренный срок, но и выполнение в разумные сроки вообще. Время сгустилось максимально, видимые резервы, казалось, были исчерпаны, но… Что-то надо было менять уже не во внешней, а во внутренней организации труда.

Можно отключить все средства связи и как угодно долго сидеть перед компьютером, не отвлекаясь на еду и питье. Но эффективность измеряется не часами, проведенными перед экраном, а готовым кейсами. "Готовятся" же они в голове, процесс записи не занимает много времени. Знакомая для рекламистов задача, не правда ли? Для того чтобы понять ее решение, необходимо описать суть проекта подробнее.

Маркетинговые загадки

В отличие от большинства аналогичных "задачников" в данном случае решение каждого кейса надо было выстраивать ситуативно. Другими словами, мне, автору, недостаточно было взять книгу известного автора и придумать задачу, для решения которой надо знать ту или иную схему или формулу. Испытуемый должен описать (и обосновать) свои действия, а не знания. Действия же основываются, как известно, не только на формализованных знаниях, но и на интуиции, "чутье" и т.п.

Каждый кейс должен был иметь несколько вариантов ответов (все они должны быть правдоподобны!), причем среди них не должно быть "единственно верного". Степень правильности должна иметь плавную градацию от "скорее всего наиболее верного", до "скорее всего, наиболее неверного". В самом деле, в полной мере адекватную проверку принимаемых нами бизнес-решений дает только практика, в данном же случае ситуация строилась умозрительно. В комплексе все заданные мне "загадки" должны были охватывать весь спектр основных компетенций маркетолога и рекламиста. Это означает, что надо было проверить действия испытуемого во всех наиболее типичных для этих профессий ситуациях. При этом не следовало касаться стратегических вопросов, решение которых входит в компетенцию не рядового маркетолога, а топ-менеджмента компании.

Возможно, какие-то из описанных выше положений задания кажутся спорными. Однако мы не будем сейчас обсуждать проблемы тестирования персонала – у нас другая тема: как справиться со сложным для исполнителя проектом. Сложностей было много и разных. 

А в чем проблема?

Самыми простыми оказались трудности, связанные с отсутствием аналогов. Анализ имеющейся в продаже литературы по маркетингу и рекламе показал: опубликованных аналогичных по подходу кейсов нет и, более того, в книгах и зарубежных, и российских авторов вообще мало кейсов, ориентированных не на "стратегов", а на средний персонал. Однако это не стало серьезным препятствием, проблема оказалась "одноразовой". Единственная ценность аналога – это его форма, в которую необходимо "вжиться", чтобы повторить ее. Правда медаль имеет и оборотную сторону – возникает зависимость: трудно отойти от уже освоенной формы. Нужный формат надо было создать, и он был создан. Хотя, конечно, на это и ушло некоторое количество не включенного в предварительный расчет времени. Тем не менее, после того как были написаны первые 5 – 7 кейсов, "процесс пошел" расчетными темпами.    

Проблемы с возможным не выполнением сроков (не говоря уже о работе в целом) в этот момент не существовало. Предварительный расчет показал, что сроки вполне разумны и "подъемны". На сотню с небольшим "загадок" отводилось полтора месяца, т.е. примерно 30 рабочих дней. Разумеется, всегда под рукой были резервы в виде выходных. Размер одного кейса - это примерно 2 – 3 тыс. знаков. Даже самые грубые оценки показывают, что можно успеть написать его за час, включая обдумывание и работу с источниками. Кстати, дальнейшая работа показала, что минимальное время написания одной задачи может быть и гораздо меньше – 15 – 20 минут. Таким образом, сроки не казались слишком напряженными, даже с учетом того, что одновременно шло выполнение и других проектов. Стоимость рассматриваемой сейчас работы была рассчитана так, что можно было, как минимум половину рабочего времени уделять именно ей. Так в чем же дело?

А в том, что в какой-то момент, когда прошло около половины отведенного срока и были написано полтора десятка кейсов, вдруг стало ясно, что "так дальше жить нельзя". Возникло психологическое ощущение невозможности выполнения работы из-за ее казавшегося бесконечным объема. Несмотря на радикальное сокращение электронных коммуникаций с внешним миром и выполненное железной рукой сокращение всех других проектов, ничего, по сути, не изменилось. Количество рабочих дней немного увеличилось за счет снятия других работ, но решающий параметр - скорость создания новых кейсов – оставалась низкой (2 – 3 в день). Стало просто страшно: ситуация вышла из-под контроля, обычные меры не давали результата. Для того чтобы ускорить работу, надо было коренным образом пересмотреть подход к ней, т.е. фактически измениться самому! Пришлось разбираться с природой этих страхов и возможных изменений.

У страха глаза велики

Как придумывается кейс? Это несложно. Берем книгу, журнал или просто начинаем "вспоминать жизнь". Это скрытый от глаз период. На подсознательном уровне сканируются десятки возможных ситуаций, львиная доля которых тут же и отбрасывается, как не подходящая по формату. Очень скоро из этого "лотерейного барабана" выскакивает идея. Она в первом приближении подходит под формат и поступает в дальнейшую разработку. Тут уже работает сознание (а потому скорость существенно ниже). Каждая "выскочившая" ситуация оценивается на предмет ее соответствия формату и при положительном решении (да, подходит!) она записывается. Вот, собственно, и все. Каждый кейс – это, по сути, небольшой проект. После его завершения возникает некая усталость (или удовлетворенность – как угодно) и начать новый немедленно нелегко.

Степень выполнения всей работы очень легко измеряется – по порядковому номеру очередного готового кейса. И вот, когда уже были написаны первые 15-20 кейсов "подкорка" стала бунтовать. По сути, возникла паника. Не имея возможности "увидеть" завершение работы и стараясь ускорить рабочий процесс, подсознание начинало "крутиться на месте". Примерно так же как пловец вдали от берега, запаниковав, начинает бешено молотить руками вместо того, чтобы спокойно плыть, экономя силы и не сбивая дыхание. В результате скорость работы не просто стала падать, а падать катастрофически.

Самая большая сложность была не в решении, а диагностике проблемы. В самом деле, можно проанализировать свой день, исключить ненужные траты времени. Сложно, но можно достичь максимальной концентрации на работе. Но изменять мыслительный процесс? И, тем не менее, пришлось. Вы будете смеяться - помогла философия.

Степень выполнения работы в данном случае легко измерима, она определяется порядковым номером последнего написанного кейса. Оставалось только убедить себя, что (см. эпиграф) "дорога в тысячу ли начинается с одного шага". Другими словами, необходима была концентрация не на всей работе, а на обозримой ее части – только на очередном кейсе. Продолжая аналогию с пловцом, надо было не смотреть – далеко ли до берега, а концентрироваться на ритмичности дыхания.

Как удалось этого добиться? Ну, знаете ли, если понимаешь от чего зависит твоя успешность, то можно себя заставить.

Комментарий Ольги Стрелковой, консультанта компании "Организация Времени"

Тема этого кейса, говоря профессиональным языком - управление творческой активностью как элементом тайм-менеджмента. Обычно, когда говорят о последнем, то понимают его довольно узко: как сделать быстрее, как сосчитать секунды, минуты, часы. Однако человек – это все-таки не механизм, для управления им необходимы более тонкие настройки, чем элементарный арифметический подход. Поэтому корректнее под персональным тайм-менеджментом подразумевать управление не только временем, но также и энергией, информацией, другими ресурсами. Западные авторы приводят такую интерпретацию: "TIME = time, information, money, energy".

В классическом тайм-менеджменте, как правило, говорится об управлении достаточно хорошо формализуемыми вещами. В данном случае все сложнее. Автор статьи подробно описывает собственное интуитивное решение, выполненное, по сути, традиционно. Кстати, очень хорошо, что это было сделано, иначе ситуация оказалась бы еще более катастрофичной. Вероятность срыва сроков или выполнения сложного задания с неприемлемым качеством была бы в этом случае весьма высока. Причем, подобное развитие событий – совсем не редкость. К сожалению, большинство людей даже не пытаются произвести элементарные расчеты по распределению своих сил и времени при работе над крупными проектами, т.е. теми делами, которые точно нельзя "съесть за один присест".

Управление сложными и тонкими процессами, связанными с творчеством, возможностями подсознания и интуиции уже описаны в современных руководствах по тайм-менеджменту. Например, ведущий отечественный эксперт в этой области Глеб Архангельский в своей книге (Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы, "Питер", СПб, 2005 г.) советует: "Пока ваше сознание работает с одним объектом, то подсознание – с семью-восемью, обрабатывая огромное количество информации. В частности, это может быть и та проблема, решение которой вам никак не удается найти. И не нужно мешать подсознанию, надо дать ему возможность самостоятельно поработать над проблемой без постоянных напоминаний со стороны сознания. Наиболее типичная ошибка – позволить мозгу (сознанию) пережевывать одни и те же мысли, вновь и вновь пытаться решить проблему на уровне сознания". Такой подход Архангельский считает абсолютно неплодотворным и рекомендует переключить внимание на другое дело, не бояться забыть о проблеме. Переключение должно быть радикальным. После сеанса активной работы над проблемой – интенсивные физические нагрузки, например. Обязательно нужно менять "контекст" - т.е. просто отойти от рабочего стола и выйти на прогулку, сменить обстановку. Возвращаясь к описанной выше ситуации, автору статьи можно было бы посоветовать организовывать паузы на отдых не стихийно, а системно. В идеале – посещать бассейн или теннисный корт через каждые 2-3 часа работы. Как правило, такие отвлечения кажутся нам "преступными", в то время как грамотная "ритмика" рабочего дня или, выражаясь более корректно, рабочей сессии, дает очень большой ресурс энергии.

Еще один эффективный прием – вести "картотеку творческих мыслей", т.е. всегда под рукой иметь набор бумаги для записей, лучше всего небольших карточек, на которые нужно фиксировать все внезапно приходящие в голову образы, ассоциации, микро-идеи по той или иной теме. Т.е. не оставлять свой спонтанный творческий процесс только в ментальной сфере, а наблюдать его и фиксировать, не озадачиваясь необходимостью сразу создавать готовый продукт.

Также, когда, в отличие от описанного случая, речь идет о часто повторяющемся творческом продукте, формат которого хорошо известен, имеет смысл понаблюдать за собой и вычислить синусоиду интеллектуальной и творческой активности. Например, писатели, склонные работать много и системно (к такому типу принадлежали Чарльз Диккенс, Грэм Грин, Стивен Кинг и многие другие), регулярно выделяют определенные часы и нормативы по объему текста. Интересно, что они, как правило, не работают больше четырех часов подряд, так как эмоциональное напряжение и, соответственно, переутомление весьма велико.

РЕЗЮМЕ: Любая попытка самоорганизации лучше, чем ее полное отсутствие, но не стоит удивляться, что "одного подхода" может быть недостаточно. В персональном тайм-менеджменте очень важны тонкие настройки и "индивидуальный пошив" методов.

Дмитрий Фролов, Advertology.Ru

04.08.2005

на печать


Комментарии

Екатерина
04.08.2005 12:37 | сообщение #1
 

Практически в кождой строчке узнаю свои мысли и чувства в аналогичных ситуациях. Теперь знаю, что я не одинока. Еще раз делаем вывод, что нужно учиться грамотно распоряжатья своим временем, так как отсутсвие такого и есть самая главная ошибка человечества.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.04.2024 - 14:29
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация