Новости

Психологи советуют россиянам временно отказаться от кредиток

Психологи советуют россиянам временно отказаться от кредиток

Россияне панически скупают хлам, чтобы остаться в зоне психологического комфорта. Психологи советуют тратить на трезвую голову, предварительно обдумав необходимость вещи, и держаться плана покупок.

В сложившейся экономической ситуации россияне стали чаще тратиться на ненужные товары. На фоне потребительской паники психологи говорят о том, что не стоит поддаваться ажиотажу вокруг скупки импортных товаров по «старым» ценам — автомобилей, лекарств, бытовой техники, одежды, обуви, парфюмерии, алкоголя и проч. Опрошенные специалисты сходятся во мнении, что наиболее подвержены потребительским приступам душевнобольные люди, пожилые, лица с невысокими доходами, а также молодые люди, не имеющие опыта планирования семейного бюджета. Но для всех шопоголизм — один из способов справиться со страхом перед предстоящей необходимостью экономить, а массовую скупку хлама врачи объясняют психологической незрелостью россиян. Как одну из мер для профилактики импульсных покупок и дополнительных неприятностей психологи советуют хотя бы на время отказаться от использования кредитных карт.

Склонность россиян к тратам во время кризиса психолог Алексей Захаров объясняет повышенным эмоциональным фоном — напряжением, вызванным длительным неспокойным периодом, войной на Украине, введением санкций и нестабильным положением рубля в 2014 году. По его мнению, люди понимают, что находятся в предкритической ситуации, и поэтому начинают воспринимать мир не с точки зрения сознательного подхода, а с позиции работающих чувств и эмоций, которые гасят разум. Избавиться от тревоги человек пытается с помощью эмоциональных стимуляторов — но алкоголь и прочие методы только усугубляют ситуацию.

— Человек на глубоком эмоциональном уровне тревожится за свою жизнь и за свое будущее. Мы понимаем, что теряем не деньги, а возможность достойно обеспечить свою жизнь, — говорит Захаров. — А продавцы могут подстраиваться под чувство тревоги, манипулируя сознанием людей. Зная, что позже на товар будет скидка, вы поддаетесь страху, а не рациональным эмоциям. Идя в любой магазин, нужно быть готовым, что вами будут манипулировать. Заметьте, реклама нередко работает на подсознательном уровне, задействуя инстинкты и организм человека для привлечения внимания — задействованы страх, радость и понятийный аппарат, связанным с сексом. Реклама и торговля взаимосвязанно используют их в своей деятельности, и это работает.

Мнения, что ненужные покупки совершаются под воздействием страха лишиться комфортной жизни, придерживается и Андрей Бабин, руководитель Центра психотерапии и психологического сопровождения доктора Бабина.

— В России люди, по сути, не защищены ни социально, ни финансово, ни политически — никак. Естественно, такая обстановка порождает колоссальные тревоги. Сейчас люди живут так, будто скоро наступит последний день, и человек пытается этот день отодвинуть. К тому же наши сограждане психологически незрелы, поэтому стрессонеустойчивы и склонны к импульсивности. Навязчивая реклама и подогреваемый СМИ ажиотаж вокруг цен толкают их к искаженному восприятию реальности, — рассуждает врач-психотерапевт. — Столкновение с реальностью, особенно с нашей, требует зрелости, я бы сказал, некой взрослости. Граждане зрелые ведут себя относительно спокойно. Основная масса населения опиралась в последние годы на неадекватную сладкую жизнь, которая была возможна благодаря нефти. А теперь, когда эта нефть подешевела, обозначилась реальность как она есть. И выдержать тревогу, вызываемую новой реальностью, практически невозможно. Реальность сейчас — это необходимость столкнуться с лишениями, с потерей комфорта, с утратой защищенности, которая была. Но больше всего человек пытается не столкнуться с внутренней реальностью. Она заключается в том, что люди не способны функционировать автономно — решать проблемы самостоятельно. Поэтому они пытаются заниматься чем-то доступным, чтобы справиться с тревогой, и шопоголизм стал одним из способов успокоить себя.

— Все люди бессознательно одинаковы и хотят импульсивно покупать в периоды страха. Кто-то способен удерживаться в такие моменты, а кто-то не может. Всем нужно учиться принимать стрессовые события, которые происходят в нашей стране постоянно, — говорит Андрей Бабин.

Андрей Онучин, старший научный сотрудник кафедры социальной психологии МГУ, говорит, что по модели, предлагаемой израильско-американским психологом Даниэлем Канеманом, в процессе покупок работают два типа мышления. «Медленное» мышление включается, когда мы решаем задачу или выбираем товар в магазине. Человеку может казаться, что в этот момент у него всё под контролем. Но параллельно «медленному» работает «быстрое» мышление, оно может активизироваться в любой момент — и решения человека станут автоматическими и неосознаваемыми. При этом, по словам Онучина, большинство людей намного эмоциональнее переживают потерю, нежели приобретение — это переживание стимулирует нерациональное поведение и «быстрое» мышление. Стараясь преодолеть потерянное — а субъективно мы понимаем происходящее именно так, — человек начинает делать менее взвешенные поступки.

— У обычного жителя, имеющего обыденные представления об экономике, модель поведения в кризис строится на пережитом опыте. Причем человек опирается не на развернутое системное понимание кризиса, а на локальные примеры. Но опыт, который был раньше, не гарантирует успешной адаптации к новым условиям. Ведь кризис каждый раз развивается по новому сценарию. Примеров иррационального поведения сейчас встречается намного меньше, чем в 2008 году, когда события развивались более стремительно, — заметил Онучин.

Как рекомендацию «по избежанию покупки ненужного хлама» собеседник предложил ограничить использование кредитных карт и без заранее подготовленного четкого плана покупок не посещать магазины.

— Ну и откладывать покупку на потом, не совершая ее в тот же день, когда увидели. Нужно хотя бы одну ночь «переспать» желание купить что-то. У нас сейчас не война, у нас нет коллапсирующей инфляции, когда зарплату выдают по два раза в день. Риск подорожания, естественно, есть, но человек, совершающий покупки, не должен покупать здесь и сейчас. Задача спонтанно покупающего — остановить себя сейчас и прийти за покупкой завтра, уже с разумным пониманием, какой товар действительно нужен и можно ли его финансово потянуть, — пояснил Онучин.

Как писали «Известия», темпы роста рынка кредитных карт — атрибута и барометра потребительской культуры — сократились до наименьшего значения с 2010 года. Рынок кредитных карт в России в 2010–2013 годах рос в 1,5–2 раза в год, но еще в марте 2014 года фиксируется снижение темпов до 20–25%. При этом просрочка в сегменте растет высокими темпами. Если год назад средний неплательщик переставал обслуживать кредитную карту через 2 года, то сейчас — через год. 

Другая крайность — считать крошки, от нее тоже следует держаться подальше, говорят специалисты.

— Еще один важный момент, когда происходят подобные финансовые кризисы и начинают спешно заканчиваться деньги, — очень важно не опускаться до «мышления бедняка», откладывая каждую копейку и отказывая себе в простых житейских радостях. Трату денег как способ получить положительные эмоции никто не отменял. Это приводит к глубокой депрессии, из которой бывает крайне сложно вылезти. Как результат — новые чисто эмоциональные траты, на уровне срыва. Даже если деньги заканчиваются, нужно находить способ получать положительные эмоции, в том числе те, что получают за деньги, — одежда, походы в кино, кафе и проч. Можно заняться спортом в этот период. Это будет дешевым и эффективным вариантом получить выброс эндорфина, дофамина, серотонина в кровь и поднять настроение, — рекомендует сотрудник центра психологической помощи «Просвет» Татьяна Волкова.

Мария Кандаурова (Известия)

Advertology.Ru

24.12.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 15:43
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация