Репортажи

ФАС уполномочен заявить…

10 марта 2005 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службы России.  Рассматривалась реклама, которая вызывала жалобы граждан или была сомнительна с этической точки зрения. Вел совет Сергей Федорович Котов - заместитель председателя экспертного совета ФАС РФ.

Напомним, что Экспертный совет является консультативно-совещательным органом, и его решения носят рекомендательный характер.

Однако если будут выявлены признаки нарушения, будет создана специальная комиссия, и по ее решению данный случай может быть признан нарушающим закон. На нарушителя может быть наложен штраф до 400 МРОТ (288000 рублей), а в случае неисполнения предписания до 5000 МРОТ (3600000 рублей).

Первым на повестке дня стоял вопрос о допустимости стимулирующих лотерей в рекламе пива. Дело в том, что, такая лотерея может быть воспринята как информация о том, что употребление пива имеет важное значение для достижения личного или иного успеха, что противоречит закону. Обсуждался ролик Балтики №3 "Выигрывай с Балтикой. Нам по пути!".

Этот ролик уже рассматривался на предыдущем экспертном совете. Было решено провести лингвистическую экспертизу понятий "успех", "выигрыш" и их взаимосвязи. По запросу Экспертного совета в Институте Русского языка им. В.В. Виноградова РАН был проведен семантический анализ, согласно которому данное рекламное сообщение не содержит утверждения, что реклама пива приведет к успеху, так как "успех" - это следствие активной целенаправленной деятельности человека, а в тексте содержится слово "выигрывать". Выиграть, как известно, можно лишь по случайному стечению обстоятельств, поэтому закон в данном случае нарушен не был.

Рассмотренная рекламная информация не содержит ни прямого, ни косвенного утверждения, что употребление пива приведет к личному/общественному успеху, т.к.:
1) нет призыва к обязательному употреблению купленного пива в рекламном тексте;
2)  для   получения   приза   достаточно   снять   информацию   с  упаковки    или крышки;
3)  получение   приза   в   контекстах,   описывающих   проведение   лотереи, розыгрышей и т.п. не является личным/общественным успехом, т.к. выигрыш приза -результат   удачного   стечения   обстоятельств,   везения   которые   не   зависят   от   воли, целенаправленной  деятельности  участника,  являющейся  необходимым  условием   для достижения успеха.

Затем рассматривалась новогодняя рекламная кампания сети магазинов "Арбат Престиж". В наружной рекламе на витринах магазинов фигурировали молодые люди, одетые в отдельные аксессуары Деда Мороза (шапку, варежки, бороду). Проблема была в том, что кроме упомянутых аксессуаров, на молодых людях ничего не было. Прикрывались они, кто чем мог, в основном, мешками с подарками. У определенных слоев населения данная реклама вызвала резкое неприятие, что, в конечном итоге, и привело к рассмотрению ее на Экспертном совете. Компания "Арбат Престиж" ничего предосудительного в своих постерах не нашла.

С законодательной точки зрения ничего порнографического в данной рекламе нет. С практической - два года назад пенсионеры уже митинговали возле одного из магазинов, требуя убрать "похабные" изображения. Это не первый случай, когда "Арбат Престиж" эпатирует общественность: в середине девяностых годов в Москве появились билборды компании, где члены поп-группы "На-на" стояли со спущенными штанами. Картинка дополнялась слоганом "Нюхаем вместе!". Общественный совет по рекламе рекомендовал щиты убрать, что и было сделано. Через неделю появились новые щиты, где "нанайцы" стояли одетые. Слоган - "Извините!"

Этично или не этично это изображение - решить достаточно трудно. Некоторых полуобнаженные мужчины в специфических позах оскорбляют, как правило, это лица женского пола постбальзаковского возраста. Целевая аудитория, на которую направлена эта реклама, воспринимает ее вполне нормально, с юмором.

Обсуждение было достаточно жарким.

"В этой рекламе нет информации ни о товаре, ни о компании,- заявил гендиректор крупнейшего оператора наружной рекламы News Outdoor Russia, член экспертного совета Сергей Железняк.- Мы в своей работе исходим из принципа: насколько целесообразно использование полуобнаженного тела в рекламе. Например, если речь идет о рекламе белья, это нормально. А здесь нет никакого указания ни на товар, ни на услуги".

Вадим Желнин – генеральный директор Ассоциации Рекламодателей высказал мнение, что "простое осуждение использования обнаженной натуры заведет индустрию в тупик. Каждое рекламное сообщение содержит нечто, непосредственно связанное с товаром, и некий фон, имиджевую составляющую. Запретить использования обнаженной натуры в качестве такого фона вряд ли было бы правильно. Есть сотни роликов, где демонстрация обнаженного тела не вызывает никаких негативных откликов, например реклама гелей для душа. В случае "Арбат Престижа" осуждение вызывает не сам факт обнаженности, а некоторые специфические позы, кокетливо-провокационный образ. Необходимо сформулировать, в чем именно неприличность такой рекламы".

По мнению Таисии Ткачевой руководителя территориального управления ФАС по Москве и Московской области, мужчины, изображенные в рекламе "Арбат Престиж", "ведут себя кокетливо и эксплуатируют образ деда Мороза - сказочного персонажа или даже святого, если считать, что Святой Николай прообраз деда Мороза".

В результате вопрос поставили на голосование. Реклама была признана неэтичной одиннадцатью голосами против трех при одном воздержавшемся. Несмотря на то, что реклама демонтирована, решено было направить в "Арбат Престиж" письмо, уведомляющее компанию о решении совета.

 "Побуждение к агрессии в рекламном ролике телефона "Samsung X460". Так звучал третий пункт повестки. В рекламе фотомодели дрались, ставили друг другу подножки, таскали за волосы. Текст: "Вы пойдете на все, чтобы Вас увидели с новым ультрамодным телефоном "Samsung X460". "Samsung X460". Во что бы то ни стало". Экспертный совет нашел в ролике прямое нарушение статьи 5 закона "О рекламе", побуждение к агрессивному поведению. И рекомендовал Антимонопольной службе рассмотреть этот вопрос.

Последним пунктом рассматривались вопросы этики в рекламе мультфильма "Отряд Америка". Во время демонстрации кадров из мультфильма небезызвестный переводчик Гоблин произносил следующее: "Думаете ли вы о судьбах мира и человечества, когда занимаетесь сексом или мастурбируете? Мы приготовили для вас фильм бомбу…".

С юридической точки зрения, слова "секс" и "мастурбация" ненормативными не являются, но этот ролик показывали во Владивостоке в дневное время, а мультфильм сам по себе привлекает внимание детей. Детям же смотреть рекламу мультфильма для взрослых не нужно, поэтому было рекомендовано перенести ролик на вечернее время (23.00-4.00), где ему, в принципе и место. Право на окончательное решение передано в Приморское территориальное управление ФАС.

Арсений Палагин
Advertology.ru

11.03.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 15:27
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация