ФАС уполномочен заявить…
10 марта 2005 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службы России. Рассматривалась реклама, которая вызывала жалобы граждан или была сомнительна с этической точки зрения. Вел совет Сергей Федорович Котов - заместитель председателя экспертного совета ФАС РФ.
Напомним, что Экспертный совет является консультативно-совещательным органом, и его решения носят рекомендательный характер.
Однако если будут выявлены признаки нарушения, будет создана специальная комиссия, и по ее решению данный случай может быть признан нарушающим закон. На нарушителя может быть наложен штраф до 400 МРОТ (288000 рублей), а в случае неисполнения предписания до 5000 МРОТ (3600000 рублей).
Первым на повестке дня стоял вопрос о допустимости стимулирующих лотерей в рекламе пива. Дело в том, что, такая лотерея может быть воспринята как информация о том, что употребление пива имеет важное значение для достижения личного или иного успеха, что противоречит закону. Обсуждался ролик Балтики №3 "Выигрывай с Балтикой. Нам по пути!".
Этот ролик уже рассматривался на предыдущем экспертном совете. Было решено провести лингвистическую экспертизу понятий "успех", "выигрыш" и их взаимосвязи. По запросу Экспертного совета в Институте Русского языка им. В.В. Виноградова РАН был проведен семантический анализ, согласно которому данное рекламное сообщение не содержит утверждения, что реклама пива приведет к успеху, так как "успех" - это следствие активной целенаправленной деятельности человека, а в тексте содержится слово "выигрывать". Выиграть, как известно, можно лишь по случайному стечению обстоятельств, поэтому закон в данном случае нарушен не был.
Рассмотренная рекламная информация не содержит ни прямого, ни косвенного утверждения, что употребление пива приведет к личному/общественному успеху, т.к.:
1) нет призыва к обязательному употреблению купленного пива в рекламном тексте;
2) для получения приза достаточно снять информацию с упаковки или крышки;
3) получение приза в контекстах, описывающих проведение лотереи, розыгрышей и т.п. не является личным/общественным успехом, т.к. выигрыш приза -результат удачного стечения обстоятельств, везения которые не зависят от воли, целенаправленной деятельности участника, являющейся необходимым условием для достижения успеха.
Затем рассматривалась новогодняя рекламная кампания сети магазинов "Арбат Престиж". В наружной рекламе на витринах магазинов фигурировали молодые люди, одетые в отдельные аксессуары Деда Мороза (шапку, варежки, бороду). Проблема была в том, что кроме упомянутых аксессуаров, на молодых людях ничего не было. Прикрывались они, кто чем мог, в основном, мешками с подарками. У определенных слоев населения данная реклама вызвала резкое неприятие, что, в конечном итоге, и привело к рассмотрению ее на Экспертном совете. Компания "Арбат Престиж" ничего предосудительного в своих постерах не нашла.
С законодательной точки зрения ничего порнографического в данной рекламе нет. С практической - два года назад пенсионеры уже митинговали возле одного из магазинов, требуя убрать "похабные" изображения. Это не первый случай, когда "Арбат Престиж" эпатирует общественность: в середине девяностых годов в Москве появились билборды компании, где члены поп-группы "На-на" стояли со спущенными штанами. Картинка дополнялась слоганом "Нюхаем вместе!". Общественный совет по рекламе рекомендовал щиты убрать, что и было сделано. Через неделю появились новые щиты, где "нанайцы" стояли одетые. Слоган - "Извините!"
Этично или не этично это изображение - решить достаточно трудно. Некоторых полуобнаженные мужчины в специфических позах оскорбляют, как правило, это лица женского пола постбальзаковского возраста. Целевая аудитория, на которую направлена эта реклама, воспринимает ее вполне нормально, с юмором.
Обсуждение было достаточно жарким.
"В этой рекламе нет информации ни о товаре, ни о компании,- заявил гендиректор крупнейшего оператора наружной рекламы News Outdoor Russia, член экспертного совета Сергей Железняк.- Мы в своей работе исходим из принципа: насколько целесообразно использование полуобнаженного тела в рекламе. Например, если речь идет о рекламе белья, это нормально. А здесь нет никакого указания ни на товар, ни на услуги".
Вадим Желнин – генеральный директор Ассоциации Рекламодателей высказал мнение, что "простое осуждение использования обнаженной натуры заведет индустрию в тупик. Каждое рекламное сообщение содержит нечто, непосредственно связанное с товаром, и некий фон, имиджевую составляющую. Запретить использования обнаженной натуры в качестве такого фона вряд ли было бы правильно. Есть сотни роликов, где демонстрация обнаженного тела не вызывает никаких негативных откликов, например реклама гелей для душа. В случае "Арбат Престижа" осуждение вызывает не сам факт обнаженности, а некоторые специфические позы, кокетливо-провокационный образ. Необходимо сформулировать, в чем именно неприличность такой рекламы".
По мнению Таисии Ткачевой руководителя территориального управления ФАС по Москве и Московской области, мужчины, изображенные в рекламе "Арбат Престиж", "ведут себя кокетливо и эксплуатируют образ деда Мороза - сказочного персонажа или даже святого, если считать, что Святой Николай прообраз деда Мороза".
В результате вопрос поставили на голосование. Реклама была признана неэтичной одиннадцатью голосами против трех при одном воздержавшемся. Несмотря на то, что реклама демонтирована, решено было направить в "Арбат Престиж" письмо, уведомляющее компанию о решении совета.
"Побуждение к агрессии в рекламном ролике телефона "Samsung X460". Так звучал третий пункт повестки. В рекламе фотомодели дрались, ставили друг другу подножки, таскали за волосы. Текст: "Вы пойдете на все, чтобы Вас увидели с новым ультрамодным телефоном "Samsung X460". "Samsung X460". Во что бы то ни стало". Экспертный совет нашел в ролике прямое нарушение статьи 5 закона "О рекламе", побуждение к агрессивному поведению. И рекомендовал Антимонопольной службе рассмотреть этот вопрос.
Последним пунктом рассматривались вопросы этики в рекламе мультфильма "Отряд Америка". Во время демонстрации кадров из мультфильма небезызвестный переводчик Гоблин произносил следующее: "Думаете ли вы о судьбах мира и человечества, когда занимаетесь сексом или мастурбируете? Мы приготовили для вас фильм бомбу…".
С юридической точки зрения, слова "секс" и "мастурбация" ненормативными не являются, но этот ролик показывали во Владивостоке в дневное время, а мультфильм сам по себе привлекает внимание детей. Детям же смотреть рекламу мультфильма для взрослых не нужно, поэтому было рекомендовано перенести ролик на вечернее время (23.00-4.00), где ему, в принципе и место. Право на окончательное решение передано в Приморское территориальное управление ФАС.
Advertology.ru
11.03.2005
Комментарии
Написать комментарий