Интервью

Церемония как инновация

Церемония как инновация

Что греха таить, с церемониями у нас церемониться не принято: креативу одинаково мешает и панибратская «попса», и глянцевый официоз. Лучше всего пока получается у художников. В гостях у Advertology.Ru - создатели премии ГЦСИ  «Инновация».

Негосударственная премия «Инновация», присуждаемая ГЦСИ художникам, кураторам и арт-критикам за ежегодные достижения, вот уже пять лет является заметным событием в артистической жизни города. И если есть люди, не воспринимающие актуальное искусство всерьез, то церемонию вручения наград, даже самых абсурдных, смотрят с огромным любопытством и неизменным удовольствием. Последняя «Инновация» удостоилась даже телевизионного формата и выложена теперь в трех частях на сайте телеканала «Дождь».

Действительно,  сценография «Инновации» - это, в первую очередь, задача архитектурная: то в Манеже тонко прорисуется контур здания, намекая на гармонию зала, то за витринами бывшего цеха снаружи замаячит белая толпа «хатифнаттов»...

Церемония как инновация

Церемония как инновация

Церемония как инновация

Мы поговорили с двумя представителями команды церемонимейстеров - режиссером и продюсером проекта Андреем Сильвестровым и композитором Ираидой Юсуповой.

Андрей Сильвестров. Режиссер, сценарист, продюсер.

Церемония как инновация

Давно ли вы занимаетесь церемониальным жанром?

Давно и много. Помимо «Инновации» наша  компания Cine Fantom Promo делала церемонии для первой и второй премии Кандинского, Горьковской премии, а также множество внутренних презентаций для телеканалов СТС, «Домашний», «Перец». Ну, и как президент Каннского фестиваля, я каждый год открываю и закрываю событие - на специальных церемониях.

Разница чувствуется?

Сложный вопрос. У каждой церемонии - своя задача, свой бюджет и свой творческий потенциал. Это и качественно разные вещи, и, одновременно, составляющие успеха.

А в сравнении с зарубежным опытом - наш...?

Тоже сложный вопрос. Такие премии, как «Оскар» способны поменять общественный статус, а то и судьбу человека. Любая же российская премия  - это просто приятно, ну, иногда помогает решить какой-то финансовый вопрос. Это важно понимать.

Тогда  - о творческой составляющей церемониала. «Инновация» в этом смысле - обнадеживающий пример.

Да, тут условия благоприятствуют. Премия присуждается в области современного искусства, а не, скажем, сельхозтехники,  поэтому организаторы дают нам максимум свободы. И та музыка, которую сочиняет Ираида Юсупова, и то, как оформляет пространство Степан Лукьянов, позволяют сделать самостоятельное художественное высказывание внутри церемонии.  Однако я не считаю это какой-то нашей суперзаслугой, просто обстоятельства позволили развернуться: наши решения соответствуют задачам ГЦСИ.

А чем интересен художнику сам формат церемонии?

Никакой особенной эйфории я по отношении к формату не испытываю. Это профессиональная работа, требующая адекватности поставленной задаче. Рекламный ролик или церемония награждения задают куда более ясные и жесткие рамки, чем художественный фильм или спектакль. Должен сказать, однако, что формат «Инновации» оказался очень сложным. На премии Кандинского всего две номинации, поэтому есть возможность показать что-то продолжительное. Здесь же 7 номинаций, на каждую - по 5 претендентов и в конце 3 финалиста. Это очень тяжелая логистика, ведь люди больше часа с небольшим высидеть не в силах. Поэтому мы разработали специальный такой минималистичный формат медиаперформанса и музыкального действа, который бы не занимал много времени и одновременно удерживал зрительское внимание. Отсюда, кстати, и подбор артистов. Мы не можем пригласить признанную звезду, скажем, Юрия Башмета для долгого, виртуозного выступления, мы берем ансамбль финских крикунов петь «Пусть всегда будет солнце» или детский хор с органом - исполнять что-нибудь «похоронное»

Ираида Юсупова, композитор, режиссер.

Церемония как инновация

Насколько я знаю, до «Инновации» вам не случалось оформлять церемонии. Расскажите о дебюте и о роли композитора в этом формате.

Я была приглашена для обеспечения единой музыкальной линии собственно церемонии

Она проводилась на Винзаводе в 2008 г. Перед  церемонией выступили «Бурановские бабушки» -  они пели песни Beatles и «Группу крови» Цоя на мордовском языке и угощали всех самогоном из чайничков и домашними лепешками. Бабушки прогремели позже, а пока были известны только знатокам. Это был фуршет. Мы же пригласили хоровую капеллу имени Александра Юрлова. Она спела маленькие пьески на слова номинации («Визуальное искусство», «Кураторский проект» и т.п.), которые я написала в стиле московской хоровой школы. Московская хоровая школа - вершина российской духовной хоровой музыки, и она же стала потом основой советского хорового искусства. Например, сюжет про ВДНХ вполне мог озвучиваться подобными композициями, только с другими словами.

В тот раз я озвучивала не только ролики, посвященные номинациям, но еще и отдельные видеоаттракционы к каждой номинации, сделанные художником Павлом Лабазовым. Хор возглашал «аксиос!» под фанфары в стиле ретро 30-х годов. И тогда был очень сплоченный художественный фронт - Андрей Сильвестров, Павел Лабазов -  авторы нашумевшего фильма «Волга-Волга», Степан Лукьянов - замечательный художник-постановщик.

Что-то изменилось с тех пор?

Кое-какие вещи стандартизировались, теперь я не так подробно озвучиваю ролики - там слишком много текста, и для того, чтобы музыку было слышно, приходилось делать большие паузы. Две последние церемонии обошлись техноритмом, который задавали режиссеры монтажа. И я сосредоточилась на живой и фонограммной озвучке  церемонии награждения.

Чьи были идеи?

Режиссерские. Обычно режиссеры мне предлагали и исполнителей тоже, очень интересных, мне нравилось.

Какая церемония удалась больше всего? 

«Инновация»-2010. Она проводилась в «Гараже», и меня попросили поработать с контртенором.   Тут я развернулась, и появилась Casta Diva - ария, переходящая в песню,  с фонограммой, с видеоартом, переводящим текст на разные языки под шествие толп народа. А вместе с прекрасным контртенором Рустамом Яваевым выступил ансамбль финских крикунов Mieskuoro Huutajat. Крикуны очень смешно кричат известные произведения - и «Пусть всегда будет солнце», и народные песни - узнать ничего не возможно, но очень прикольно. Однако группа крайне редко соглашается работать с предложенным авторским текстом. Мне очень приятно, что потом, по прошествии времени, руководитель ансамбля сказал, что наша «Инновация» - это первый удачный опыт работы с композитором.

Кинорежиссеры иногда признаются, что 30-минутный ролик - это открытие. Что интересного дает музыкальное оформление церемонии композитору?

Открытием для меня стало качество подачи моих работ - визуальное, звуковое, режиссерское. Такого качества больше сегодня нет нигде. Приходишь куда-то еще - звук ужасный, того не хватает, сего не хватает...   чтобы это все звучало масштабно, фундаментально, охватывая громадные, космические пространства - такого не случается. И я после выступления часто нахожусь в глубочайшем расстройстве. Я понимаю, что все мои проекты должны звучать именно так, как они звучат здесь - раз в год, да на чужом празднике...

С другой стороны, концерты и оперы свои вы создаете для себя и для слушателя. А тут - заказчик и потребитель. Как удается «взять» аудиторию, какие проблемы приходится решать?

Потребителя я почувствовала в полной мере на «Инновации-2012», в «Артплее», в центральном зале. Тогда меня разочаровала  пресыщенная публика. Я подумала: вот если ей бабахнуть по голове чем-то вроде Casta Diva, она еще встрепенется, подойдет Евгений Бунимович и скажет, что церемония - это второе по силе впечатление после перформанса группы «Война» («Х... в плену у ФСБ» как раз под Casta Diva и получил премию - Ю.К.). Надо же, сбылась мечта идиота, прорвались!

А еще на «оформлении эфира» угнетает анонимность. Вот объявляют: «композитор церемонии  - Ираида Юсупова», а ведь никто не понимает - где тут Беллини, где советская песня, а где Юсупова. Очень жалко арфой забивать гвозди, но «Инновация», если абстрагироваться от заказного контекста, все-таки сам по себе любопытный формат.   И я уже не обращаю внимания ни на организаторов, ни на публику - если есть контакт синтетического сотворчества с командой, мне интересно, я испытываю драйв и могу что-то сделать. Если я заскучала, не могу найти свой интерес, кроме финансового, скорее всего, у меня получится плохо. На профессионализме я выехать не могу, в этом смысле я - плохой профессионал.

А что показали в «Артплее»?

Тогда вышли оперные певцы спели номинации - каждый в определенном оперном стиле. Никто это не считал, конечно, все решили, что поются какие-то арии, а это были специальные сочинения  - под каждую номинацию.

Строго! Возможно, такие тонкости организаторам стоит специально прописывать в рекламных материалах - люди будут слушать внимательнее.

Вряд ли это входит в их интересы: люди ведь приходят просто узнать, кто победил.

Церемония как инновация

Церемония как инновация

Последняя церемония вновь проходила в Манеже, насколько я помню? И опять -  успех.

Да. Кстати, мы с Андреем Сильвестровым сошлись во мнениях, что эта «Инновация»  была так же удачна, как и третья, с финскими крикунами. А здесь был детский хор, которым дирижировала Анастасия Браудо, орган (за ним Федор Амиров) и поэт Андрей Родионов.

Родионов был забавен и куртуазен, «в жизни» он куда радикальнее. Цензуру прошел?

Еще какую. Тексты возвращали дважды.  Но все равно получилась «гремучая смесь», сравнимая с Casta Diva. И я поняла, что церемонии для пресыщенной, скучающей публики нужно проводить шоковыми средствами. Это может быть тонко, но сами средства должны быть слишком яркими. И монументальными. Мое тяготение к монументальности «Инновация» как раз дает возможность проявиться. Дело не в том, что я пишу монументальные вещи, а в том, что это они будут донесены до слушателя в нужном масштабе и объеме. Организаторы премии пока не решаются пригласить оркестр, что было бы логично. И я выхожу из положения объемными наполняющими - бас-гитарой, органом, хором, клавишными гуслями,  медными инструментами...

Сейчас мы уже подумываем, что в следующий раз можно будет показать что-то типа Тесла-машины, Trombone Consort или рок-группы, потому что академические средства исчерпаны.  Как раз сейчас я сочинила новые песни для фильма Андрея Сильвестрова «Бирмингемский орнамент», которые будут исполняться рок-командой. Думаю, это будет хорошим заделом для новой «Инновации».

Однако рок-группы - не академические музыканты. Это ведь тоже - новый формат...

Формат -  вопрос и авторских амбиций, и коммуникации. Я - автор, мне нужны понимающие исполнители. Действительно, с «академиками» легче, а рок-группа обычно хорошо может сыграть только свое. Но если находятся люди, согласные играть мои тексты или хотя бы аккорды (во время джема, например), то все, что от меня требуется - найти нужный подход и язык, даже если музыканты не читают нот. Увидите, что будет на следующей «Инновации».

P.S. «Инновация» относится к разряду среднебюджетных мероприятий. Главные средства тратятся на аренду качественной видео- и аудиовоспроизводящей аппаратуры. Все, что требуется - чувство пространства, чувство юмора (оперный уклон церемонии каждый раз парадоксально контрастирует с проектами-номинантами на премию в области актуального искусства), хороший вкус и смелость в принятии решений. Последнее в немалой степени зависит от заказчика.

Беседовала Юлия Квасок
Advertology.Ru

20.05.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.
Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими...Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими... (2)
Поколение Z — люди, рожденные после 1995-ого года. Уже сейчас «зетовцы» составляют почти четверть всего населения РФ и, судя по подсчетам прогнозистов, к 2020-ому штат каждой российской компании на 40% будет состоять именно из сотрудников этого поколения. Насколько компетентными и квалифицированными PR-специалистами могут стать эти пока еще очень молодые и даже совсем юные ребята? О перспективах поколения Z в PR рассуждает Дарья Субоч, СЕО коммуникационного агентства SlavaPR.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

18.08.2019 - 13:27
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация