Интервью

Русский OddDance: вертикаль горизонта

Русский OddDance: вертикаль горизонта

В разговорах об идентичности - территории, инсайтах, знаках и так далее, в конце концов, речь заходит о ее центре и трансляторе - человеческом теле.

В гостях у Advertology.Ru Григорий Глазунов и Наталья Жестовская - руководители Санкт-петербургского OddDance театра, мастера русского буто.

Танец буто смело можно назвать идентичностью «из первых рук»: лишенное социального лица, художественного стиля и товарной упаковки, вброшенное в космос, как засвеченная фотография, пыльная кукла или непогребенный труп. Одинокое, незащищенное тело стало для японцев 60-70-х годов последней точкой доверия, пространством новой идентичности. Ситуация оказалась настолько универсальной, что молчаливая импровизация как революция тела и духа стремительно распространилась на Запад и вот уже сегодня в Москве что ни месяц, то приезд новой звезды с перформансами, мастер-классами и дискуссиями о том, что же такое буто.

Санкт-петербургскому театру OddDance в 2012 исполняется десять лет. Развитие коллектива, состоящего из нескольких групп в северной столице, Москве, Финляндии, Греции и Швейцарии, тоже пришлось на драму «перестройки», переосмысления искусства, быта, бытия. И артистам удалось не только «заземлить» танец, каким он был на тот момент, отшелушив мертвечину искусственности и заданности от живого жеста, но и выработать собственный язык - прозрачный, сильный, чуткий:

«Время статичное и динамичное, время, которое сыплется отдельными песчинками и тянется непрерывной бесконечной линией - наш инструмент. Пространство, замкнутое и запертое в маленьких и малюсеньких театриках, галереях и арт-клубах; пространство, раскинувшееся на скалах, озерах, реках, болотах и лужах, развалинах, урбанистических центрах, стадионах и в концертных залах - наша среда обитания» , - это говорят о себе художники, но дело, кажется, в большем. Возможно, оттого, что сейчас время синтеза или питерская готика воздействует, или просто плод созрел, но всякое падение в бездну становится в оддэнс-ключе точкой аполлонического отсчета новой гармонии. Здесь, как во времена авангардных волн, исчезает граница между танцем и драмой, искусством и жизнью. Танец становится чем-то вроде духовной практики со всеми приметами симфонии со словом и звуком, домом и лесом,  бытом и верой.

Коллективу удалось сделать достаточно, чтобы в голове зрителя начала складываться картинка «русское буто» и даже «питерское буто». Но, как и прежде, эта картинка мерцает полиэтничностью, всеческой универсальностью. Оддэнс-тело живет синкретичной, хоровой жизнью колыбели человечества. Поэтому вопросы - не столько к театру или танцу (об этом судить профессиональным критикам), а к новому человеку танцующему, его коммуникативному опыту, выходящей далеко за пределы танца.

Первая часть нашего длинного разговора будет посвящена идентичности тела, а идентичности пространства - вторая часть.

Возможно, наш разговор позволит отойти от софистической надуманности разных концептов и рекламных «крючков», от потребительского отношения к человеку, от выхолощенной идентификации дизайна, от уподобления территории колбасе. Искусство всегда - очистительная процедура. Но в нашем случае контекст «зачищен» до телесного материка. Мы беседуем с основателями театра OddDance Григорием Глазуновым и Натальей Жестовской.

Как вы пришли в буто?

Н.Ж. В то время, когда я сделала шаг в направлении театра движения (мы не любим слова «пластика», оно напоминает какую-то липкую полиэтиленовую сладость), никто и слыхом не слыхивал про буто. Был классический и народно-характерный танец, было каратэ, за которое сажали, и йога. И пантомима, где-то в Прибалтике. И больше никакой информации о том, кто и где, и чем занимается.

И вдруг один мой дружище начал заниматься тай цзи (о том, что это такое, тоже особо никто не знал). Но интуитивно название привлекало. И ничего не поняв поначалу, я, все же, стала ходить два раза в неделю. Так начался мой путь в сторону движения. Позже, в конце 80х начале 90х, образовалось много студий самых разнообразных направлений театра и танца. Их существование напоминало период темного средневековья - у каждой группы свой замок и князь, чужаков со стороны пускают неохотно, своим стать весьма непросто, легче что-то свое придумать. Вот и придумывали, а попутно занимались всем, что попадалось по пути и пробовали на себе. Тай цзы и ци гун продолжался и продолжается до сих пор.

До сих пор считаю, что понять буто без знания и изучения базовых принципов построения азиатского тела и движения невозможно, вредно и может быть разрушительно, а зная их - весьма созидательно и даже терапевтично. Тем не менее, многие буто-мастера этими принципами пользуются, ничего не объясняя. То ли не считают нужным их раскрывать, то ли, обладая ими, не могут найти языка, понятном европейскому телу. А вот тай цзы и ци гун это умеют (конечно, если мастер-преподаватель хороший).

Русский OddDance: горизонт вертикали
Русский OddDance: горизонт вертикали

В Японии 60-х буто был протестным танцем, поиском новой идентичности. А сегодня буто в моде: в столицы зачастили зарубежные, звезды - с перформансами, мастер-классами... А там, где мода - там и бизнес, и гламур, любительский дилетантизм. Поэтому неизбежен вопрос о настоящем и поддельном буто.

Н.Ж. Видите ли, настоящее буто должно настояться в теле, как хорошее вино. Одного-двух трех мастер-классов даже с хорошими мастерами не достаточно. Карлота Икеда на своем мастер-классе в Питере в 2002 году говорила, что можно поймать, снять, скопировать стиль движений, использовать копию в собственном перформансе. Но этого не достаточно для того, чтобы считать себя носителем буто, а уж тем более преподавать. «Я этого не понимаю», - сказала она строго и сверкнула своим жгучим змеиным глазом.  И я сегодня передаю этот строгий блеск всем, кто пытается  из буто сделать очередную бизнес-конфетку с экзальтацией чувств, скрюченным движением трясущегося тела и текстами про революцию в танце.

Впрочем, я не против талантливой имитации, стилизации, подражания. Только не надо называть это буто. Гламур, ведь, старается из подлинного сделать общеупотребительную сладость, чтобы иметь возможность ее продать. А в настоящем-то - что там продавать? И за какие деньги или иные ценности?

Буто - это то, что мы сами в себе не понимаем, но что можно понять с помощью хореографии, как говорил наш учитель Кацура Кан, выступая в Москве, Нижнем и в Питере. Что-то скрытое, закодированное, генная память. Смесь интуиции, личного опыта, опыта предков (если танцор умеет этот опыт как-то транслировать). А так же что-то очень-очень чистое, которое может быть любого цвета: и черным, и белым, и красным... Об этом последнем как-то не принято говорить... Ох, долгая и тонкая это тема...

Наталья Жестовская. Перформанс на Международном фестивале экспериментального искусства, СПб, ЦВЗ Манеж 2010.

Здесь важен личный опыт и понимание базовых принципов. Понимание принципов - дорога долгая. «Выхода в тусовку» недостаточно, надо найти свое племя-семью. Нужна собственная практика, причем у нас может быть далека от того, что понимают под телесной практикой на Востоке. Японцы, говорящие «идите от собственного тела» далеко не всегда имеют в виду этот мешок с костями и внутренними органами, скорее, другое.

Племя-семья - это то, что вы пытаетесь создать-привить на мастер-классах. С каким материалом работать легче, интереснее? С профессиональными танцорами или новичками?

Н.Ж. Есть очень интересная категория студентов - художники, скульпторы. Они ничего не знают о танце, но мыслят образно. И вот когда эти люди начинают коряво, невыстроенно так, но осознанно собою двигать, это получается гораздо сильнее, чем у самых прекрасных профессионалов.

Ведь вот какая история: как нас учат (не обязательно даже в каких-то хореографических заведениях, но и в драматических)? Нас учат тому, что хороший актер или танцор - это огромное количество наработанных техник. Во время спектакля или перформанса кто-то «дергает за нитки» этих техник и из тела «выдвигается» нужная «коробка» с заученными приемами - сэмплами, где-то подгляданными и подхваченными. И чем больше у актера вот этих накопленных «коробок», тем лучше. А ведь главное-то - «пойти туда, не знаю, куда и принести то, не знаю, что». Между этими «коробками» найти зазор, сходить-проверить, что ж там имеется, вынести какой-то опыт, найти себя, и еще раз сходить, и еще ...В какой-то момент эти «коробки» начнут там сами передвигаться. И из заученных манер поведения начнет рождаться мелодия, ноты которой уже заложены внутри того, что мы представляем собой как собственное тело.

Насколько важно осмыслить тело в сюжете? Связь с нарративом есть?

Н.Ж. Здесь два пути. Первый: хореограф ставит, актер заучивает и потом танцует. И качество танцора зависит от того, хорошо ли он проникнется идеей режиссера и оправдает ли себя. Второй путь - обратный, и мы его очень любим: когда образ становится хореографом в момент его создания.

Как думание в момент речи? Не зная, чем закончится следующий жест?

Н.Ж. Да.

А где тогда кончается танец? Например, в каллиграфии есть три завершения: когда заканчивается смысл, когда заканчивается тушь и когда устает рука.

Н.Ж. Когда энергия уходит из этого, и я бы не упиралась сейчас в то, какая энергия - физическая, духовная, энергия образа... вот энергия. Как есть некие временные циклы. Вот мы сейчас начали говорить, потом мы эту энергию разовьем, потом она иссякнет, потом мы разойдемся и еще будем какое-то послевкусие будем ощущать... По идее, все эти циклы есть в любом отрезке времени, в любом движении, в любой акции... Насколько рассчитана акция - насколько хватит энергии мне, пока я вращаю своей рукой, чтобы быть интересной? Вот я вращаю, а вот она замерла, значит, время ее прошло. Надо лишь научиться слушать эти циклы...

Движение, как вы объясняли на мастер-классе, исходит изнутри - наружу, из центра тяжести - вверх и на периферию, являясь, таким образом, результатом прежде всего внутреннего импульса, а не внешнего раздражителя...    

Г.Г. Да. Это анатомия. Я даже ноги разогреваю так - не от стоп, как многие привыкли, а от таза к стопам. Человек так вырос - из центра на периферию, и продолжает расти! И кровь движется из центра на периферию и обратно, и наша нервная структура так устроена. Мы акцентируем внутреннее, для того, чтобы убрать прямую и слишком быструю связь конечностей с головным мозгом. Эту короткую связку. Кто сказал, что сознание живет в голове? Неправда, сознание живет во всем теле.

Н.Ж. И за его пределами.

Г.Г. А ум живет в сердце, я много где читал об этом. Но человек привык считать, что ум - где-то во лбу, мы забываем, что у нас есть затылок, позвоночник - так называемая задняя линия, которую тоже надо слышать - и превращаемся, в итоге, в такую плоскость... Но ведь нет ничего естественнее, чем обнаружить сознание в любой точке. Недаром китайцы говорят: человек двигается настолько, насколько он осознает свое тело. Сознание находит сердце, это уже симфония, а центр тяжести превращает эту симфонию в реальную, физическую энергию. Мы говорим «энергия сознания», но как ее взвесить? А вот физическая энергия - это то, что движет телом, идентифицирует его в пространстве, это тот котел, те волшебные врата, которые визуализируют невидимое: сознание сердца становится очевидной физической энергией. И отсюда мы выросли, будучи скреплены в материнской  утробе, из нее мы питались, отсюда произошли.

Русский OddDance: горизонт вертикали
Русский OddDance: горизонт вертикали

Таким образом, физическая энергия - это не то, как спуститься или подняться в лифте по фасаду, а то, как спуститься и подняться по внутренней лестнице, заменяя предлог «на» на предлог «в». Поднимаясь по лестнице, начинаешь вкушать всю полноту этого усилия - вот я дошел, у меня одышка, мое тело пробуждается, появляется персональное время и пространство, свойственное абсолютно каждому человеку. Каждый человек - носитель персонального времени и пространства! Это первое и основное. А чем он уже будет танцевать, это уже второй момент.

Тело живет по закону «изнутри - наружу, и далее, и, когда усилие ослабевает - обратно, внутрь». Ведь когда я перестал выдыхать, пар вокруг меня исчез! Этот подход я называю принципом улитки. Кто сказал, что улитка выползает носом? Что-то ведь выталкивает ее из ракушки? И заставляет втягивать рожки? Ведь если улитка будет залезать обратно в ракушку рогами вперед, она застрянет! Я больше чем уверен! Поэтому именно внутренность втягивает периферию.

Получается, что буто - эмбрион танца?

Г.Г. Задача прийти к простым, свойственным человеку, основам. Не надо ничего придумывать, надо лишь вернуться к первичному. Маленький ребенок, если понаблюдать,  очень характерно движется - когда учится садиться, переворачиваться, он все делает изнутри наружу, он целостный! А потом ... детский сад, школа - источник многих неудач в нашей жизни. И неудач от этих неудач. Мне лично физически трудно было 45 минут сидеть неподвижно, а на перемене не разрешали бегать, и я дико уставал. Соответственно, грудь впала, я стал сутулиться. А ведь это один из основополагающих моментов: у маленького ребенка диафрагма опущена вниз, поэтому у него дыхание глубокое и с психикой все в порядке. Когда он начинает получать двойки и его ругают, появляются травмы, в процессе которых диафрагма втягивается. У меня были разные учителя, были очень хорошие, а были такие, что когда вызывали, диафрагма «вскакивала». Это приводит к развитию верхнего дыхания, которое нарушает психологическое равновесие. Точно так же барышни в позапрошлом веке, когда носили корсеты, часто падали в обморок, потому что дыхание становилось поверхностным, и даже позитивная новость могла вызвать стресс. Когда дыхание затруднено, сердце начинает трепетать. И еще: с поднятием диафрагмы, начинает смещаться центр тяжести и возникает дисбаланс верха-низа. Пол становится далеко. Если посмотреть на африканских баскетболистов, то у них центр очень хорошо сбалансирован, они будто руками по полу идут, хотя это баскетбол!

Самая главная задача - не навязывать человеку эдакой «станковой живописи» телесной, а просто провести последовательность: одно двинулось - породило другое.

«Огонь». Актер -Григорий Глазунов, музыка -Вартан Бабаян, текст - Ю.Милович-Шералиева,  камера- Алех Райко, звукорежиссура -Сава Гражданкин, VJKirsan

Н.Ж. Начальный уровень - это баланс между тем, что происходит внутри и тем, что происходит снаружи, между образной функцией и телесной. Насколько те или иные состояния творчества адекватно отразятся в теле, насколько тело будет готово принять образ в себя и трансформировать его наружу. Тело должно говорить: «я тебя понимаю!» и вы телу - «я тебя тоже понимаю!». И самое интересное, что когда язык установлен, тело получает некоторую автономию от логического центра, оно начинает удивительнейшим образом подсказывать те или иные движения, образы, повороты событий!

Г.Г. Тело начинает путешествовать!

Н.Ж. Раскрывать интуитивность, правильно все строить вокруг себя.

Г.Г. Те, кто приходит на занятия, это, как правило, люди, ищущие не только социального благосостояния. У некоторых есть опыт религиозного характера. Получается, что младенец, у которого сознание еще в зачаточной стадии, а сердце функционирует по полной программе, он любит, он чувствует нежность, когда ему одиноко, он вас не отпустит никогда, и так далее. Вот эта сердечно-духовная часть у него открыта. А потом, когда общество начинает навязывать некую модель, особенно если это общество техногенное. Мозгообразное сознание оккупирует все - сердце, духовные взаимосвязи, и тело обнаруживает свою беспомощность именно тогда, когда что-то начинает просыпаться. Ведь стоит хорошенько пнуть логику, и дурдом обеспечен. Такой человек не пойдет заниматься буто, не пойдет двигаться. Это сознание породило НКВД и систему концлагерей, уничтожало интеллигенцию и лиц духовного сословия, оно до сих пор держит и стесняет человека офисными, корпоративными клещами. Ведь сознание - это умная часть души.

Примерно о том же - голове, сердце и ногах - говорил в своей теории социальной скульптуры Йозеф Бойс (вслед за Рудольфом Штайнером), но восходит это, как мне кажется, к древним, религиозным представлениям о человеке. Какую роль играет религия в вашей анатомии и вашем танце?

Г.Г. Всякое в жизни бывает, бывает, и сил нет, чтобы преодолеть что-то, а когда оно так - раз! - благодать сверху осеняет, и понимаешь: на все воля Божья! Это не объяснить - есть такое Наивысшее Буто... Вера дает силы и смирение. Боль-то и сложность никуда не уходят, но вдруг какое-то возникает тепло внутреннего свойства, которое, как бабушкины руки, и даже круче, наверное... И думаешь, Господи, терпеть готов, лишь бы это было рядом! И мне кажется, что буто - это очень близкое, религиозное состояние: вышел, хотел сказать «ля», а публика смотрит и говорит - «давай фа» и думаешь - да будет воля ваша и начинаешь танцевать вообще что-то сказочное... Это мистерия ... Возникает живой подход, на сцене начинаешь дышать, а публика - это же не тупая масса, а конкретно каждый живой человек, которому или есть, что сказать, или есть, что спросить. И ты перестаешь мнить себя оракулом и мастером. А то, что происходит на площадке, превращается в совместный поиск, обнаружение сердца, бессмертия, и только в этом случае что-то действительно происходит! Впрочем, это может быть не только буто, но и кино, и балет, и что угодно.

«Сон Неакиры Некуросавы» В ролях артисты театра буто "ODDDANCE".Режиссер и сценарист- Мария Батурина.Оператор -  Павел Смирнов.(Фильм-участник фестиваля короткометражного кино в г. Нурмес, Финляндия, фестиваля короткометражного кино «КиноКонструктор»)

Вы были стержнем - и композиционным, и эмоциональным - в спектакле Петра Немого «Арфистки в аду». Как вы встраиваетесь в чужие проекты?

Н.Ж. Мы вообще редко участвуем в чужих проектах, а с Петром в Арфистках получилось очень хорошее пересечение, потому что он дал нам интересную задачу - идти себе 2 часа в одном направлении и все.

Г. Г.  Что бы мы ни делали, вечность все равно движется неизменно, непреклонно. Солнце по горизонту поднимется и опустится - и день прошел. И возникает вопрос - вот Солнце сделало простое движение, а что сделал ты? - А я скакал и с девчонками целовался.  - И что? - И ничего. - Ну и дурак. Завтра придумай что-нибудь. И в спектакле - что бы ни происходило, это наше монотонное движение является тем самым хребтом, который позволяет что-то собрать вокруг, вокруг, вокруг... Движение солнца по небосклону продолжается.

Но подиум заканчивается механически. Да и разный он был на разных площадках - длинный на «Архстоянии»  и короткий в «Артплее». Как удавалось распределить энергию жеста и перестроить его направление?

Н.Ж. На Архстоянии мы долго думали, от чего бы нам повернуть? Мы стали чувствовать: что-то должно произойти, чтобы повернуть движение вспять, но ничего не происходило, мы шли, шли, шли и еще раз шли...и вдруг возник баритон Саша Коренков и из выпевания каких-то звуков стал жестикулировать так, что у нас с ним завязался диалог, и я поняла, что это и есть - повод двинуться назад.

И тут прилетела ночная бабочка, села Саше на руку, и он эту бабочку передал, и она ползла по руке куда-то к нам, куда-то к нам, и мы понесли ее обратно внутрь «Вселенского Разума» Николая Полисского. Бабочка вела себя абсолютно как ручное животное, совершенно никуда не собиралась, ей было с нами хорошо, и Саша потом сказал, что для него это было что-то необыкновенное. Можно долго говорить о символе бабочки, что это значит в одной-другой-третьей традиции, не суть важно, главное, что бабочка - это некая безошибочная реакция живой природы, которая показала нам все, безо всяких книжных томов.

А в «Артплее» была другая история, там двигаться было почти некуда, мы должны были два часа идти, наверное, метр, и когда мы прошли этот метр за первые полчаса, возник вопрос: а дальше то куда? И мы начали на этом метре чего-то вытворять и вытворять, и вместо того, чтоб идти, стали превращаться в клубок тел, а клубок тел начал рассыпаться то на одну сторону, то на другую, а потом растягиваться в линию и собираться, а потом как-то так себе и растворился.

Русский OddDance: горизонт вертикали
Русский OddDance: горизонт вертикали

Получается, что буто - это концентрированная и аскетичная до соприкосновения с вечностью импровизация мастеров. При этом Кацура Кан, например, рассказывал, что сам он на сцене никогда не импровизирует - все движения отработаны заранее...

Н.Ж. Да, он импровизирует до того, как найдет и утвердит структуру. Как он работает сам с собой - это его восточная загадка. Но в том, что он преподает студентам, есть огромная доля импровизации. Сначала вы делаете импровизационное движение, потом оно доводится - повторяется, корректируется, еще раз корректируется, и не только исполнителем, но и двумя помощниками, и когда одно маленькое движение абсолютно устраивает этих помощников, оно закрепляется в некий ритуал, который потом является, быть может, центральной частью небольшого перформанса.

И далее, в общем перформансе, когда мастер чувствует, найден язык, на котором группа может адекватно себя позиционировать, что студенты из случайно пришедших людей превратились в некую понимающую друг друга семью, тогда он может говорить - а вот здесь можно делать что-то импровизационное.

Буто интравертно и трансцедентно одновременно. Это естественный залог выразительности, или, все же, есть некий запас приемов выразительности?

Н.Ж. Да, безусловно, в буто есть определенные упражнения для выразительности, но ведь есть и абсолютно неподвижные состояния, когда  при полной статике внутри человека происходит бешеное движение, даже более концентрированное, чем если бы человек бегал по сцене туда-сюда в разных направлениях. Он концентрирует вокруг себя плотность. Кацура Кан это прекрасно умеет делать.

Русский OddDance: горизонт вертикали
Русский OddDance: горизонт вертикали

Такая концентрация подобна духовной практике и нередко естественным образом игнорирует зрителя. Но вот парадокс: Кацура Кан сказал, что если в зале зрителей не будет, то и танцевать не за чем. Что вы скажете о себе?

Г.Г. Если я иду туда, где должны быть зрители, и они не приходят, я, в принципе, тоже не выйду. Только если это какая-то удивительная площадка,  например,  огромное, старое здание, со скрипящим полом, может быть, тогда я, начав с ним знакомиться, что-нибудь сделаю, и это будет называться  не перформанс, это взаимодействие с пространством.

А перформанс, стало быть - взаимодействие с публикой? Публика скажет «давай фа»... Как завязывается диалог?

Г. Г. Первую часть перформанса я просто хожу, чтобы сфокусировать, привязать внимание людей. Например, хожу под зонтом. Иногда это очень быстро заканчивается, а иногда длится долго, я хожу так и эдак, и рано или поздно зонт опускается на землю, и я под ним укладываюсь. И вот это первое хождение зависит от того, насколько быстро я соберу внимание публики. А это именно хождение, слушание пространства, «вертикаль», «горизонт»...Некоторые приходят, им все безразлично, им «горизонт» подавай. А есть, наоборот, носители «вертикали», и они смотрят иначе. И вообще интересно собрать и посмотреть, насколько публика сегодня «вертикальная» или «горизонтальная»...В идеале нужно, конечно, «вертикаль» создать, тогда «горизонт» пропадет. А общение актера с публикой со сцены, вроде «эй, пацаны, ну че, давай, ща мы тут» - это другой жанр . А буто - это наблюдение, созерцание:  птица села на воду и плывет - что это - «горизонт» или «вертикаль»?

Н.Ж. . Я бы сказала, сфера. Птица плывет-плывет-плывет, а мы смотрим-смотрим-смотрим - это сферическое внимание.

Анатолий Васильев говорил, что видит идеальный театр стоящим на высокой горе, чтобы добраться туда было абсолютно невозможно. Чтобы зритель, добираясь до театра, испытывал то же напряжение, что актер, добираясь до катарсиса...

Г. Г. Не хотелось бы все усложнять. В наше время человек пришедший на спектакль заставляющий задуматься уже этим совершил восхождение на гору. К слову, Леонардо да Винчи не сопроводил ни одной рукописи или картины надписью: вот это показывать одним и не показывать другим... Столько величайших полотен, и ни одной ремарки.

«Буто вообще напрямую связано с природой в смысле «река, облака, туман, цветок», и в смысле личной неповторимой сути каждого человека, как персоны, как уникального создания. Каждый приличный танцор постоянно ищет, находит и следит за развитием этой сути. И насколько глубоко он ее поймет, настолько он и сможет передать свое знание публике, коснуться сердца, ума или других мест человеческого тела, он необязательно должен быть понятен, нет, но силой своего переживания он может зажечь воображение смотрящего на него, увлечь это воображение до такой степени, что смотрящий будет рождать и проживать собственную историю, которую видит только он, и эта история важна с точки зрения буто, именно та, которую прожил для себя каждый смотрящий, а не та, которую для себя имел в виду танцор» (Наталья Жестовская. odddance.com/ru/buto.html).

Все. Остальное  - в следующем тексте. Припоминаю главное: «Настоящее буто должно настояться в теле, как хорошее вино», «Нет ничего естественнее, чем обнаружить сознание в любой точке», «Каждый человек - носитель персонального времени и пространства!», «Если улитка будет залезать обратно в ракушку рогами вперед, она застрянет», «Сознание - это умная часть души, состоящей из трех начал умственного, чувственного и материального». «вот Солнце сделало простое движение, а что сделал ты?». «В идеале нужно, конечно, «вертикаль» создать, тогда «горизонт» пропадет». « Есть такое Наивысшее Буто».

Можно сходить на мастер-класс - OddDance - частые гости в Москве. Можно углубиться в замечательное научное пособие - «Словарь театральной антропологии» Эудженио Барба и Никола Саварезе (она чудесным образом оказалась в моих руках после тренировки). Там танцующее, энергоемкое, завораживающее тело отделяется от обыденного, с одной стороны и виртуозного, с другой - подобно тому как сакральное отделяется от повседневного и техногенного. Там говорится о динамическом равновесии, напряженном балансе, предваряющем и определяющем любое проявление. Все это подается как коллекция универсальных добрых советов.

Оддэнсы же смотрят чуть дальше, в корень, заставляя ощутить сначала собственный центр, выслушать и протянуть из него желание, и уж затем. обнаружив сопротивление тела и среды, «раскачать» в себе танец, пойти на поводу у маятника дыхания, гравитации, психофизики. Ключевые слова Глазунова-мастера - «простота» и «питание». И не только потому что «простые движения усваиваются легко, как пища», но и в силу принципа улитки - единого материально-духовного импульса, припоминающего культурный пре-модерн.

Сверхмедленность буто - не догма, а лишь естественное состояние путешествия, которое может закончиться видимой неподвижностью энергичного «присутствия», а может, наоборот, выплеском освобождения. Неподвижность - ухо, движение - глаз, человек - древо. И эта постоянная органика, вечная внутренняя перспектива - часто рискованная и  абсолютно некомфортная- главное отличие буто от, например, арт-экзекуций Марины Абрамович, заставляющей себя и учеников брать свое тело штурмом, как вражескую крепость. Возникающий при этом вопрос о том, куда девать наросшую силу «рыцарских лат» как-то сам собой растворяется в оддэнс-теле, где сила сама знает, как и куда исчезнуть.

«Первым врагом танцора, по словам Масаки Ивана, является его менталитет. Для европейца характерно все понять головой. Такая танцующая голова неприемлема в буто - мысль, чувство и движение должны слиться воедино, в один поток. Для достижения этого танцор отказывается от формы, от эксплуатации тела с помощью волевых или ментальных построений как средства их изображения. Буто ставит человека лицом к лицу с самим собой здесь и сейчас. Отказываясь от формы, танцор становится открытым самой жизни и правде об этой жизни, какой бы прекрасной или ужасной она не была». Наталья Жестовская. odddance.com/ru/buto.html

Можно много рассуждать об инсайтах, сильной идее, вертикали горизонта, но стоит раз «промять себя» в буто, и слова становятся ...телом. Обратите внимание, как часто говорит Наталья слово «иду», соединяют глаголы в рефрены - монотонность не скучна и не темна, она подобна замедленной съемке сверхскоростного полета в Алисином Зазеркалье. О маршрутах путешествий, о горизонте вертикали - в следующей части нашего разговора.

Беседовала Юлия Квасок

15.11.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

  • Копай! www.kam-tools.ru интернет магазин хозтоваров по низким ценам в Москве!

Есть мнение ...

Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

23.09.2019 - 03:10
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация