Интервью

"Российский рынок моментальных платежей превысит 1 трлн рублей"

"Российский рынок моментальных платежей превысит 1 трлн рублей"

Президент группы QIWI Андрей Романенко рассказал о положении компании на российском рынке и планах создания глобальной экосистемы электронных денег на платформе «QIW Кошелек».

Каковы основные результаты группы QIWI в 2011 году?

Начну с того, что рынок моментальных платежей в России продолжает расти и развиваться. Каждый год его рост составляет 15-20%: если в 2009 году он был равен 649 млрд рублей, то в 2010 году - 772 млрд рублей, а в 2011 году - по предварительным оценкам должен был вырасти более чем на 15% и достигнуть почти 900 млрд рублей. Думаю, в 2012 году оборот электронных платежей будет не менее 1 трлн рублей. На этом рынке группа QIWI сохраняет лидирующие позиции, наша доля на нем более 40%, что соответствует прогнозному показателю оборота в 2011 году около 380 млрд рублей.

Кто еще является наиболее крупными игроками на этом рынке?

Это, прежде всего, система CyberPlat, которой принадлежит 20% рынка. Региональные платежные системы занимают примерно 20% рынка. Остальные 20% делятся между банками, «Евросетью», «Связным», системой «Элекснет» и другими. В частности, у «Евросети» - около 7%, у «Элекснета» - 5%. Другие занимают меньшие доли. 

Конкуренция довольно большая. В чем Вы видите причины устойчивости лидирующего положения QIWI?

После того, как мы в 2008 году вывели на рынок бренд QIWI, мы работаем не просто по модели B2B, предоставляя свою платформу для ведения бизнеса платежей нашими агентами, а по модели B2B-2C, то есть обращаясь через агентов к конечному потребителю. Кроме того мы единственные, кто создал полностью контролируемый нами интерфейс и софт в терминалах, что также обеспечивает наиболее тесный контакт с потребителями.

Вы говорили об обороте платежного бизнеса, а каков уровень выручки на нем?

Выручка в среднем по рынку составляет примерно 2% от оборота, а маржа - около 0,5%.

Рынок платежей продолжает демонстрировать устойчивый рост?

В России растет степень автоматизации провайдеров различных услуг, что позволяет им подключаться к платежным системам. Например, важным фактором роста становятся государственные услуги: уже сейчас через портал госуслуг можно оплатить различные сборы, пошлины, штрафы, а через сайт Росреестра можно получить различные выписки об имуществе и тут же заплатить за эти документы. QIWI подключилась к этой работе и сейчас с помощью терминалов QIWI и через «QIWI Кошелек» можно оплатить государственные сборы, пошлины и штрафы. Этот сегмент, так же, как сегмент коммунальных платежей, сейчас очень быстро растет. Еще один растущий сегмент, пожалуй, самый быстрорастущий - банковские услуги: оплата кредитов, пополнение счетов на банковских картах, денежные переводы. В «QIWI Кошельке», например, этот сегмент занимает около 60% оборота.

Понятно, что система госуслуг в электронном виде еще только в стадии развития, но тем не менее - какую долю оборот от их оплаты занимает в вашем бизнесе?

Сейчас это немного - около 1-2% от всего оборота, но, повторюсь, этот сектор бизнеса развивается, и мы видим в его развитии большую перспективу. Например, штрафы ГИБДД через нашу сеть можно оплатить уже сейчас по всей России, это же относится и к налогам, и к платежам по решению Службы судебных приставов. Думаю, через два-три года это направление может занять в обороте платежных систем такую же долю, как, например, банковские услуги.

Какую долю в обороте на сегодня занимают услуги связи, которые в начале работы всех терминальных платежных сетей, включая вашу, доминировали в этом бизнесе?

Объемы платежей за связь продолжают расти, потому что растет объем услуг связи. Но доля этих услуг в платежном бизнесе сокращается - сейчас это примерно 67%. То есть, это сектор по-прежнему остается ведущим в бизнесе платежей, но не с 80-90% оборота, как раньше.

Возвращаясь к банковским услугам - после отказа Сбербанка продолжить предоставление сервиса пополнения «QIWI Кошелька» через свои банкоматы, с кем из банков вы сотрудничаете в этом направлении?

Мы уже говорили, что объем пополнения «QIWI Кошелька» через Сбербанк составлял всего около 2% от всех поступлений в эту систему. С нами работают более 150 банков, которые поддерживают на своих банкоматах и в системах интернет-банкинга функцию пополнения «QIWI Кошелька», а платежи в адрес этих банков можно осуществлять через QIWI (погашать кредиты, пополнять счета). А то, что Сбербанк так решил - что ж, это его решение. Как и ранее клиенты Сбербанка могут погашать кредиты и пополнять банковские счета через QIWI. Мы не планируем закрывать эту возможность для наших клиентов.

Какие еще существенные итоги 2011 года можно отметить?

Выросло число поставщиков услуг, подключенных к QIWI, на сегодня с нами работают около 7 тыс поставщиков услуг, в том числе, более 4 тыс из них - интернет-магазины. Соответственно вырос и размер среднего платежа в QIWI терминалах: в 2009 году он равнялся 105 рублей, а в 2011 году - 150 рублей. В «QIWI Кошельке» в 2011 году средний платеж удвоился и достиг 610 рублей. Если говорить о новых направлениях работы, то в прошедшем году мы выпустили новый продукт - пластиковую карту QIWI Visa Plastic. Баланс на ней равен балансу на счете клиента в «QIWI Кошелек» и пополняя «Кошелек», вы пополняете счет на этой карте. В остальном QIWI Visa Plastic можно использовать как обычную банковскую карту при оплате товаров и услуг в любых магазинах, ресторанах и т.д. C учетом пластика и виртуальных карт мы показали отличные результаты по эмиссии, выпустив за прошлый год более 1 миллиона карт. 

В рамках нашего проекта «QIWI Аренда» мы договариваемся об установке наших терминалов с крупными розничными сетями. Это позволяет экономить время и деньги нашим дилерам и агентам, занимающихся непосредственной эксплуатацией терминалов и повышает доходность терминалов, так как они массово устанавливаются в посещаемых потребителями местах. За счет такого подхода мы в 2011 году получили дополнительно к обороту 20,9 млрд рублей. Кроме того, мы получили более 18 млн рублей за шесть месяцев прошедшего года от нового сервиса QIWI Info, в рамках которого мы рассылаем SMS-уведомления о проведении платежа и прикрепляем к нему рекламу по заказу заинтересованных компаний. Я думаю, к концу года мы будет рассылать примерно 200 млн SMS с рекламой в месяц и зарабатывать на этом ежемесячно до 100 млн рублей. Сегмент мобильной рекламы абсолютно новый, пока его обороты не велики, но мы видим огромную перспективность данного сектора.

Скажите, а почему бывает так, что два ваших терминала расположены не более, чем в 100 метрах друг от друга, но комиссия за платежи в них совершенно разная, причем эта разница иногда достигает двукратного размера?

Устанавливать размер комиссии - исключительная прерогатива агента, эксплуатирующего  терминал. Она зависит от арендной платы и доходности терминала. Например, если вы платите за аренду места для терминала 1 тысячу рублей в день, а пользуются им три человека за день - комиссия будет большая. А если при той же арендной плате терминал используют тысяча человек - то и комиссия будет маленькой. Сейчас по Москве средняя комиссия в наших терминалах составляет 4-5% от размера платежа, а в регионах - 7-8%.

Агенты как-то согласовывают с вами размер комиссии?

Нет. Мы занимаемся только софтом, процессингом платежей, взаимоотношениями с поставщиками услуг, подключенными к системе. Все остальное, включая техническое обслуживание терминалов, инкассацию, аренду мест размещения, та же комиссия - дело наших агентов. Если бы мы строили вертикально структурированную компанию и делали все сами, то у нас бы работали не 1,5 тыс человек, а тысяч 80. Зачем создавать подобие Российских железных дорог (РЖД)? Мы считаем агентскую схему наиболее эффективной в нашем бизнес-сегменте.

Насколько позволяет судить мой потребительский опыт, что-то я не знаю в Москве ваших терминалов с комиссией 4-5% - меньше, чем 8% я не видел...

Дело в том, что 4-5% - это средний показатель с учетом 40% наших московских терминалов, расположенных в наиболее посещаемых местах, в которых комиссия нулевая. Если не учитывать такие терминалы, то средняя по Москве комиссия будет примерно 6-7%.

Планируете ли вы увеличивать количество своих терминалов в России?

Нет, сейчас число терминалов в стране вполне соответствует потребностям рынка и оптимально с точки зрения их доступности. У QIWI сейчас более 120 тыс терминалов из общего количества 220-250 тыс терминалов, установленных разными компаниями в нашей стране, и существенно наращивать это количество мы не планируем - это не имеет смысла. Мы сосредоточимся на повышении уровня использования наших терминалов потребителями за счет продвижения своего бренда и повышения доверия к нему. Очень большой резерв состоит в расширении объема коммунальных платежей через терминалы. Сейчас он пока очень не велик, потому что степень автоматизации работы коммунальных организаций не высока, но потенциал для развития здесь в ближайшие года три большой.

Как развивается ваша работа за рубежом?

Сейчас мы работаем в 21 стране и ежегодно приходим в четыре-пять новых страны. Одна из наших основных  задач - развить «QIWI Кошелек» в международную компанию с доступом к ее услугам по всему миру. Идея состоит в том, чтобы любой человек на планете, имеющий доступ в интернет или мобильный телефон, мог зайти в «QIWI Кошелек», зарегистрироваться и пользоваться им. Сегодня это уже могут сделать пользователи 17 стран через сайт QIWI.com. И, разумеется, мы продолжаем развивать в зарубежных странах традиционный для нас бизнес платежных терминалов по агентской схеме. «QIWI Кошелек» же развивается за рубежом как параллельно с терминальными сетями, так и самостоятельно - в тех странах, где наших терминалов нет, или пока еще нет. 

Насколько успешно идет ваш терминальный бизнес за рубежом - ведь за пределами России и СНГ такой метод платежей не очень распространен?

Это так, потому что эту технологическую модель придумали и сделали мы, мы ее и популяризируем в мире. Думаю, это нам неплохо удается: если два года назад нас за рубежом вообще никто не знал, то сейчас мы присутствуем на всех важных международных отраслевых событиях, и большинство уже знает, что это за QIWI такая, где и чем она занимается. Всего у нас сейчас в 20 зарубежных странах около 50 тыс терминалов. Но этого мало - по-хорошему в таком количестве стран должно быть 1-1,5 млн платежных терминалов. Однако нужно время: за рубежом мы занимаемся бизнесом только три года, а в России - десять лет. Для ускорения развития нужно набрать некую критическую массу бизнеса - например, в городе-миллионнике у вас должно быть не менее 1 тыс терминалов, чтобы потребитель заметил вашу сеть и стал постоянно ею пользоваться. Такой рубеж мы прошли, например, в Румынии - некоторое время мы набирали необходимую критическую массу, а затем, когда наши терминалы стали доступны везде, начался рост с темпом объема платежей 50-100% в месяц. По объему нашего терминального бизнеса среди зарубежных стран лидируют страны СНГ, в частности, Казахстан. В этой стране у нас более 25 тыс терминалов, оборот более $1 млрд и доля рынка более 50%. Очень хороший бизнес на Украине. Активно развиваются терминальные сети в Латинской Америке - в Бразилии, Чили, Перу и Аргентине, а также в ЮАР и Индии. Хотя это не всегда легко - русских далеко не везде «хорошо принимают». Однако тут очень помогает наличие среди наших акционеров компании Mail.ru, акции которой котируются на международной бирже, и известной японской корпорации Mitsui - отношение среди бизнесменов в зарубежных странах совсем другое, чем если бы мы приходили как просто какая-то неизвестная русская QIWI.

Вы говорили о планах выхода на рынок в США и других западных странах. Как обстоят дела с этим на сегодня?

В Евросоюзе мы не планируем широко развивать терминальный бизнес, кроме нескольких стран, где он у нас уже есть - это Латвия, Румыния, Сербия. В США мы сейчас находимся на стадии подготовки к запуску сети терминалов. Там очень большой рынок электоронных платежей с потенциалом раза в четыре больше российского. Но при этом широко применяются весьма устаревшие методы оплаты услуг - например, скретч-карты. Оказывается, что более 50% американцев не имеют счетов в банке. Поэтому рынок платежей в США - это наш рынок, очень подходящий для развития терминального бизнеса. И было бы неправильно не придти на него. Мы планируем, что наша сеть платежных терминалов заработает в США в этом году. Сейчас мы оформляем необходимые разрешительные документы, подбираем персонал, заключаем договоры с поставщиками услуг на участие в нашей платежной системе. Мы также ищем дилеров и агентов, ведем установку терминалов.  Как правило, на первом этапе мы устанавливаем около 100 терминалов.  Уверены, что бизнес в США будет не менее успешным, чем в России.

А почему вы не хотите более широко идти в Евросоюз, например, во Францию или Испанию с Германией?

В Евросоюзе большая доля абонентов пользуется постпейдной системой оплаты услуг связи, когда оплата производится по счету за фактически оказанные услуги. Оплата в основном проводится через банковские счета, поэтому объемы оплаты наличными невелики. Кроме того, очень маленькие комиссионные начисляются платежным агентам операторами сотовой связи: 2-4%, тогда как, например, в Латинской Америки операторская комиссия составляет 10-15%. Никакая розничная сеть не может работать с комиссией менее 5%, если это ее основной бизнес. Однако в Евросоюзе мы будем присутствовать через глобальный сервис «QIWI Кошелек», как и во всем мире. При этом в некоторых странах мира наш терминальный бизнес будет совмещен с бизнесом «QIWI Кошелек», а в других «QIWI Кошелек» будет развиваться самостоятельно. В Евросоюзе терминалы не нужны, а в Индии, где подавляющее большинство населения не имеет счетов в банках, без терминалов развивать «QIWI Кошелек» сложно. Поэтому в Индии у нас спустя полтора года работы действуют около 1,5 тыс терминалов, и мы будем развивать эту сеть и далее.

Возвращаясь к российскому рынку - недавно руководители «Почты России» сказали, что при определенных условиях почта могла бы заняться платежными банковскими услугами через собственные терминалы, а также в сотрудничестве с другими платежными системами. Могла бы «Почта России» в таком случае стать серьезным конкурентом на этом рынке?

Если учесть, что у «Почты России» около 40 тыс отделений в стране, а у нас уже 120 тыс терминалов, то почта, конечно, могла бы стать заметным игроком, однако я бы не видел в этом угрозы для нас. Вот если они, наконец, создадут Почта Банк - тогда это станет серьезным фактором развития их бизнеса. Вообще говоря, чем больше игроков на нашем рынке - тем для нас лучше, потому что чем больше компаний занимаются популяризацией и продвижением электронных платежей, тем больше людей начинают ими пользоваться, тем быстрее растет объем рынка и, значит, наши доходы. А расходы на рекламу и продвижение у каждого из игроков сокращаются, хотя общий объем этих расходов увеличивается. В результате же выиграет тот, у кого качество сервиса будет лучше, в чем мы относительно себя убеждены. Вот пример с Рустамом Татрико, владельцем банка «Русский стандарт». Он был пионером бизнеса быстрых потребительских кредитов и какое-то время был на этом рынке практически один. Затем игроков появилось много, но Тарико от этого не только не проиграл, а выиграл: он как был лидером так и остался. Но при этом если семь лет назад «Русский стандарт» занимал, скажем, 80% рынка, объем которого тогда равнялся 1 млрд рублей, то сейчас он занимает 20% рынка с объемом 100 млрд.  То есть, бизнес Тарико вырос более чем в 20 раз, а расходы на продвижение снизились раза в два. Так что конкуренция всегда только на пользу и рынку в целом и серьезным игрокам в отдельности.

03.04.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

На кота не хватило: "Аэрофлот" урезал бюджет на PR вдвоеНа кота не хватило: "Аэрофлот" урезал бюджет на PR вдвое
Скандал недели — история толстого кота Виктора, хозяина которого «Аэрофлот» исключил из бонусной программы за нелегальный провоз животного с превышением допустимого веса. В российских соцсетях сюжет упоминается 63 тысячи раз, свидетельствуют данные «Медиалогии». «Аэрофлоту» бороться с негативными последствиями будет трудно — как стало известно The Bell, в 2019 году компания, всегда имевшая один из самых больших на рынке PR-бюджетов, сократила его вдвое.
"Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам..."Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам...
Нам придется искать и находить трюфели, а то мы слишком засиделись за компьютерами.
Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство...Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство... (2)
Во вторник власти Москвы решили, что «Шереметьевской», «Рубцовской» и «Стромынки» на карте метро Москвы не будет. А Карачарово, Крюково и еще трем десяткам станций, ставшим частью МЦД, дадут другие названия.
Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...
Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.
Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

20.11.2019 - 12:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация