Интервью

"Российский рынок моментальных платежей превысит 1 трлн рублей"

"Российский рынок моментальных платежей превысит 1 трлн рублей"

Президент группы QIWI Андрей Романенко рассказал о положении компании на российском рынке и планах создания глобальной экосистемы электронных денег на платформе «QIW Кошелек».

Каковы основные результаты группы QIWI в 2011 году?

Начну с того, что рынок моментальных платежей в России продолжает расти и развиваться. Каждый год его рост составляет 15-20%: если в 2009 году он был равен 649 млрд рублей, то в 2010 году - 772 млрд рублей, а в 2011 году - по предварительным оценкам должен был вырасти более чем на 15% и достигнуть почти 900 млрд рублей. Думаю, в 2012 году оборот электронных платежей будет не менее 1 трлн рублей. На этом рынке группа QIWI сохраняет лидирующие позиции, наша доля на нем более 40%, что соответствует прогнозному показателю оборота в 2011 году около 380 млрд рублей.

Кто еще является наиболее крупными игроками на этом рынке?

Это, прежде всего, система CyberPlat, которой принадлежит 20% рынка. Региональные платежные системы занимают примерно 20% рынка. Остальные 20% делятся между банками, «Евросетью», «Связным», системой «Элекснет» и другими. В частности, у «Евросети» - около 7%, у «Элекснета» - 5%. Другие занимают меньшие доли. 

Конкуренция довольно большая. В чем Вы видите причины устойчивости лидирующего положения QIWI?

После того, как мы в 2008 году вывели на рынок бренд QIWI, мы работаем не просто по модели B2B, предоставляя свою платформу для ведения бизнеса платежей нашими агентами, а по модели B2B-2C, то есть обращаясь через агентов к конечному потребителю. Кроме того мы единственные, кто создал полностью контролируемый нами интерфейс и софт в терминалах, что также обеспечивает наиболее тесный контакт с потребителями.

Вы говорили об обороте платежного бизнеса, а каков уровень выручки на нем?

Выручка в среднем по рынку составляет примерно 2% от оборота, а маржа - около 0,5%.

Рынок платежей продолжает демонстрировать устойчивый рост?

В России растет степень автоматизации провайдеров различных услуг, что позволяет им подключаться к платежным системам. Например, важным фактором роста становятся государственные услуги: уже сейчас через портал госуслуг можно оплатить различные сборы, пошлины, штрафы, а через сайт Росреестра можно получить различные выписки об имуществе и тут же заплатить за эти документы. QIWI подключилась к этой работе и сейчас с помощью терминалов QIWI и через «QIWI Кошелек» можно оплатить государственные сборы, пошлины и штрафы. Этот сегмент, так же, как сегмент коммунальных платежей, сейчас очень быстро растет. Еще один растущий сегмент, пожалуй, самый быстрорастущий - банковские услуги: оплата кредитов, пополнение счетов на банковских картах, денежные переводы. В «QIWI Кошельке», например, этот сегмент занимает около 60% оборота.

Понятно, что система госуслуг в электронном виде еще только в стадии развития, но тем не менее - какую долю оборот от их оплаты занимает в вашем бизнесе?

Сейчас это немного - около 1-2% от всего оборота, но, повторюсь, этот сектор бизнеса развивается, и мы видим в его развитии большую перспективу. Например, штрафы ГИБДД через нашу сеть можно оплатить уже сейчас по всей России, это же относится и к налогам, и к платежам по решению Службы судебных приставов. Думаю, через два-три года это направление может занять в обороте платежных систем такую же долю, как, например, банковские услуги.

Какую долю в обороте на сегодня занимают услуги связи, которые в начале работы всех терминальных платежных сетей, включая вашу, доминировали в этом бизнесе?

Объемы платежей за связь продолжают расти, потому что растет объем услуг связи. Но доля этих услуг в платежном бизнесе сокращается - сейчас это примерно 67%. То есть, это сектор по-прежнему остается ведущим в бизнесе платежей, но не с 80-90% оборота, как раньше.

Возвращаясь к банковским услугам - после отказа Сбербанка продолжить предоставление сервиса пополнения «QIWI Кошелька» через свои банкоматы, с кем из банков вы сотрудничаете в этом направлении?

Мы уже говорили, что объем пополнения «QIWI Кошелька» через Сбербанк составлял всего около 2% от всех поступлений в эту систему. С нами работают более 150 банков, которые поддерживают на своих банкоматах и в системах интернет-банкинга функцию пополнения «QIWI Кошелька», а платежи в адрес этих банков можно осуществлять через QIWI (погашать кредиты, пополнять счета). А то, что Сбербанк так решил - что ж, это его решение. Как и ранее клиенты Сбербанка могут погашать кредиты и пополнять банковские счета через QIWI. Мы не планируем закрывать эту возможность для наших клиентов.

Какие еще существенные итоги 2011 года можно отметить?

Выросло число поставщиков услуг, подключенных к QIWI, на сегодня с нами работают около 7 тыс поставщиков услуг, в том числе, более 4 тыс из них - интернет-магазины. Соответственно вырос и размер среднего платежа в QIWI терминалах: в 2009 году он равнялся 105 рублей, а в 2011 году - 150 рублей. В «QIWI Кошельке» в 2011 году средний платеж удвоился и достиг 610 рублей. Если говорить о новых направлениях работы, то в прошедшем году мы выпустили новый продукт - пластиковую карту QIWI Visa Plastic. Баланс на ней равен балансу на счете клиента в «QIWI Кошелек» и пополняя «Кошелек», вы пополняете счет на этой карте. В остальном QIWI Visa Plastic можно использовать как обычную банковскую карту при оплате товаров и услуг в любых магазинах, ресторанах и т.д. C учетом пластика и виртуальных карт мы показали отличные результаты по эмиссии, выпустив за прошлый год более 1 миллиона карт. 

В рамках нашего проекта «QIWI Аренда» мы договариваемся об установке наших терминалов с крупными розничными сетями. Это позволяет экономить время и деньги нашим дилерам и агентам, занимающихся непосредственной эксплуатацией терминалов и повышает доходность терминалов, так как они массово устанавливаются в посещаемых потребителями местах. За счет такого подхода мы в 2011 году получили дополнительно к обороту 20,9 млрд рублей. Кроме того, мы получили более 18 млн рублей за шесть месяцев прошедшего года от нового сервиса QIWI Info, в рамках которого мы рассылаем SMS-уведомления о проведении платежа и прикрепляем к нему рекламу по заказу заинтересованных компаний. Я думаю, к концу года мы будет рассылать примерно 200 млн SMS с рекламой в месяц и зарабатывать на этом ежемесячно до 100 млн рублей. Сегмент мобильной рекламы абсолютно новый, пока его обороты не велики, но мы видим огромную перспективность данного сектора.

Скажите, а почему бывает так, что два ваших терминала расположены не более, чем в 100 метрах друг от друга, но комиссия за платежи в них совершенно разная, причем эта разница иногда достигает двукратного размера?

Устанавливать размер комиссии - исключительная прерогатива агента, эксплуатирующего  терминал. Она зависит от арендной платы и доходности терминала. Например, если вы платите за аренду места для терминала 1 тысячу рублей в день, а пользуются им три человека за день - комиссия будет большая. А если при той же арендной плате терминал используют тысяча человек - то и комиссия будет маленькой. Сейчас по Москве средняя комиссия в наших терминалах составляет 4-5% от размера платежа, а в регионах - 7-8%.

Агенты как-то согласовывают с вами размер комиссии?

Нет. Мы занимаемся только софтом, процессингом платежей, взаимоотношениями с поставщиками услуг, подключенными к системе. Все остальное, включая техническое обслуживание терминалов, инкассацию, аренду мест размещения, та же комиссия - дело наших агентов. Если бы мы строили вертикально структурированную компанию и делали все сами, то у нас бы работали не 1,5 тыс человек, а тысяч 80. Зачем создавать подобие Российских железных дорог (РЖД)? Мы считаем агентскую схему наиболее эффективной в нашем бизнес-сегменте.

Насколько позволяет судить мой потребительский опыт, что-то я не знаю в Москве ваших терминалов с комиссией 4-5% - меньше, чем 8% я не видел...

Дело в том, что 4-5% - это средний показатель с учетом 40% наших московских терминалов, расположенных в наиболее посещаемых местах, в которых комиссия нулевая. Если не учитывать такие терминалы, то средняя по Москве комиссия будет примерно 6-7%.

Планируете ли вы увеличивать количество своих терминалов в России?

Нет, сейчас число терминалов в стране вполне соответствует потребностям рынка и оптимально с точки зрения их доступности. У QIWI сейчас более 120 тыс терминалов из общего количества 220-250 тыс терминалов, установленных разными компаниями в нашей стране, и существенно наращивать это количество мы не планируем - это не имеет смысла. Мы сосредоточимся на повышении уровня использования наших терминалов потребителями за счет продвижения своего бренда и повышения доверия к нему. Очень большой резерв состоит в расширении объема коммунальных платежей через терминалы. Сейчас он пока очень не велик, потому что степень автоматизации работы коммунальных организаций не высока, но потенциал для развития здесь в ближайшие года три большой.

Как развивается ваша работа за рубежом?

Сейчас мы работаем в 21 стране и ежегодно приходим в четыре-пять новых страны. Одна из наших основных  задач - развить «QIWI Кошелек» в международную компанию с доступом к ее услугам по всему миру. Идея состоит в том, чтобы любой человек на планете, имеющий доступ в интернет или мобильный телефон, мог зайти в «QIWI Кошелек», зарегистрироваться и пользоваться им. Сегодня это уже могут сделать пользователи 17 стран через сайт QIWI.com. И, разумеется, мы продолжаем развивать в зарубежных странах традиционный для нас бизнес платежных терминалов по агентской схеме. «QIWI Кошелек» же развивается за рубежом как параллельно с терминальными сетями, так и самостоятельно - в тех странах, где наших терминалов нет, или пока еще нет. 

Насколько успешно идет ваш терминальный бизнес за рубежом - ведь за пределами России и СНГ такой метод платежей не очень распространен?

Это так, потому что эту технологическую модель придумали и сделали мы, мы ее и популяризируем в мире. Думаю, это нам неплохо удается: если два года назад нас за рубежом вообще никто не знал, то сейчас мы присутствуем на всех важных международных отраслевых событиях, и большинство уже знает, что это за QIWI такая, где и чем она занимается. Всего у нас сейчас в 20 зарубежных странах около 50 тыс терминалов. Но этого мало - по-хорошему в таком количестве стран должно быть 1-1,5 млн платежных терминалов. Однако нужно время: за рубежом мы занимаемся бизнесом только три года, а в России - десять лет. Для ускорения развития нужно набрать некую критическую массу бизнеса - например, в городе-миллионнике у вас должно быть не менее 1 тыс терминалов, чтобы потребитель заметил вашу сеть и стал постоянно ею пользоваться. Такой рубеж мы прошли, например, в Румынии - некоторое время мы набирали необходимую критическую массу, а затем, когда наши терминалы стали доступны везде, начался рост с темпом объема платежей 50-100% в месяц. По объему нашего терминального бизнеса среди зарубежных стран лидируют страны СНГ, в частности, Казахстан. В этой стране у нас более 25 тыс терминалов, оборот более $1 млрд и доля рынка более 50%. Очень хороший бизнес на Украине. Активно развиваются терминальные сети в Латинской Америке - в Бразилии, Чили, Перу и Аргентине, а также в ЮАР и Индии. Хотя это не всегда легко - русских далеко не везде «хорошо принимают». Однако тут очень помогает наличие среди наших акционеров компании Mail.ru, акции которой котируются на международной бирже, и известной японской корпорации Mitsui - отношение среди бизнесменов в зарубежных странах совсем другое, чем если бы мы приходили как просто какая-то неизвестная русская QIWI.

Вы говорили о планах выхода на рынок в США и других западных странах. Как обстоят дела с этим на сегодня?

В Евросоюзе мы не планируем широко развивать терминальный бизнес, кроме нескольких стран, где он у нас уже есть - это Латвия, Румыния, Сербия. В США мы сейчас находимся на стадии подготовки к запуску сети терминалов. Там очень большой рынок электоронных платежей с потенциалом раза в четыре больше российского. Но при этом широко применяются весьма устаревшие методы оплаты услуг - например, скретч-карты. Оказывается, что более 50% американцев не имеют счетов в банке. Поэтому рынок платежей в США - это наш рынок, очень подходящий для развития терминального бизнеса. И было бы неправильно не придти на него. Мы планируем, что наша сеть платежных терминалов заработает в США в этом году. Сейчас мы оформляем необходимые разрешительные документы, подбираем персонал, заключаем договоры с поставщиками услуг на участие в нашей платежной системе. Мы также ищем дилеров и агентов, ведем установку терминалов.  Как правило, на первом этапе мы устанавливаем около 100 терминалов.  Уверены, что бизнес в США будет не менее успешным, чем в России.

А почему вы не хотите более широко идти в Евросоюз, например, во Францию или Испанию с Германией?

В Евросоюзе большая доля абонентов пользуется постпейдной системой оплаты услуг связи, когда оплата производится по счету за фактически оказанные услуги. Оплата в основном проводится через банковские счета, поэтому объемы оплаты наличными невелики. Кроме того, очень маленькие комиссионные начисляются платежным агентам операторами сотовой связи: 2-4%, тогда как, например, в Латинской Америки операторская комиссия составляет 10-15%. Никакая розничная сеть не может работать с комиссией менее 5%, если это ее основной бизнес. Однако в Евросоюзе мы будем присутствовать через глобальный сервис «QIWI Кошелек», как и во всем мире. При этом в некоторых странах мира наш терминальный бизнес будет совмещен с бизнесом «QIWI Кошелек», а в других «QIWI Кошелек» будет развиваться самостоятельно. В Евросоюзе терминалы не нужны, а в Индии, где подавляющее большинство населения не имеет счетов в банках, без терминалов развивать «QIWI Кошелек» сложно. Поэтому в Индии у нас спустя полтора года работы действуют около 1,5 тыс терминалов, и мы будем развивать эту сеть и далее.

Возвращаясь к российскому рынку - недавно руководители «Почты России» сказали, что при определенных условиях почта могла бы заняться платежными банковскими услугами через собственные терминалы, а также в сотрудничестве с другими платежными системами. Могла бы «Почта России» в таком случае стать серьезным конкурентом на этом рынке?

Если учесть, что у «Почты России» около 40 тыс отделений в стране, а у нас уже 120 тыс терминалов, то почта, конечно, могла бы стать заметным игроком, однако я бы не видел в этом угрозы для нас. Вот если они, наконец, создадут Почта Банк - тогда это станет серьезным фактором развития их бизнеса. Вообще говоря, чем больше игроков на нашем рынке - тем для нас лучше, потому что чем больше компаний занимаются популяризацией и продвижением электронных платежей, тем больше людей начинают ими пользоваться, тем быстрее растет объем рынка и, значит, наши доходы. А расходы на рекламу и продвижение у каждого из игроков сокращаются, хотя общий объем этих расходов увеличивается. В результате же выиграет тот, у кого качество сервиса будет лучше, в чем мы относительно себя убеждены. Вот пример с Рустамом Татрико, владельцем банка «Русский стандарт». Он был пионером бизнеса быстрых потребительских кредитов и какое-то время был на этом рынке практически один. Затем игроков появилось много, но Тарико от этого не только не проиграл, а выиграл: он как был лидером так и остался. Но при этом если семь лет назад «Русский стандарт» занимал, скажем, 80% рынка, объем которого тогда равнялся 1 млрд рублей, то сейчас он занимает 20% рынка с объемом 100 млрд.  То есть, бизнес Тарико вырос более чем в 20 раз, а расходы на продвижение снизились раза в два. Так что конкуренция всегда только на пользу и рынку в целом и серьезным игрокам в отдельности.

03.04.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Есть мнение ...

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

ЦБ рассказал о новой схеме мошенничества через рекламуЦБ рассказал о новой схеме мошенничества через рекламу
Мошенники во время пандемии стали использовать безадресную финансовую рекламу, рассказал в интервью РИА Новости глава департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях.
Платежная система "Мир" потратила на рекламу 3,4 млрд...Платежная система "Мир" потратила на рекламу 3,4 млрд...
Государственная Национальная система платежных карт (НСПК), управляющая платежной системой «Мир», в 2019 году потратила на рекламу 3,36 млрд рублей — почти столько же, сколько Сбербанк. Это позволило бы госкомпании остановиться в шаге от топ-10 рекламодателей в России по размеру рекламного бюджета — немного ниже Сбербанка, но значительно выше любой другой компании с финансового рынка. Выручка НСПК за тот же год составила 16,2 млрд рублей.
"Я против расизма, но..." Как бренды наказывают инфлюэнсеров..."Я против расизма, но..." Как бренды наказывают инфлюэнсеров... (1)
Ксения Собчак и Регина Тодоренко — первые в истории российского рекламного рынка инфлюэнсеры, примерно наказанные брендами за высказывания, которые не отвечают их ценностям. Логично, что контракты с Собчак и Тодоренко разорвали западные компании. В США и Европе бренды уже давно следят за репутацией своих рекламных лиц. Они же, видимо, будут воспитывать инфлюэнсеров и в России. The Bell разобрался, почему они сейчас этим озаботились и какие у них для этого есть инструменты.
Рекламный инструмент Apple Search Ads повышает конверсию в установки...Рекламный инструмент Apple Search Ads повышает конверсию в установки...
Компания Zen Mobile Agency, входящая в состав iConText Group, протестировала рекламный инструмент Apple Search Ads, который стал доступен для россиян в начале мая 2020 года. Продвижение приложений внутри App Store позволяет повысить конверсию в установки на 17%.
Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты...Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты... (1)
Реагируя на стремительное изменение ситуации на рынке Исследовательский Центр АКАР/РАМУ/IAB Russia провел опрос 23-26 марта 2020 года среди компаний-членов IAB Russia на предмет их отношения к кризису, вызванному вирусом COVID-19, предпринимаемым мерам и оценки ближайшего будущего.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

16.07.2020 - 13:00
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация