Репортажи

Портрет Среднего Класса России кисти Игоря Качалова

Портрет Среднего Класса России кисти Игоря КачаловаПринято считать, что мужчины изобрели войну, женщины – моду, а социологи – Средний Класс. Так и повелось много тысяч лет: мужчины выясняют кто сильнее, женщины – кто красивее, а социологи выясняют – чей же Средний Класс наиболее средний.

История Вопроса
Первое упоминание традиционно относят к Аристотелю. Средний Класс по Аристотелю находится между аристократией и нижним слоем жителей современного ему общества. Аристотель описывал его пристрастия и политическую ценность.
В России впервые вслух и с использованием определенных социологических методик о Среднем Классе заговорили на излете советской эры. После чего тема Среднего Класса выпала из сверы внимания российских специалистов. Впервые в новое время о Среднем Классе заговорили в 90-х годах.
Посмотрев на моменты возникновения таких обостренных дискуссий о Среднем Классе, можно сделать достаточно интересный вывод. Разговоры о Среднем Классе регулярно появлялись в момент либо начала бурного роста рынка, либо в момент структуризации, стабилизации рынка.
 
Существует множество подходов к определению среднего класса. Назовем лишь 10 из них:
1.      уровень текущих денежных доходов семьи
2.      способ и источник получения основной массы доходов
3.      отношение к собственности на средства производства
4.      возможность принимать стратегические решения
5.      размер накопленного материального богатства семьи
6.      сфера деятельности и характер труда
7.      характер и объем потребления товаров и услуг
8.      уровень образования, профессиональная квалификация
9.      место проживания и качество основного жилья
10.  принадлежность к субкультурной/субэтнической группе
 
Средний класс (СК) в России только зарождается, но на его долю приходится уже около 25% рынка. При этом в развитых странах СК составляет 60-80% населения и отваивает 80-90% рынка.
Не будет преувеличением сказать: основным фактором на рынке является, прежде всего, потребитель. То есть, именно тот человек, который тратит деньги на те или иные услуги, товары и марки на рынке. Но доход не определяет принадлежность к Среднему Классу, а лишь является входным билетом в него.
 
Каковы приделы доходов СК?
Используем метод от обратного – известный способ рассуждения в математике.
Возможно ли представить, что имея на руках 100, 200, пусть даже 300 долларов, можно реализовать все другие характеристики представителей СК?
Например, много говорится о свободе: о свободе передвижения, о свободе выбора места жизни, о свободе выбора работы, выражения своего мнения? Если человек получает 200 долларов, а билет на самолет стоит от 150-200 долларов, то человек, очевидно, не сможет съездить в отпуск со всей семьей.
Однако если мы оглянемся вокруг себя, то увидим, что люди ездят на иномарках, отдыхают заграницей, учатся, делают вклады в банк, покупают жилье в кредит. Это означает, что доходы в России и Москве намного выше тех, которые мы заявляем. Просто психологический барьер мешает нам в этом признаться. ГосКомСтат называет цифру в 240$ на одного человека в семье, Путин в Германии озвучил цифру, эквивалентную 330 у.е., а по экспертным оценкам она составляет около 350$ на человека по России и около 1150 $ Москве (данные ГосКомСтата – 750). СК в России есть, и он не беден.

Необходимо подчеркнуть, что речь идет о поведении, которое осуществляют миллионы, а в масштабах России – десятки миллионов людей. Безусловно, можно представить отдельного индивидуума или даже несколько индивидуумов, которые, имея на руках 200-300 долларов в месяц, могут реализовать в своей жизни большинство характеристик СК: и ценностные, и поведенческие. Однако, они уже не смогут реализовать определенное потребительское поведение (отдых, машина, квартира, обучение детей, …) и тем самым уже не станут движущей силой экономики и рынка.
Но если говорить о десятках миллионов жителей России, то необходимо опираться на определенные средние нормы поведения.
Доход в 1,000 долларов +/- 20% на человека в месяц - входной билет в Средний Класс. Таких людей – должно стать более 60% населения страны.
 
Интересно систематизировать эту характеристику – определить СК вообще через его рыночную силу.
Первый момент: представитель СК на свои повседневные нужды имеет от 1,000 до 5,000 долларов ежемесячно на члена семьи.
Второй момент: количество таких людей в стране не менее 60% всех жителей страны. В большинстве стран эта цифра – уже 70 или 80%.
Только в этом случае можно говорить, что СК является:
движущей силой
опорой рынка
опорой страны
становым хребтом
и множество других красивых и эмоциональных терминов, которые используют социологи, политики, а в последнее время и маркетологи. Очевидно, если 90 и более процентов всех покупок на рынке определяет тот самый СК, он и является этим главным фактором. Но это возникает только в том случае, когда две трети жителей страны имеют от 1000 до 5000 долларов на свои ежемесячные нужды.
 

Россия на Пороге Среднего Класса
 

 Место и роль Среднего Класса в России. 
 

Средний Класс в России составляет только нескольких процентов от населения. Однако, уже сейчас тратит каждый 5-6 рубль на рынке. Причем предпочтение чаще всего отдается торговым маркам premium и super premium сегментов. Этот рост потребителей возник после 1998 года.
Хочется заметить, что, как только появились эти несколько процентов людей, которых в принципе хоть как-то можно отнести к Среднему Классу, так сразу они принялись тратить каждый пятый – шестой рубль в сотнях тысячах магазинов России. Даже эти несколько процентов людей заявили о себе, как об очень серьезной движущей силе рынка. Эти люди действительно резко стали изменять структуру рыночного хозяйства, структуру представленности товаров в магазине. В частности, они отдают очень жесткое предпочтение качественным, в том числе, и брендированным товарам.
Основной вывод: в России есть Средний Класс, он набирает силу и вскоре свершит маленькую потребительскую революцию на отечественном рынке.
 
По материалам конференции "Эффективное позиционирование товаров и услуг для среднего класса" (доклад г-на Качалова), Москва, 27 января и открытым публикациям  Агентства Качалов и Коллеги.
 

Александра Полюшкова
advertology.ru

28.01.2005

на печать


Комментарии

Михай LOVA Силыч
14.02.2005 9:35 | сообщение #1
 

Печально, что людей с доходом до $500 относят к "бедным". Традиционно для России (а не Москвы) в бедные записывают людей с доходом до $100. Иначе мы так и не сможем говорить о "среднем классе". Понятно, что в мегаполисах и городах свыше 500 000 населения можно считать процесс приготовления пищи непозволительной роскошью в связи с нехваткой времени. Но отсюда и ваши $500 превращаются, превращаются... превращаются в $300-350/ Правильно - попробуй-ка наработай денег на кафе-рестораны. А всякие пельмени и вареники есть ваш "средний класс" не станет, а наш (который в провинции) вполне и запросто. Вообще вопрос сложный, а, главное, спорный. Дискутировать можно с аргументами и "за" и "против" того что СК уже существует. Вопрос критериев. Для Москвы, конечно, до полштуки в месяц ты Никто и звать тебя Никак. А вот у нас на Алтае, извини подвинься. Особенно в городах небольших. Трёшку можно снимать за $100 баксов, ещё на сто питаться амброизией да нектаром. Ну и на $300 в месяц одеваться-раздеваться когда захочешь. Так что если отбросить предрассудки, да некое столичное "звезданудство" надо признать что планку-то вы подзадрали!
П. С. Я в своих комментариях могу чего не так очепятать, а вот статьи стоило бы редактировать, а то некрасиво - это же издание, пусть и электронное...

Гость
14.02.2005 10:16 | сообщение #2
 

"... доходы в России и Москве намного выше тех, которые мы заявляем. Просто психологический барьер мешает нам в этом признаться."
Гениально!? Нам бы много хороших психиаторов/психологов и задача удвоения ВВП будет решена?

Так и не понял о чем статья, для чего какие-то цифры представлены, которые, кроме всего прочего "нескладушатся"... Может это ПР?

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 00:09
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация